Приглашаем посетить сайт

Захаров Валерий: Герой абсурда и его бунт
Примечания

Примечания:

1 С. Франк. Реальность и человек. YMCA PRESS, Париж, 1956 г.

2 «Ман-е-сю», XVI, с. 3851.

3 Этот вопрос бл. Августин обходит, не желая его обсуждать. В то же время для умозрительного обоснования догмата грехопадения или догмата Троицы он широко использует весь арсенал неоплатонической философии.

4 Непостижимое постигается непостижением (Н. Кузанский).

5 На Земле, в этом великом храме, покинутом бессмертными, все мои кумиры — идолы с глиняными ногами.

6 Фрагмент из романа «Посторонний»: в ночь перед казнью Мерсо его духовник, вконец сбитый с толку полным его равнодушием к вечной жизни, хочет молиться за него. «... У меня что-то оборвалось внутри. Я заорал во всё горло, я требовал, чтобы он не смел за меня молиться. Я схватил его за ворот... Как он уверен в своих небесах! Скажите на милость! А ведь он даже не может считать себя живым, потому что он живой мертвец. У меня вот как будто нет ничего за душой. Но я-то хоть уверен в себе, куда больше, чем он, — уверен, что я ещё живу и что скоро придёт ко мне смерть. Да, вот только в этом я и уверен. Но по крайней мере я знаю, что это реальная истина, и не бегу от неё. Я был прав и сейчас я прав и всегда был прав...»

7 «Свет сознания, в котором я родился и в котором люди вот уже тысячелетия приветствуют жизнь даже в страдании».

8 Такое поверхностное понимание абсурда как абсолютного non-sens a демонстрирует, например, Вольтер в «Философских повестях».

9 Более точное слово — немецкое die Angst. Русское слово «страх» не передает адекватно смысл экзистенциалистского термина Angst.

10 Т. е. после «вынесения за скобки» всех эмпирических, натурально-вещных сущностных связей (в смысле феноменологической редукции).

11 По непонятной причине А. Камю, разоблачая этот произвол, эту élision y экзистенциалистов религиозного направления, нигде не анализирует их предтечу — бл. Августина.

12 A. Camus. L'espoir et l'absurde de F. Kafka.

13 Камю дает следующее «резюме всей философии Л. Шестова»: «Единственно истинный исход — это именно тот, где нет исхода для человеческого суждения. Иначе была ли бы у нас нужда в Боге? К Богу обращаются, только чтобы получить невозможное. Возможное и так доступно человеку».

«Бояться смерти, афиняне, — это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ, между тем её боятся, словно знают наверное, что она — величайшее из зол. Но не самое ли позорное невежество — воображать, будто знаешь то, чего не знаешь?»

15 Об этом свидетельствует образ старца Зосимы, диаметрально противоположный образу человека абсурда. И, возможно, эта контроверза означала расширение творческого поиска, приведшего к Синтезу.

16 На наш взгляд, лучше, чем Кириллов, это сделал Ставрогин.

17 H. Бердяев сказал бы: идеи, отчуждённые от человеческого «я» и выброшенные в объективный мир, становятся источником человеческого рабства («О рабстве и свободе человека»).

18 Ф. Достоевский. Преступление и наказание.

20 Ж. -П. Сартр. Тошнота (La nausée).

21 Послание ап. Павла к ефесянам, 4, 14, 17.

22 Гёте. Фауст.

23 Согласно традиции, идущей от Гомера, Сизиф в аиде уговорил Персефону разрешить ему вернуться на землю, чтобы наказать жену, тоже нарушившую правила Миропорядка, а именно священный обычай погребального обряда по умершем муже. Боги отпустили Сизифа, но тот обманул их и не вернулся в царство теней. Хитрость, употреблённая Сизифом, состояла в том, что, уходя с богиней Смерти в аид, он сам запретил жене совершать после его смерти погребальный обряд и жертвоприношение.

«Сизиф»), Вильнюс, 1983 г.

25 Термин, употребляемый Л. Шестовым.

27 Н. Бердяев. Философия свободного духа.

28 Ф. Достоевский. Идиот.

«Реквиема» дана П. В. Палиевским (очерк «Фолкнер и Камю»).