Приглашаем посетить сайт

Вераксич И.Ю.: Зарубежная литература. ХХ век Курс лекций
Лекция № 20. Английская литература второй половины ХХ века. Творчество Г. Грина

Лекция № 20

Английская литература второй половины ХХ века. Творчество Г. Грина

План

1. Особенности развития английской литературы второй половины ХХ века.

2. Художественный мир Грэма Грина:

а) обзор жизненного и творческого пути писателя;
б) «Тихий американец» Г. Грина как яркий образец антиколониального романа.

1. Особенности развития английской литературы второй половины ХХ века

После Второй мировой войны, ставшей историческим рубежом в жизни Великобритании и в развитии английской литературы, Британская империя как политическая система перестала существовать. Уже в первые послевоенные годы Великобритания начала терять свои прежние колонии. Своей независимости добивается Индия (1947), Бирма и Цейлон (1948). В 1950–1953 годах Британия поддерживает американскую интервенцию в Корее, завершившуюся провалом. Неудачной стала и интервенция в Египет. Не удалось удержать контроль над Суэцким каналом в 1956 году. Отстояли свою независимость и бывшие колонии на Ближнем Востоке и в Африке. В 1960 году 17 африканских стран получили независимость. Суэцкий кризис 1956 года подтвердил конец существования Британии как империи.

После войны в стране происходили многие демократические преобразования, но уже в 60-е годы обозначился поворот к новой политико-экономической программе, отвечавшей интересам крупного капитала.

Происходящие события получили отклик в литературе. Это сказалось в новой волне интереса к колониальной проблематике, к теме национально-освободительного движения в странах Арабского Востока, Африки, Азии. Появляются романы Дэсмонда Стюарта «Леопард в траве» (1953), «Неподходящий англичанин» (1955), трилогия «Смена ролей» (1966–1968), Бэзила Дэвидсона «Речные пороги» (1955), Нормана Льюиса «Вулканы над нами» (1957), Джеймса Олдриджа «Герои пустынных горизонтов» (1954).

Писатели по-разному откликались на происходящие в стране и мире события, на драматизм реальности. Гуманистическое мировосприятие определяет тональность и содержание романов Грэма Грина, обращающегося к животрепещущим проблемам современности. Экзистенциалистские идеи звучат в ранних произведениях Уильяма Голдинга, Айрис Мёрдок, в романах и рассказах Мюриэл Спарк. Ностальгические мотивы, темы прошлого характерны для творчества Айви Комптон-Бернет и Лесли Хартли.

Широкую известность в годы войны и послевоенные годы завоевал Джон Бойнтон Пристли (1894–1984).

Сила сатирического мастерства и глубина социального пессимизма характерны для послевоенных романов Джорджа Оруэлла (1903–1950), продолжателем традиций которого стал Энтони Бёрджесс (1917–1993), автор знаменитого романа «Заводной апельсин». Этих писателей сближает обличение тоталитаризма, интерес к проблеме «нового языка» в обществе будущего.

Тревога перед наступлением уничтожающего индивидуальность человека обществом будущего выражена в мрачных сатирах послевоенных лет Ивлина Во (1903–1966).

писателей, получивших название «сердитые молодые люди». Реализм «сердитых» характеризуется эмоциональной силой осуждения общества, но лишён положительной программы.

Само название этого течения закрепилось после постановки пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе». Представители этого течения: Кингли Эмис, Джон Уэйн, Джон Брейн.

В 50–70-е годы заметным явлением в английской литературе становится «рабочий» роман. О жизни рабочих пишут Алан Силлитоу, Стэн Барстоу, Сид Чаплин, Дэвид Стори, Рэймонд Уильямс. Характерные черты их произведений – это сюжет, связанный с судьбой молодого человека из рабочей среды, недовольного своим положением, размышляющего над тем, как его изменить.

Многоаспектность и масштабность современной действительности переданы в характерных для английской литературы романных циклах, охватывающих большие временные периоды, передающих поток событий, в которые вовлечены многочисленные герои. На основе национальной реалистической традиции в английской литературе ХХ века возникает жанр эпического цикла, характерные особенности которого – многоплановость, панорамность и хроникальность изображения действительности. Таковы эпические циклы Чарлза Сноу «Чужие и братья», Джека Линдсея «Британский путь», Энтони Поуэлла «Музыка времени». Понятие эпического цикла не равнозначно понятию романа-эпопеи. Как отмечает Г. В. Аникин, «в романе-эпопее сюжетообразующим началом является судьба народная, события национального и мирового значения. Единство многообразных сторон жизни в романе-эпопее определяется изображением важнейших исторических событий, имеющих переломное значение в истории нации и коренных начал в жизни народа. Жанр эпического цикла по преимуществу воспроизводит «прозаическое» состояние мира, хотя может отражать в определённой мере и «героическое». В эпических циклах даётся широкое обозрение картин действительности на протяжении многих лет, ряда десятилетий, исторически последовательно чередуются события, осуществляется многоплановое изображение действительности, переплетаются и параллельно развиваются многие сюжетные линии. По своей структуре эпический цикл – единое целое, и вместе с тем входящие в него романы – относительно самостоятельные произведения.

В последней трети ХХ века в английской литературе формируется литературное направление, получившее название постмодернизм. О времени его зарождения исследователи литературы высказывают разные точки зрения: одни видят его истоки в «Поминках по Финнегану» Джеймса Джойса, другие относят время его появления к 50-м годам, а проявление постмодернизма как определённой тенденции в литературе Англии – к 60-м годам, связывая это с появлением романа Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта» (1969). Постмодернизм, определённый как литературное направление, передающее ощущение «духа эпохи» второй половины и конца ХХ века, наиболее последовательно представлен в творчестве Питера Акройда, Джулиана Барнса, Дэвида Лоджа, Анджелы Картер. Приёмы постмодернизма («постмодернистский код») используется в произведениях Антонии Байет, Грэма Свифта, Мартина Эмиса.



А. Обзор жизненного и творческого пути писателя

Грэм Грин (1904–1991) – выдающийся английский романист, выступивший в литературу в конце 20-х годов романом «Человек внутри» (1929). Становление Грина-романиста происходило в 30-е годы. Драматическую остроту коллизий в его произведениях определили бурные темы жизни и крутые повороты человеческих судеб. Оригинальность романов Грина – в сочетании трагического и сатирического начал, в изображении порывов к героическому в обстановке трагического фарса, акцентируемой им как характерной особенности современной действительности.

Грэм Грин родился в Беркхэмстеде. Учился в школе, директором которой был его отец. Высшее образование получил в Оксфорде. Занимался журналистикой, много путешествовал. В годы Второй мировой войны был связан с британскими разведывательными службами. Его другом был Ким Филби, известный английский разведчик, работавший на СССР. В 1926 году в связи с женитьбой Грин принял католичество, но ортодоксальным последователем католической доктрины не стал. Некоторые его книги оказались даже в списках запрещённых Ватиканом изданий. Сам Грин подчёркивал, что он является «не католическим писателем, а пишущим католиком». В романах, где главные персонажи-католики, писателя интересуют не столько религиозные идеи, сколько человеческие переживания, жизненные конфликты. Религиозная тема фигурирует в самых общих понятиях – греха и добродетели, проклятия и искупления. Так происходит в романах «Власть и слава» (1940), «Суть дела» (1948), «Конец любовной связи» (1951). Свои произведения Грин разделял на «развлекательные истории» и «серьёзные романы». «Развлекательные истории», или иначе говоря «занимательные романы» представлены в раннем творчестве писателя. Для них характерны: детективный сюжет, приключенческая фабула, включающая убийства, более или менее благополучная развязка, хотя чаще всего довольно печальная. Таковы романы «Продаётся ружьё» (1936), «Доверенное лицо» (1939). В «серьёзных романах» также, но в меньшей степени, присутствуют элементы детектива. Криминальные события связаны с социальными мотивами. Это «Меня создала Англия» (1935), «Это поле боя» (1934). И всё же между этими жанровыми разновидностями много общего.

«психологические детективы». Если в обычном детективе приводятся факты, цепь захватывающих событий, не вызывающих глубокого сочувствия, то в романах Грина события освещаются с психологической глубиной, они связаны с постановкой социальных и нравственных проблем. В качестве примера можно привести роман «Продаётся ружьё», в котором писатель обращается к теме надвигающейся войны, говорит об опасности дальнейшего вооружения стран, которое ведёт к новой трагедии.

«узнавания», неизбежности гибели героя.

В самых сильных романах, написанных в период зрелого творчества Грина, проявляются жанровые признаки романа-трагедии. Они доминируют во «Власти и славе» и в «Сути дела». Грин не был сторонником больших эпических произведений о современном обществе – «семейных саг» и «эпических циклов». Писатель создаёт романы, основанные на трагических ситуациях и ситуациях иронических, включающих диалоги и драматические сцены, часто достигающие большой силы благодаря остроте психологических конфликтов и этическому пафосу. Грина волнуют проблемы счастья, долга, совести, доброты, достоинства, ответственности. Он ищет и утверждает нравственные основы личности человека, живущего в мире жестокости, предательства. Усиление трагизма в романах писателя происходит благодаря правдивому изображению людей, которые не могут выйти из сложных жизненных ситуаций. Трагическая сущность романов Грина проявляется в сочетании глубоких нравственно-психологических проблем с криминальным сюжетом, в ситуациях кризиса веры героев, в раздвоении их внутреннего мира.

Новым периодом в творчестве Грина стали 50-е годы, когда драматические коллизии его произведений стали определять социально-политические конфликты современности. Трагедию личности писатель видит теперь не в сфере нравственно-религиозных противоречий, а в сфере конфликтов политического характера. Грин выступает автором антиколониальных романов с остро звучащей антивоенной темой. Его лучший роман 50-х годов – «Тихий американец» (1955).

В 60–70-е годы опубликованы романы писателя «Ценой потери» (1961), «Комедианты» (1966), «Путешествие с тётушкой» (1969), «Почётный консул» (1973), «Человеческий фактор» (1978). В 1971 году вышла автобиография Грина «Такая жизнь», в которой рассказано о начале карьеры писателя, о том, что побудило его к творчеству.

«испанский роман» «Монсеньор Кихот». В произведении как бы оживает ситуация бессмертного романа Сервантеса. Монсеньор Кихот, старый епископ из Ламанги, и потерпевший поражение на последних выборах мэр селения Эль Тобосо Коммунист Санкас, которого епископ упорно именует Санчо, странствуют по дорогам Испании в поисках правды на старой машине, именуемой «Росинант». Этим романом Грин ещё раз подтверждает свою преданность традициям английской литературы, в которой тема донкихотства как чудаческой личины добра является одной из лейтмотивных. В то же время взятый из «Гамлета» эпиграф романа напоминает внимательному писателю тургеневскую антитезу гамлетизма и донкихотства, сформулированную им в статье 1860 года «Гамлет и Дон-Кихот», и таким образом выводит роман Грина и всё его творчество на широкий простор русских литературных ассоциаций и сопоставлений. Среди русских писателей он отдавал особое предпочтение А. П. Чехову, любил Шекспира. Среди современников предпочитал Ивлина Во.

До конца жизни – он умер в возрасте 86 лет – Грин сохранял подвижность. С юношеской лёгкостью он устремлялся в горячие точки планеты. Недаром в литературоведении утвердилось понятие «Гринландии» – страны Грина, координаты которой в разное время проходили через Вьетнам, Кубу, Никарагуа. Сам он не любил это обозначение. Писателю казалось, что оно предполагает вымышленную страну, а он писал о том, что видел собственными глазами.

Б. «Тихий американец» Грина как яркий пример антиколониального романа

Грэм Грин – не единственный писатель, который обращался к колониальной теме. В 50-е годы ХХ века появился ряд произведений английских писателей, среди которых Д. Олдридж, Д. Стюарт, Б. Дэвидсон, Н. Льюис, действие которых происходило в колониальных и зависимых странах. Причём в них были даны как реальные, так и вымышленные географические названия. Так, наряду с Вьетнамом и Гватемалой фигурируют вымышленные Бахраз, Мидия, Дельмина. Но за вымышленными географическими названиями угадываются страны Африки и Арабского Востока. Эти романы рисуют выразительную картину антиколониального движения в арабских странах и в Индокитае, в Африке и в Латинской Америке.

Определим основные черты антиколониального романа:

«Тихий американец» – одно из наиболее значительных произведений антиколониальной литературы – открыл новый период в творчестве Грина.

Действие романа «Тихий американец» происходит во Вьетнаме. Произведение носит политический характер и затрагивает одну из важнейших проблем современной литературы – проблему выбора.

Книга построена как детективный роман, искусным мастером которого является Грин, на ретроспективном раскрытии сюжета. Произошло жестокое убийство; расследовать его, найти убийцу, выяснить причины вместе со следователями предстоит читателю.

Композиция «Тихого американца» строится на размышлениях английского журналиста Фаулера, вспоминающего события и факты, стремящегося разобраться в их сущности и определить своё отношение к ним. Своеобразие композиции состоит в том, что роман начинается с конца развёртывающихся в сюжете событий. В начале произведения –эпизод убийства тихого американца Пайла, а далее, в воспоминаниях Фаулера, в повествовании от первого лица, освещается вся цепь событий, приведших к этому убийству, выясняются причины и мотивы человеческих поступков, даётся их психологический анализ. Аналитическая композиция, смещение временной последовательности будут использованы и в других романах Грина. В книге раскрыта реальная драма современности. В декабре 1952 года автор был свидетелем событий во Вьетнаме. Позднее он вспоминал, что с тех пор возненавидел войну. Образ женщины с ребёнком стал трагедийным мотивом произведения. Он вновь и вновь возникает в сознании журналиста Фаулера, принимающего решение выступить против злодеяний. Этому герою Грин передаёт своё отношение к происходящему: «Ненавижу войну!» Фаулер сочувствует вьетнамцам, хочет остановить убийства мирных граждан. Трагедия Вьетнама открыла ему глаза на многое, и он помогает вьетнамским патриотам обезвредить «тихого» американца. Автор оценивает людей не по их взглядам и даже поступкам, а по способности откликаться на горе людей, задумываться над тем, что происходит вокруг, и действовать, как подсказывает совесть. Если судить о человеке по его словам и внешнему поведению, то Пайл может показаться положительным, а Фаулер – отрицательным героем. В характере Фаулера, несмотря на его цинизм, грубость, скепсис, есть отзывчивость и доброта. А Пайл при всех его добродетелях – скромный, благопристойный, «человек дела» – лишён главного – жизни сердца, самоанализа, самосознания. Этого стерильно чистого американца, сформировавшегося в условиях американского образа жизни, не трогает трагедия вьетнамцев, он уверен в правильности своих поступков. «Тихий» американец представлен как социально опасный. Пайл непоколебим, нравственные сомнения ему чужды. При этом он наивен. Его наивности даётся резкая характеристика в романе: наивность Пайла приносит зло.

В одном из интервью Грин говорил, что Пайл представляет собой тип американца, окончившего университет и думающего, что он всё знает, а это – главный порок, не проходящий с годами.

Пайла, Фаулер делает это не по политическим соображениям, а по нравственному побуждению. И как всегда у Грина, в «Тихом американце» присутствует философский подтекст, определяемый раздумьями героя о добре и зле, о «вечных» проблемах, волнующих человека.

Основная идея произведения выражается в словах Фаулера: «Они хотят досыта риса. Они не хотят, чтобы в них стреляли. Они хотят, чтобы жизнь текла спокойно. Они хотят, чтобы ушли люди с белой кожей».

После выхода в свет роман «Тихий американец» сразу же вызвал бурные дискуссии – пылких сторонников и злобных врагов. Американская пресса единодушно обвиняла Грина в антиамериканских настроениях и чувствах, в клевете на бравых американских парней, которые в тяжёлых условиях, далеко от родного дома выполняют свою миссию – несут идеи американской демократии другим народам. Кто был прав – Грин или его критики – показала жизнь.

Роман «Тихий американец» является ярким протестом Грина против колониальной, захватнической войны западной цивилизации во Вьетнаме. В своём романе Грин показывает реальные картины последствий, которые несёт эта война для её жителей, он пытался донести до всех преступление, совершаемое против свободы и счастья целого народа.

Список использованной и рекомендуемой литературы

– М., 1974.

2. Аникин, Г. В. / История английской литературы / Г. В. Аникин, Н. П. Михальская. – М.: Высш. шк., 1975. – С. 479–484.

– М.: Высш. шк.: изд. центр Академия, 2000. – С. 467–470.

4. Зарубежная литература. ХХ век: учеб. для студ. пед. вузов / Н. П. Михальская [и др.]; под общ. ред. Н. П. Михальской. – М.: Дрофа, 2003. – С. 295–316.

5. Ивашова, В. В. Английская литература ХХ века / В. В. Ивашова. – М.: Просвещение, 1967.

– 1979. – № 2. – С. 77–78.

7. Кубарева, Н. П. Зарубежная литература второй половины ХХ века / Н. П. Кубарева. – М.: Моск. лицей, 2002. – С. 109–120