Приглашаем посетить сайт

Зелинский С.: Психологический анализ личности и творчества Франца Кафки
1. Кафка. Под властью сверх - я.

1. Кафка. Под властью сверх - я.

1. 1. Кафка. "Классический" вариант Эдипова комплекса".

"Я полагаю, что мы не ошибемся, если допустим существование... Эдипова комплекса у всех вообще людей, а у невротиков в особенности"1, -- эти слова, высказанные Фрейдом в 1923 году в работе "Я и Оно", по всей видимости, пройдут лейтмотивом сквозь предпринятую нами попытку психоаналитического исследования личности Франца Кафки. И тогда уже, именно Эдипов комплекс будет являться, как бы, первопричиной того невроза, во власти которого "наш герой" находился всю свою (быть может, и не долгую, по сути) жизнь.

"... бессилие, -- писал Кафка в своем дневнике 16 января 1922 года2, -- не в силах спать, не в силах бодрствовать, не в силах переносить жизнь... часы идут вразнобой, внутренние мчатся вперед в... демоническом... нечеловеческом темпе, наружные, запинаясь, идут... обычным ходом... эти два различных мира... разрывают друг друга самым ужасающим образом... одиночество теперь непреложно и беспредельно. Куда оно ведет?... к безумию..."...

Однако, что же собой представляет Эдипов комплекс?

Первое упоминание Фрейдом об Эдипове комплексе, относится к 1900 году. В работе "Толкование сновидений" он писал: "... родители играют преобладающую роль в детской душевной жизни всех позднейших психоневротиков, любовь к одному из них и ненависть к другому образуют неизменную составную часть психического материала... чрезвычайно важного для симптоматики последующего невроза... Древность в подтверждении этой истины завещала нам чрезвычайно убедительный миф..."3.

Далее Фрейд кратко пересказывает одноименную трагедию Софокла,-- "Я разумею... миф о царе Эдипе... Эдип, сын Лая, фиванского царя, и Иокасты, покидается своими родителями вскоре после рождения на свет, так как оракул возвестил отцу, что еще не рожденный им сын будет его убийцей. Эдипа спасают, и он воспитывается при дворе другого царя, пока сам, сомневаясь в своем происхождении, не спрашивает оракула и не получает от него совет избегать родины, так как он должен стать убийцей своего отца и супругом своей матери. По дороге с мнимой родины он встречает царя Лая и убивает его во внезапно разгоревшемся сражении. Потом подходит к Фивам, разрешает загадку преграждающего путь сфинкса и в благодарность за это избирается на фиванский престол и награждается рукою Иокасты. Долгое время он правит в покое и мире и производит от своей жены-матери двух дочерей и двух сыновей...". 4 В итоге, Эдип все же узнает, кто его настоящий отец и мать, ослепляет себя и покидает родину.

Следует заметить, что Зигмунд Фрейд отводил Эдиповому комплексу основную роль в психоанализе, считая, что именно в нем следует искать первоистоки причин, оказывающих влияние на всю последующую жизнь индивида. "Совершенно несомненно,-- отмечает он,5-- что в Эдиповом комплексе можно видеть один из самых важных источников сознания вины, которое так часто мучает невротиков". И уже тогда, именно половое влечение к матери и ненависть к отцу, будут и являться составляющими Эдипова комплекса.

Мать является первым объектом эротического влечения, поэтому, -- как считал Фрейд,6 --и отношения между матерью и ребенком уже с самого рождения носят сексуальную окраску. Причем, маленький мужчина не только сам хочет обладать матерью, но и рассматривает отца как некоего соперника, явно выражая недовольство, если видит, что отец (в присутствии него), позволяет какую - либо нежность к матери. А уже отсюда,-- и возникновение у ребенка агрессивных чувств по отношению к отцу. Выражающихся, иной раз, и в желании его смерти.7

Однако Фрейд отмечает, что одновременно с этим желанием, (при других обстоятельствах), у этого же самого мальчика, проявляется и амбивалентное чувство.8

Выражающееся в виде нежности и любви к отцу.

Вероятно, в силу возраста, в душе ребенка в ту пору еще нераздельно господствует принцип наслаждения, так или иначе, и объясняющий совмещение как инцестуозных, так и враждебных и желаний. Волошинов пишет: "Когда принцип реальности получает силу, и голос отца с его запретами начинает мало - помалу перерабатываться в голос собственной совести, -- начинается тяжелая, упорная борьба с инцестуозными влечениями, и они вытесняются в бессознательное. Весь Эдипов комплекс подвергается полной амнезии (забвению). На месте вытесненных влечений рождается страх и стыд; их вызывает в душе самая мысль о возможности полового влечения к матери... В дальнейшей жизни человек разыгрывает все снова и снова, -- сам, конечно, совершенно этого не сознавая, -- с новыми участниками жизни это первичное событие Эдипова комплекса, перенося на них свои вытесненные, а потому и вечно живые чувства к матери и к отцу. Это основано на так называемом механизме перенесения... Под ним Фрейд понимает бессознательное перемещение вытесненных влечений, главным образом сексуальных, со своего прямого объекта на другой -- замещающий"9.

Следует отметить, что процесс вытеснения Эдипова комплекса не всегда проходит безболезненно для ребенка. Иной раз случается, что он приводит к образованию разного рода невротических заболеваний. И особенно -- детских фобий.10

И быть может потому, именно процесс выхода из Эдипова комплекса, Фрейд считал очень "важным" в последующей судьбе индивида. И уже тогда,-- именно в выборе постороннего реального объекта, он видел возможность: "... отделить либидозные желания от матери... и примириться с отцом, если он оставался с ним во вражде, или освободиться от его давления, если он в виде реакции на детский протест попал в подчинение к нему. Эти задачи,-- замечал Фрейд,-- редко удается... решить идеальным образом... А невротикам... вообще не удается; сын всю свою жизнь склоняется перед авторитетом отца...".11

наше предположение. Кафка пишет: "Недавно представил себе, что малым ребенком я был побежден отцом и теперь из честолюбия не могу покинуть поле боя -- все последующие годы напролет, хотя меня побеждают снова и снова".12

Стоит отметить, что психологическое противостояние отца и сына действительно продолжалось на протяжении всего времени их совместного существования. Худощавый быть может даже с ярко выраженной худобой (при росте 183 см его вес едва ли достигал 50 - 55 кг) -- вечно понурый, с "опущенными" чертами лица, излишне чувствительный, неуверенный в себе и легко впадающий в отчаяние Франц Кафка, (для которого пессимистичность и пониженность настроения явно были более чем характерной особенностью), вызывал недовольство у крупного, жизнерадостного и самодовольного Германа Кафки. Всегда имеющий на все только свое (обязательно отличное от других) мнение - его отец явно представлял тот особый тип личности, "твердолобость" которых не только не располагает к каким-либо компромиссам в суждениях, но и вполне искренне считающих, что их авторитет (сродни настоящей авторитарности) не должен вызывать ни у кого никаких сомнений. Ни в семье, ни у работников. (Герман Кафка оказался неплохим коммерсантом: когда-то открытый им небольшой магазинчик "модной" одежды, вскоре перерос в огромную оптовую фирму, разместившуюся на первом этаже дворца Кински на Большой площади старого города в Вене. А под конец жизни он вообще собирался продать свое предприятие, став владельцем пятиэтажного доходного дома)13.

Но уже как бы то ни было, не только Франц Кафка, но и его сестры (да и мать),-- находились под одним и тем же "прессингом" зарвавшегося в своем "самодурстве" "родителя". Причем, только мать Франца -- Юлия Кафка - практически полностью смирилась с таким "напором". "Моя мать, -- писал Франц Кафка Фелиции Бауэр, -- возлюбленная рабыня моего отца, который тиранит ее".14  Тогда как Элли, Валли, и Оттла -- сестры Кафки -- точно также как и Франц, стремились всяческими путями избежать подобной тирании. Быть может потому и относительно рано (по крайней мере, две старшие из них) "выскочили" замуж.

К слову сказать, Франц Кафка на протяжении всей жизни не оставлял попыток показать "свою значимость" перед отцом. А подобное, он мог сделать (вспомним Эдипов комплекс), только "став с ним на один уровень".

Макс Брод, его самый близкий друг, биограф и душеприказчик (именно ему мы обязаны посмертными публикациями Ф. Кафки, собственно и сделавшими Кафку известным, -- тогда как, вспомним, при жизни были опубликованы лишь несколько небольших сборников новелл) писал в биографии Кафки: "Вот почему Кафка хотел сконцентрироваться на литературной работе как на попытке "уйти от собственного отца...". 15

И у того же Брода 16: "Результатом отцовского воспитания было бесконечное страдание Франца...". (А ведь вспомним, что Макс Брод познакомился с Францем Кафкой еще в 1902 году, когда ему было 17 (Кафке - 18) лет, и взаимоотношения отца и сына, как говориться, наблюдал воочию.

Стоит заметить, что наше упоминание об Эдиповом комплексе Ф. Кафки, практически обязывает нас коснуться и взаимоотношений Франца Кафки со своей матерью, Юлией Кафкой. Но тут, по всей видимости, никто не сможет сказать лучше чем он сам. В "Письме отцу" (1919) Франц Кафка пишет: "Верно, мать была безгранично добра ко мне... упрямство, неприязнь и даже ненависть, вызванные во мне Твоим воспитанием... мать сглаживала... добротой, разумными речами... своим заступничеством... Мать... втайне от Тебя защищала меня, втайне что-то давала, что-то разрешала...". 17

Взаимоотношения Ф. Кафки с матерью, по всей видимости, служили еще одним, дополнительным свидетельством существования у него Эдипова комплекса, так или иначе подтверждающим: и подсознательное эротическое влечение к матери, и такую же (подсознательную) ненависть к отцу.

И еще долго Ф. Кафка, помня свое состояние детства, когда он был всячески оберегаем и защищен матерью, бессознательно будет мечтать о повторении подобного.

В дневнике, от 24 октября 1911 года, мы находим: "... С некоторых пор я жалуюсь, что, хотя и вечно болен, у меня никогда не было какой-нибудь особой болезни, которая вынудила бы меня лечь в постель. Это желание наверняка связано большей частью с тем, что я знаю, как умеет мать утешить, когда, например, она входит из освещенной комнаты в полумрак комнаты больного, или вечером, когда день начинает монотонно переходить в ночь, она, возвращаясь из магазина, своими заботами и указаниями заставляет день начаться заново и подбивает больного помочь ей. Я снова пожелал бы себе этого, потому что был тогда слаб, и знаю, что именно делала бы мать, чтобы... доставлять радость детям" 18.

Во взаимоотношениях Франца Кафки с матерью -- несмотря на проникновенную, и, в принципе, ярко выраженную с ее стороны любовь к сыну -- сам Кафка, иной раз, боялся "потревожить" мать, явно опасаясь излишнего гнева отца. И уже тогда, запуганный, но так и не собирающийся сдаваться, подчиняясь его воле, Ф. Кафка на протяжении всей жизни вынужден был жить во все больше растущей конфронтации с отцом; словно боясь, каким-то образом, задействовать в конфликте мать.

Причем, помимо опасения "подставить ее под удар" в своем противостоянии с отцом, Францем руководило и еще кое-что другое: он считал ниже своего достоинства признавать свое поражение перед ним. А потому всеми силами старался завоевать -- его уважение...

И на его взгляд сделать подобное можно было только одним способом: доказать свою значимость! Стать с ним на один уровень!

Например, -- показным равнодушием. А в иные моменты,-- даже холодностью, отчужденностью, и, иной раз,-- гневом и раздражением.

"Какую ярость вызывает во мне мать! -- писал Кафка в дневнике 5 декабря 1913 года. -- Стоит мне только начать говорить с ней, как я уже раздражаюсь, почти кричу на нее".19

Но еще раз стоит заметить, что это, на наш взгляд, не более чем "вынужденная" маскировка (боящегося даже себе признаться в своих чувствах), любящего сына.

Вот как писал Клод Давид, (издатель и автор комментариев полного собрания сочинений Кафки) в своей работе "Франц Кафка": " Франц Кафка отвергал утешение, душевную теплоту (о которой... он в то же время мечтал). И боязнь, холодность Франца в свою очередь парализовали робкие попытки нежности его к матери, что их разделяло постоянное непонимание. Об этом свидетельствует несколько строк постскриптума в

Нам можно предположить, что противостояние Ф. Кафки своему отцу не прошло бесследно для юного Франца. В последующем все это послужило появлению различных отрицательных симптомов, (как то: страха, тревожности, беспокойства, и т. п.), служащих наряду с рядом других (повторяющаяся бессонница, заниженная самооценка, неуверенность в своих силах, излишне развитая самокритичность, мысли о самоубийстве и т. п.), по всей видимости, свидетельством наличия у Кафки невроза. Невроза, от которого он безуспешно пытался избавиться на протяжении всей жизни.

В дневнике от 2 октября 1911 года, Кафка делает запись: "Бессонная ночь. Уже третья подряд".20

2 ноября того же года: "Сегодня утром впервые после долгого перерыва снова радость при представлении о поворачиваемом в моем сердце ноже".21

14 ноября 1911 г. : "... пополудни, засыпая. Словно твердая черепная крышка, покрывающая безболезненный череп, вдавилась вовнутрь и часть мозга оставила снаружи- в свободной игре света и мускулов".22

"Разбежаться к окну и сквозь разбитые рамы и стекла, ослабев от напряжения всех сил, переступить через оконный парапет". 23

16 февраля 1915 г. : "Не нахожу себе места. Словно все, чем я владел, покинуло меня, а вернись оно - я едва ли был бы рад".24

6 октября 1915 г. : "Различные формы нервозности".25

1 февраля 1922 г. : "Ничего, только усталость".26

3 февраля 1922 г. : "Бессонница, почти сплошная... слабость, бессилие очевидны, но описать эту смесь робости, сдержанности... безразличия трудно...".27

"Целых три дня ничего не писал". 28

31 января 1912 г. : "Ничего не писал".29

7 июля 1912 г. : "Зол. Ничего не писал...".30

9 июля 1912 г. : "Так долго ничего не писал. Завтра начать. Иначе я снова увязну во все расширяющемся неудержимом недовольстве; собственно говоря, оно уже охватывает меня. Начались нервозности...".31

10 августа 1912 г. : "Ничего не писал".32

"Мучительное утро в постели. Единственным выходом мне казался прыжок из окна".33

14 февраля 1914 г. : "Если бы я покончил с собой, никто нисколько не был бы виноват... я обречен, я не вижу другого выхода...".34

15 февраля 1914 г. : "... мысли о самоубийстве".35

Кроме того, отношения Кафки с отцом (Эдипов комплекс), согласно теории высказанной Фрейдом,-- способствовали образованию Сверх - Я.

Действительно, если попытаться предположить причины возникновения Сверх - Я, то мы придем к выводу, что Сверх - Я образуется из-за попыток ребенка отождествить (идентифицировать) себя с отцом. А само влечение к какому-либо лицу,-- может реализоваться в двух способах: в попытке овладеть этим лицом (вспомним подобное желание маленького мальчика по отношению к матери в период Эдипова комплекса), и,-- в стремлении отождествить себя с ним.

Во время оральной фазы ребенок еще не знает иного подхода, нежели как поглощения объекта. Иным словами, все, что ему кажется мало-мальски ценным, ребенок стремиться, тотчас же захватить и затолкать в свой рот. Т. е. ,-- таким "незамысловатым" образом,-- ввести это "что-то" -- в свой организм. Тогда как -- стремление к подражанию, является, как бы, заместителем более древнего поглощения.

В итоге, при невозможности овладеть объектом, человек -- отождествляется с ним.36 И вот уже именно этим отождествлением (идентификацией),-- и объясняется возникновение у человека Сверх - Я.

В работе "Я и Оно" Фрейд пишет, что нам можно: "... предположить существование некой инстанции в Я, дифференциацию внутри Я, которую можно назвать Я - Идеалом или Сверх - Я...". Далее Фрейд несколько уточняет первопричину возникновения Сверх - Я, утверждая, что за ним: "... скрывается первая и самая важная идентификация индивидуума, именно -- идентификация с отцом в самый ранний период истории развития личности. Такая идентификация... прямая... привязанность к объекту...". И далее: "Сверх - Я сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс, чем стремительнее было его вытеснение... тем строже впоследствии Сверх - Я будет властвовать над Я как совесть, а, может быть, и как бессознательное чувство вины... Сверх - Я, выражение нашего отношения к родителям...".37

38, его проявление в бессознательном чувстве вины, тяготеющим над душами некоторых людей. "Сознание не признает этой вины, борется с чувством виновности, но не может его преодолеть".39

Следы подобной борьбы, которая самым неизменным образом выливается в растущую у Кафки неуверенность и недовольство самим собой,-- мы находим в его дневниках.

19 ноября 1913 года Кафка делает следующую запись: "... у меня нет сейчас ни малейшей уверенности в настоящем... Я не уверен в себе больше, чем когда бы то не было, лишь насилие жизни ощущаю я. И я совершенно пуст. Я подобен овце, потерянной ночью в горах, или овце, бегущей вслед за этой овцой. Быть таким потерянным и не иметь даже сил это оплакивать". 40

И сродни ей, запись от 6 августа 1914 года: "... Я разбит, а не окреп. Пустой сосуд, еще целый, но уже погребенный под осколками, или уже осколок, но все еще под гнетом целого. Полон лжи, ненависти и зависти. Полон лени, слабости и беззащитности...

".41

Кроме того, как отмечает Волошинов в своей работе "Фрейдизм", еще одной из характерных особенностей "Сверх - Я", является: "... Внезапное пробуждение совести, случаи проявления человеком необычайной к себе самому строгости, презрения... меланхолии и пр. Во всех этих явлениях сознательное "Я" принуждено подчиниться силе, действующей из глубины бессознательного, но в то же время моральной, часто даже "гиперморальной...".42

"Горечь, которую я чувствовал вчера вечером, когда Макс читал у Баума мой небольшой рассказ, -- записал Кафка в дневнике от 1 ноября 1911 г.43, -- Я замкнулся в себе и сидел, не смея поднять голову, прямо-таки вдавив подбородок в грудь.

Беспорядочные фразы с провалами, в которые можно засунуть обе руки; одна фраза звучит высоко, другая низко, как придется; одна фраза трется о другую, как язык о дырявый или вставной зуб; иная же фраза так грубо вламывается, что весь рассказ застывает в досадном недоумении...".

"... Я бессилен и опустошен, как всегда, и, собственно говоря, должен бы размышлять только о том, почему у кого-то все же возникает хоть малейшее желание дотронуться до меня мизинцем...".44

Таким образом, все вышеприведенное, на наш взгляд, как нельзя лучше свидетельствует о той роли "Сверх - Я", которая на протяжении всей жизни оказывала свое влияние на Франца Кафку.

Примечания.

1 Фрейд З. Я и Оно.// Психология бессознательного. СПб.: Питер, 2002. С. 388

Источник: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/literatura-xx-veka-tolmachev/franc-kafka.htm

1.

3 Мертенс В. Эдипов комплекс// Ключевые понятия психоанализа/ Под ред. В. Мертенса. СПб., 2001. С. 163.

Вероятно, следует считать упоминание «первым», -- как таковым, -- лишь по отношению к первому официальному упоминанию об Эдиповом комплексе. Тогда как Мертенс в своей работе отмечает что впервые к мифологическому образу Эдипа Фрейд обратился в письме к своему другу и берлинскому врачу Вильгельму Флиссу в 1897 г. : «Быть совершенно искренним к самому себе – полезный опыт. Мне пришла на ум одна всеобъемлющая мысль. Я обнаружил и у себя влюбленность в мать и ревность к отцу и считаю их теперь типичными переживаниями раннего детства…

Если так оно и есть, то можно объяснить, почему царь Эдип, вопреки всем доводам разума, обращенным против рокового пророчества, имеет столь притягательную силу, а дальнейшая его участь оказалась столь жалкой… Всякий зритель в глубине души некогда воображал себя таким Эдипом».

(Freud S. (1985 c). Briefe an Wilheim Flies 1887-1904. Hg. Von J. M. Masson. Bearb. Der deutschen Fassung von Michael Schroter. Frankfurt/ M.: S. Fischer.

5 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. СПб.: Азбука-классика, 2003. С. 333.

6 Там же. С. 333-334.

7 Там же. С. 337.

8 Там же. С. 333.

10 Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика // Психология бессознательного. Питер, 2002. С. 38-112.

11 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. СПб.: Азбука-классика, 2003. С. 338.

12 Кафка Ф. Дневники // Собрание сочинений. Дневники.. СПб.: Симпозиум, 1999. С. 451.

13 Давид К. Франц Кафка.—Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1998.—с. 24-25.

15 Брод М. Узник абсолюта. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. С. 31.

16 Брод М. Узник абсолюта. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. С. 30.

17 Кафка Ф. Письмо отцу // Процесс. Замок: Романы. Новеллы и притчи. Афоризмы. Письмо отцу. Завещание. М.: Пушкинская библиотека, Издательство АСТ», 2004. С. 817-818.

18 Кафка Ф. Дневники // Собрание сочинений. Дневники. СПБ.: Симпозиум, 1999. С. 89.

20 Кафка Ф. Дневники // Собрание сочинений. Дневники. СПБ.: Симпозиум, 1999. С. 57.

21 Там же. С. 105.

22 Там же. С. 123.

23 Там же. С.. 165.

25 Там же. С. 383.

26Там же. С. 467.

27 Там же. С. 468.

28 Там же. С. 139.

30 Там же. С. 225

31 Кафка Ф. Дневники // Собрание сочинений. Дневники. СПБ.: Симпозиум, 1999. С. 226.

32 Там же. С. 227.

33 Там же. С. 253.

35 Там же. С.. 289.

36 Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн.: Попурри, 2003. С. 422.

37 Фрейд З. Я и Оно // Психология бессознательного. СПб.: Питер, 2002. С. 385-390.

38 Волошинов В. Н. Фрейдизм. М.: Лабиринт, 2004. С. 41.

40 Кафка Ф. Дневники // Собрание сочинений. Дневники. СПБ.: Симпозиум, 1999. С. 264.

41Там же. С. 328.

42 Волошинов В. Н. Фрейдизм. М., Лабиринт, 2004. С. 41

43 Кафка Ф. Дневники // Собрание сочинений. Дневники. СПБ.: Симпозиум, 1999. С. 109.