Приглашаем посетить сайт

Трофимкин И.И.: Ярослав Гашек: Биография писателя
Вступление в литературу

Вступление в литературу

В академии Гашек был освобожден от платы за обучение в награду за отличную успеваемость. Правда, он не особенно утруждал себя экономическими премудростями, но великолепная память и способности выручали его.

По-прежнему его тянуло к странствиям. Ни одни каникулы Ярослав не провел дома. Во время одного из своих путешествий он пристал к цыганскому табору и довольно долго жил среди цыган. Впоследствии он часто вспоминал об этом и даже сына своего порывался воспитывать сурово, по-спартански, как цыгане воспитывают своих детей. Правда, это вызвало бурю негодования у родителей его жены, и метод Гашека был отвергнут.

Возвратясь в город, Гашек, конечно же, не мог посвятить себя только учебе. Его приятель Ладислав Гаек вспоминал, что уже в академии «у Гашека проявлялись революционные наклонности. Где бы ни происходила какая-нибудь демонстрация, в ней обязательно участвовал Ярда. Среди демонстрантов он всегда был в первых рядах, ничего не боялся и умел, когда нужно, все превратить в веселую шутку. Чаще всего он таким образом дурачил полицию, и ему удавалось благополучно отделаться. Когда он попадал в участок, то на допросе отвечал так, что все покатывались со смеху и отпускали его».

В 1902 году окончена Торговая академия. Мать Гашека обратилась в банк «Славия» с просьбой принять сына на службу. Администрация банка из уважения к памяти Йозефа Гашека согласилась взять Ярослава.

Но еще раньше, в 1900 году, когда Гашеку еще не было 18 лет, в газете «Народны листы» появился его первый рассказ-очерк «Ефрейтор Которба»1, по манере уже во многом характерный для более поздних произведений.

Литературная жизнь Чехии в это время была чрезвычайно сложной. Определяло ее несколько факторов, причем одним из главных и здесь был вопрос нации, судьбы чешского народа. С одной стороны, в произведениях большинства писателей и поэтов, вступивших в литературу в 70—80-е годы XIX века, таких, как Сватоплук Чех, Ярослав Врхлицкий, Алоиз Ирасек, по- прежнему преобладает традиционный пафос национально-освободительного движения. Эти писатели стремятся противопоставить ослаблению национального самосознания у чешского мещанства и буржуазии моральный идеал патриотической самоотверженности героев чешской национальной истории и бескорыстного энтузиазма народных «будителей» начала XIX века.

С другой стороны, молодые писатели считают существование чешской нации бесспорным и подчеркивают скорее социальное и гуманистическое понятие нации. Но прежде всего новая «смена» чешских писателей направляет свои усилия против патриотической фразы, которая была обычной в буржуазной политике. Поэты и прозаики Махар, Дык, Шрамек, Гелльнер в своих произведениях высмеивают обычаи и нравы чешского мещанства, мелкой буржуазии.

Особенно яркий и остроумный образ чешского буржуа создал в своих рассказах Франтишек Гелльнер, под влиянием которого некоторое время находился и Ярослав Гашек.

Благочестивым и благоустроенным мещанам, пекущимся о собственном благополучии гораздо больше, чем о судьбе страны и нации, многие писатели противопоставляли людей, выброшенных из общества, — бродяг, воров, бродячих артистов. Эти персонажи встречаются в ранних произведениях Ивана Ольбрахта, Йозефа Угра, Магена, Шрамека и Ярослава Гашека.

Довольно широкое распространение получил и декаданс — литературное направление, характеризующееся крайним индивидуализмом, мистицизмом. К нему примыкали те писатели, которые заявляли, что чувствуют «противоречие между общественным долгом и личностью», между «исчезающими моральными идеалами и истинным идеалом». Однако в большинстве случаев это было просто позой, а в основном литераторы подражали модному в то время на Западе течению.

Ярослав Гашек воспитывался на лиричных, пронизанных мягким, теплым юмором рассказах Яна Неруды, посвятившего многие страницы своих - произведений жителям одного из районов Праги, Малой Страны, на патриотических романах Алоиза Ирасека, на страстной, острой политической публицистике и сатирической поэзии Гавличека-Боровского. Многочисленные путешествия, знакомство с самыми разными людьми, природная наблюдательность воспитали в нем естественный вкус к живой, здоровой, реалистической литературе.

Кружок «Сиринкс», который он стал посещать в 1901 году, был декадентского толка. Поначалу Гашек увлекся внешними атрибутами. Члены кружка — дети буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции — ниспровергали с большим рвением буржуазную мораль и буржуазную эстетику. Однако все это делалась в под- „ражание модным «неоромантизму» и «неосимволизму», было далеко от настоящей жизни народа, от общественной жизни. Юные пражские литераторы не посягали и не собирались посягать на политический и общественно-экономический строй. Их привлекали. чисто внешние «рверхноваторские» и «сверхреволюционные» формы.

«Сиринксом», а впоследствии во многих рассказах высмеял своих бывших единомышленников.

С поступлением в банк, казалось, должны были начаться будни служащего, получающего скромный оклад — 30 гульденов в месяц — и выполняющего обычную работу банковского клерка. Но Гашек не хотел и не мог вести тот образ жизни, который вели тысячи благопристойных, чинных, все признающих и всему подчиняющихся чиновников Австро-Венгерской империи, он не желал признавать их мещанскую мелкобуржуазную мораль. Они, в. свою очередь, не могли принять его в свою семью. Слишком шумным он был, их раздражало его вольнолюбие, его дерзость, частые самовольные отлучки с работы.

Уже вскоре после поступления Гашек без всякого разрешения исчез и не появлялся в банке несколько недель.

Очевидно, именно в это время он в первый раз попытался перейти границу с Россией, но был задержан русским патрулем и возвращен обратно в Австро-Венгрию.

Администрация банка «Славия» на первый раз простила Гашека. Еще какое-то время он мирился со службой, которая все-таки давала хотя и небольшой, но твердый заработок.

«Майские выкрики». Это был небольшой сборник стихов. Стихи сборника во многом были, конечно, несовершенны и наивны. Внешне их можно было принять за декадентские, но в самом деле это были пародии на стихи, которых так много слышал Гашек во время посещения кружка «Сиринкс». Уже этот сборник дает представление о больших литературных способностях Гашека и о его естественном, внутреннем тяготении к иронии, сатире. И хотя сборник прошел незамеченным, сам факт его выхода в свет воодушевил Гашека. Он твердо и окончательно решил стать писателем.

После выхода книги Гашек оставил на своем рабочем столе в банке записку: «Не волнуйтесь. Ярослав Гашек» и уехал в Словакию. Он снова наслаждался свободой и независимостью от ненавистной официальной, казенной обстановки.

Незадолго до этого Гашек познакомился с ранними произведениями Горького. Полюбив горьковских героев — бродяг, людей, отвергнутых «приличным обществом», Гашек стал искать встреч с подобными людьми, стремился узнать их поближе. Ярослав старался забраться в самые глухие уголки, бывать в самых шумных трактирах и корчмах. Даже внешне Гашек одно время подражал молодому Горькому. Отпустил усы, завел посох и широкополую шляпу, носил рабочую «горьковскую» блузу. Его покорил тот факт, что Максим Горький, прежде чем стать писателем, исходил пешком всю страну. А ведь Гашек тоже считал себя начинающим писателем. В пути он все время писал: на клочках бумаги, обрывках газеты. Записки были отрывочными, больше он запоминал, и впоследствии сюжетов хватило ему на всю жизнь. Увлекшись Горьким, Гашек начал учить русский язык, довольно быстро освоил его, стал читать в оригинале русских классиков и, по свидетельству друзей, многие отрывки из произведений А. С. Пушкина знал наизусть, любил их декламировать, призывая слушателей обратить внимание на «прекрасную музыку русских стихов». Конечно, русский язык Гашек стал изучать не только из-за увлечения Горьким. И Гашек, и многие его друзья, и вообще большинство прогрессивно настроенных чехов видели в России своего славянского брата. Они надеялись на возможность освобождения с помощью России от гнета империи Габсбургов. Во многом взгляды этих людей были националистичны, убеждения и верования наивны, так как Российская империя мало интересовалась судьбой чехов и словаков. Однако чехов тянуло на Восток, они видели единственную возможность освобождения в огромной, сильной славянской стране с могучей культурой.

После вторичной отлучки 3 июня 1903 года Гашека из банка уволили. Правда, сам он ничуть не огорчился и в ответ на вздохи и упреки матери спокойно и твердо сказал, что станет писателем и будет кормить всю сцмыо. И действительно, писал он в это время очень много. Часто мать относила в редакции газет и журналов по рассказу в день. Печатался Гашек под разными псевдонимами. Некоторая часть рассказов сейчас обнаружена, однако многие псевдонимы остались нераскрытыми, большое количество рассказов не найдено.

После разрыва с кружком «Сиринкс» Гашек не сближался ни с какими литературными обществами или кружками. Тем более удивительно, насколько быстро сформировался его стиль, определились интересы Гашека-писателя, сложился круг тем и сюжетов.

Однако в основном раннее творчество Гашека можно охарактеризовать как «бытописательное». Первые его публикации, рассказы и очерки, были очень близки к преобладавшим в то время в чешской литературе образцам так называемой «сельской прозы». Большое внимание уделял Гашек описанию природы, пейзажа, крестьянского быта. Многочисленные путешествия по окраинам Австро-Венгерской империи, наблюдательность и зоркость художника позволяли ему точно, с подробностями описывать и местность, где происходит действие, и нравы людей, избранных в качестве героев рассказов и очерков. Гашек умело рисует красоту гор, околдовывающий сумрак лесов, зелень долин («У перевоза», 1902, «Ой, Дунаец, белая вода», 1902 и др.).

Много места уделяет писатель и людям, в которых ценит цельность характера, прямоту, чистоту, искренность.

Довольно часто в его ранних произведениях можно встретиться с комическими, юмористическими ситуациями («Цыганская поэзия», 1903).

Обращается писатель и к народным преданиям, к образам народной поэзии, которые служат ему для демонстрации сочувствия к беднейшим, угнетенным слоям народа. Таков, например, рассказ «Детванцы» (1902), главный герой которого — разбойник, мятежник, гроза богатых и сильных.

бесправия народа. Правда, герои таких произведений еще пассивны, обстановка и настрой рассказов мрачные. Персонажи здесь — всего лишь жертвы произвола властей. Но само появление подобных произведений символично. Гашек не мог остановиться лишь на описании сельской идиллии, видя бедственное положение одних и всесилие других.

«обвести вокруг пальца» многих из тех, кого относят к сильным мира сего. Таков деревенский парень из рассказа «Удачная прогулка» (1901), хитроумно выманивающий изрядную сумму у богатого горожанина, и персонажи рассказов «Цыган археолог» (1902), «Как дедушка Перунко вешался» (1903), «Избирательная кампания цыгана Шаваню» (1904) и др. Уже здесь наметились зачатки того характера, который с таким великолепием разработан в «Похождениях бравого солдата Швейка», характера «маленького человека», берущего верх над власть имущими, благодаря своему природному уму, хитрости, изобретательности.

Таким образом, уже первые шаги Гашека-писателя показывают, как он постепенно находил свой почерк, «свое лицо», как его творчество приобретало ту сатирическую, политическую направленность, которая впоследствии стала основной.

Примечания

1. Первой публикацией писателя является рассказ «Цыгане на празднике», опубликованный 26.01.1901 г. в газете «Народни листы». К «Ефрейтору Которба», как считают современные литературоведы, Гашек отношения не имеет – прим. hasek.org.