Приглашаем посетить сайт

Зелинский С.: Психологический анализ личности и творчества Франца Кафки
5. Гомосексуальность.

5. Гомосексуальность.

Тема латентной гомосексуальности, на наш взгляд, была достаточно проработана в психологическом анализе личности Кафки. Тогда как, по отношению к его творчеству - стоит заметить, что подобный характер "взаимоотношений" вполне прослеживается в мотивах поведения главных героев всех трех романов Кафки ("Америка", "Процесс", "Замок"). И, основная черта, которая "роднит" всех героев (и Карл Россман, и Йозеф К., и К.),-- это отношения с мужчинами. Без явно выраженных (в сознательном варианте; все скрыто глубоко в подсознании) гомосексуальных отношений (подобное в произведениях Кафки не встречается нигде). И тогда уже, постараемся найти то общее в трех романах, что, на уровне подсознания,-- обращает на себя внимание.

а). Явно выраженная прерогатива общения больше с мужчинами, чем с женщинами;

б). Роль женщин - явно,-- или совсем ничтожна,-- или сводится к нулю (по крайней мере, нигде их точка зрения - да и вообще существование - не принимается всерьез);

в). Обращает внимание постоянное "сопровождение" главных героев и "Америки" и "Замка" - двумя спутниками: бродягами Робинсоном и Деламаршем -- в "Америке", и помощниками Артуром и Иеремией - в "Замке");

г). Иной раз проявляющаяся - и заметная именно на бессознательном уровне - "привязанность" главных героев к встречающимся на их пути (в жизни) мужчинам. А также просматривающаяся некая недоговоренность в общении с ними. Как будто все время ощущается желание героев романов Кафки сделать нечто большее, выйти за границы допустимого. (Что, заметим, они и делают, -- и потому это так и остается исключительно в бессознательном);

д). Ощущение (на уровне подсознания) незащищенности героев произведений Кафки, их стремление найти "защитника", найти опору в лице кого-то более --сильного, нежели они (что, напомним, характерно для "пассивных" гомосексуалистов);

Кафке, и которая проявлялась на страницах его произведений.

И тогда уже, желая подытожить предпринятое нами исследование творчества Франца Кафки (в модели психоаналитической теории Фрейда), следует сделать один общий вывод: бессознательное Франца Кафки (то самое бессознательное, в общей массе которого сочетались и Эдипов комплекс, и садомазохизм, и латентная гомосексуальность, и чувство вины..., -- объединенные неврозом, психопатическими и психопатологическим расстройством личности), это самое бессознательное, бесспорно, оказывало самое активное влияние на творчество. Творчество, которое и было возможно только практически благодаря сублимации, с помощью которой, симптомы перечисленных нами перверсий и отклонений в психике - смогли проецироваться в образы героев произведений Кафки, тем самым, спасая сознание автора, от дальнейшего (и всецелого) поглощения бессознательным!

Зелинский С. А.

октябрь-ноябрь 2004 г.