Приглашаем посетить сайт

Зелинский С.: Психологический анализ личности и творчества Франца Кафки
Заключение

Заключение

В ходе предпринятого нами психоаналитического исследования личности и творчества австрийского писателя Франца Кафки, мы пришли к определенным выводам, которые не только подтверждают наличие у Кафки особого рода невротических состояний, но и доказали, что сублимирование (как одна из защит психики) - играло значительную роль в характере творчества Ф. Кафки, и, в какой-то мере,-- способствовало ему.

Используя для анализа личности и творчества Ф. Кафки психоаналитическую теорию З. Фрейда, мы нашли отражение в мотивационных поведенческих мотивах как самого Ф. Кафки (так и героев его произведений) существование всех основных психоаналитических концепций разработанных Фрейдом.

Например, исследуя влияние (и, прежде всего, существования) Эдипова комплекса, мы постарались доказать, что Франц Кафка, не только всю свою жизнь находился под влиянием отца,-- но и всячески стремился из-под этого влияния выйти. Один из способов "показать значимость" перед отцом (и, тем самым, высвободиться от его авторитета, стать на один уровень с отцом),-- Кафка видел в литературном творчестве. Как "вариант" (попытки) высвобождения - Кафка использовал и "переключения на новый сексуальный объект", которыми в жизни Кафки были его невесты; но,-- заметим,-- ни с одной из них Кафка так и не смог соединиться в браке.

Кроме того, подтверждение существования Эдипова комплекса (а равно - предположение об отыгрывании бессознательного в героях своих произведений) мы находим в рассказах и новеллах Франца Кафки. Достаточно характерны в этом отношении, два, пожалуй, самых известных рассказа Кафки: "Превращение" и "Приговор". В них, противостояние главных героев - Грегора Замзы ("Превращение") и Георга Бендемана ("Приговор"), заканчивается их смертью.

Стремление высвободиться из-под влияния отца - продемонстрировано Кафкой на страницах его романов "Процесс" и "Замок". (А в романе "Америка" -- родители вообще избавляются от сына - отправляя его на пароходе из Европы в Америку, словно освобождаясь от притязаний подростка, личность которого явно осталась психически инфантильной).

Рассматривая влияние такой инстанции психики как "Сверх-Я" (Супер-Эго), мы пришли к заключению, что цензура психики Франца Кафки была столь сильна и значительна, что чувство вины (образованное вследствие влияния "Сверх-Я"), до конца жизни довлело над Кафкой; подчиняя себе, и вынуждая приносить все большую и большую искупительную "жертвенность".

Кроме того, чувство вины - служило и следствием влияния на Кафку Эдипова комплекса.

Кроме того, мы вполне можем предположить, что чувство вины,-- всячески противилось и существованию в жизни Кафки его "возлюбленной" - Фелиции Бауэр; с которой, за пять лет отношений, (за это время произошли две помолвки и столько же расторжений оных),-- не только "не соединился" в браке, но и некое суммарное время, проведенное вместе, - вряд ли превышало несколько месяцев. Будучи невероятно совестливым человеком (совесть - одна из причин влияния "Сверх-Я") - Франц Кафка, конечно же, переживал, что вынужден обманывать нелюбимую женщину (которую - мы высказали предположение - он использовал в роли музы).

Кроме того, мы вполне пришли к заключению о существовании у Кафки латентных садомазохизма и гомосексуальности. Первое, - подтверждалось, в т. ч., и мучительным стремлением удержать, подчинить своей власти Фелицию (равно, впрочем, как и других "возлюбленных"), насаждению своего влияния на них; и в тоже время - испытыванием страдания - от того, что должен "играть" роль возлюбленного; тогда как Кафке, в большей мере (и он сам не раз - мы приводили эти высказывания - говорит о том), было желанно именно одиночество. Стремлением к одиночеству, отчужденности от жизни, -- проникнуты также, и почти все произведения Кафки. (Особенно характерно в этом плане новелла "Нора", где Кафка предстает в образе некоего существа, стремившегося "поглубже" уйти в землю, чтобы избежать общений с кем бы то ни было).

Что касается латентной (скрытой) гомосексуальности, то на основании работ Фрейда, московского академика-сексолога И. Кона, и сочинений самого Кафки, - мы пришли к заключению: о бессознательном существовании у Франца Кафки, подобного рода, девиаций. (Кроме того, латентная гомосексуальность -- служила и образованию,- кроме причин, уже нами раннее перечисленных, - у Франца Кафки,-- чувства вины. Несомненно, подпитывая,-- существование ее).

И латентной гомосексуальностью, и латентным садомазохизмом, проникнуты романы Кафки "Замок" и "Америка"; где всегда, наравне с главными героями, присутствуют и помощники, над которыми землемер К. ("Замок") и Карл Россман ("Америка"), всячески издеваются, избивая их и подчиняя своей воле. Сами же - страдают; и от женщин (которые всегда выставлены Кафкой в самом, что на есть, "неприглядном виде"), и (или) от самой жизни (чиновников, судей, и т. п.). А в рассказе "В исправительной колонии", вообще, "во всей красе",-- показана казнь (длившаяся 12 часов), подготовка, ожидание ее, и т. п.; причем, создается впечатление,-- что сам Ф. Кафка, - уже давно "отпустил" свое бессознательное; наслаждаясь "произведенным эффектом" (от пыток заключенного, и смерти офицера-палача).

страха, беспокойств, тревожности, неуверенности Франца Кафки; а равно - был причиной и развития творчества (образование которого становилось возможным в результате сублимации - одной из форм защиты психики, защиты сознания - от господствования бессознательного; сублимации, благодаря которой - достигается катарсис - очищение). Именно отчужденность героев произведений Кафки (их стремление к отрешенности от внешнего мира, страдания от этого мира), проявляется в рассказах: "Верхом на ведре", "Блюмфельд, пожилой холостяк", "Перед Законом", "Мост", "Коршун", "Супружеская пара", "Семейный врач", "Описание одной схватки", "Голодарь", и др.

Таким образом, применив психоаналитическую теорию Зигмунда Фрейда,-- мы проанализировали личность и творчество Франца Кафки, и нашли подтверждение высказанных (в вступлении) предположений, продемонстрировав, к тому же, возможности глубинной психологии, психоанализа, и, в частности, его прикладного аспекта, доказавшего свою более чем эффективность - в исследовании подобного рода.

внеся свой вклад в исследования личности и творчества Франца Кафки, но и помогли многочисленным читателям и поклонникам творчества Франца Кафки - лучше понять его, заглянув в приоткрытый нами занавес над тайной. Тайной,-- Франца Кафки. Тайной, которую он создавал на протяжении всей своей недолгой жизни.

Зелинский Сергей Алексеевич