Приглашаем посетить сайт

Потехина И.Г.: История литературы Германии, Австрии и Швейцарии
3. Задания для самостоятельной работы

3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ГЕРМАНИИ, АВСТРИИ И ШВЕЙЦАРИИ XIX ВЕКА

Задание № 1

Творчество Людвига Тика

1. Обзор творчества Л. Тика.

2. Роман «Странствия Франца Штернбальда». Прокомментируйте следующие позиции:

истоки романтической концепции;

концепция искусства и природы в романе;

принцип синтеза искусств в романе.

3. Художественные особенности фантастических новелл Л. Тика («Белокурый Экбер», «Руненберг»).

4. Дайте анализ одной из комедий Л. Тика («Кот в сапогах»): традиция разрушения театральной условности; воплощение романтической иронии (два типа восприятия мира).

5. Произведения Л. Тика в русских переводах.

Список рекомендуемой литературы

1. Тик Л. «Странствия Франции Штернбальда» (любое издание).

2. Тик Л. «Белокурый Экбер», «Руненберг» (любое издание).

3. Тик Л. «Кот в сапогах» (любое издание).

4. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. - М.: Academia, 2003. - 334 с.

5. Карельский А. В. Немецкий Орфей. - М.: Изд-во РГГУ, 2007. - 604 с.

6. Пронин В. А. История немецкой литературы: Учебное пособие. - М.: Логос, 2007. -384 с.

«Königs der Romantik». - Marburg, 1998. - 343 S.

8. Scherer S. Witzige Spielgemälde. Tieck und das Drama der Romantik. -Berlin/New York, 2003. - 281 S.

Задание № 2

Творчество Э. Т. А. Гофмана

1. Литература немецкого романтизма и творчество Гофмана.

2. Художественные особенности новеллистики Гофмана.

3. Принцип двоемирия в новелле «Золотой горшок».

4. Утверждение превосходства искусства (музыки) над жизнью в новелле Гофмана «Кавалер Глюк».

5. «Крейслериана»: раскройте проблему судьбы художника в феодально-бюргерском обществе.

6. Что вам известно о традиция готического романа в «Эликсирах сатаны» Гофмана?

7. Сказочно-фольклорная тема в творчестве Гофмана («Щелкунчик», «Принцесса Брамбилла»): гротескно-сатирическое изображение обыденной реальности.

8. Проблема ценности человека в феодально-бюргерском обществе, вопрос о сущности и видимости в «Крошке Цахес» Гофмана.

9. Особенности и природа авторской иронии в романе «Житейские воззрения Кота Мурра».

10. Произведения Э. Т. А. Гофмана в русских переводах.

Список рекомендуемой литературы

1. Гофман Э. Т. А. «Золотой горшок» (любое издание).

2. Гофман Э. Т. А. «Эликсир сатаны» (любое издание).

3. Гофман Э. Т. А. «Крошка Цахес» (любое издание).

4. Берковский Н. Романтизм в Германии. - Л., 1973.

5. Жирмунский В. Немецкий романтизм и современная мистика (любое издание).

7. Федоров Ф. Романтический художественный мир: Пространство и время. -Рига, 1988.

8. Чавчанидзе Д. Феномен искусства в немецкой романтической прозе. - М., 1997.

9. История западноевропейской литературы XIX века. Германия, Австрия, Швейцария. - М.; СПб., 2005.

10. Gröble S. Е. Т. A. Hoffmann. Stuttgart, 2000.

11. Steinecke H. Die Kunst der Fantasie. E. T. A. Hoffmanns Leben und Werk Frankfurt am Main u. a., 2004.

Задание № 3

«Пентесилея» Генриха фон Клейста

1. Творческая история Генриха фон Клейста.

2. Античный миф в «Пентесилее» Клейста.

3. Художественные особенности текста:

- индивидуальные характеристики главных героев;

- композиция произведения;

- неоднозначность конфликта.

4. Основные темы и проблемы трагедии.

5. Трагизм бытия человека в трагедии «Пентесилея».

6. Просветительские идеи в произведении Клейста.

7. Произведения Г. фон Клейста в русских переводах.

Список рекомендуемой литературы

1. Клейст Г. фон. «Пентесилея» (любое издание).

3. Генрих фон Клейст: Биобиблиографический указатель / Сост. Н. И. Лопатина. -М., 1991.

4. Пастернак Б. Генрих Клейст. Об аскетике в культуре // Пастернак Б. Собрание сочинений в 5-ти т. - Т. 4. - М., 1991. - С. 379-385, 675-682.

5. История западноевропейской литературы XIX века. Германия, Австрия, Швейцария / Под ред. А. Г. Березиной, А. В. Белобратова. - М., 2005.

6. Fülleborn U. Die frühen Dramen Heinrich von Kleists. München, 2007.

7. Grathoff D. Kleist. Geschichte, Politik, Sprache. Aufsätze zu Leben und Werk Heinrich von Kleists. 2., verbesserte Auflage. - Wiesbaden, 2000.

Задание № 4

Повесть в позднеромантической немецкой литературе

1. Жанр фантастической повести в немецкой литературе начала XIX в.

2. «Удивительная история Петера Шлемиля» А. фон Шамиссо:

- фольклорные источники и мотивы в повести;

- аллегорический смысл утраты тени;

- мотив двойничества в повести;

- особенности композиции произведения.

3. «Из жизни одного бездельника» Й. фон Эйхендорфа:

- жанровая метаморфоза текста;

- мотив странствия в повести;

- пародийно-травестийное начало в тексте;

- художественные особенности произведения.

4. Произведения Шамиссо и Эйхендорфа в русских переводах.

1. «Удивительная история Петера Шлемиля» А. фон Шамиссо (любое издание).

2. «Из жизни одного бездельника» Эйхендорфа (любое издание).

3. Бакалов А. С. Йозеф фон Эйхендорф и Адельберт фон Шамиссо (Очерки поэтического творчества). - Самара, 2003.

4. Карельский А. В. Немецкий Орфей. - М., 2007 (гл. «Адальберт фон Шамиссо», с. 270-276).

5. Пронин В. А. История немецкой литературы: Учебное пособие. - М., 2007.

6. Fischer R. Adelbert von Chamisso. Weltbürger, Naturforscher und Dichter. Berlin, 1990.

7. Langner B. Der wilde Europaer. Adelbert von Chamisso. - Berlin, 2008.

Задание № 5

«Войцек» Георга Бюхнера

1. Творческие и жизненные приоритеты Георга Бюхнера.

2. «Общество прав человека» Бюхнера.

3. История создания драмы «Войцек».

4. «Жизни как она есть» в «Войцеке» Бюхнера.

5. Душевные страдания, одиночество, отчужденность как драматические темы.

6. Особенности поэтики текста:

- внутренняя перспектива повествования;

- внешняя и внутренняя жизнь героя;

- постепенное разрушение целостной картины мира.

7. Произведения Г. Бюхнера в русских переводах.

1. Бюхнер Г. «Войцек» (любое издание).

2. История западноевропейской литературы XIX века. Германия, Австрия, Швейцария / Под ред. А. Г. Березиной, А. В. Белобратова. - М., 2005.

3. История немецкой литературы. В 3 т. - М., 1983.

4. Таран-Зайченко П. Георг Бюхнер. - М., 1963.

5. Goldschnigg D. Rezeptions- und Wirkungsgeschichte Georg Büchners. -Kronberg, 1975.

6. Goltschnigg D. Georg Bilchner und die Moderne: Texte, Analysen, Kommentar. - Berlin: E. Schmidt, 2004.

7. Hauschild J. C. Georg Bilchner: Biographic - Stuttgart, 1993.

8. Loch G. Georg Büchner: das Leben eines Frühvollendeten: Biografie. - Berlin, 1988.

9. Müller-Sievers H. Desorientierung: Anatomie und Dichtung bei Georg Bilchner. - Gottingen: Wallstein, 2003.

Задание № 6

«Путевые картины» Генриха Гейне

1. Жанр «путевого дневника» в творчестве Гейне.

2. «Личный интерес» субъекта повествования в «Путевых картинах» Гейне.

3. Особенности повествования: субъективная оценка, мимолетные впечатления, случайные ассоциации.

4. Роль автора и его место в тексте.

5. Связь «Путевых картин» Гейне с романтической традицией.

6. Особенности стиля произведения.

7. Произведения Г. Гейне в русских переводах.

Список рекомендуемой литературы

«Путевые картины» (любое издание).

2. История западноевропейской литературы XIX века. Германия, Австрия, Швейцария / Под ред. А. Г. Березиной, А. В. Белобратова. - М., 2005.

3. Гейне в воспоминаниях современников. - М., 1988.

4. Гиждеу СП. Лирика Генриха Гейне. - М., 1983.

5. Дейч А. Н. Судьбы поэтов. Гельдерлин. Клейст. Гейне. - М., 1974.

6. Пронин В. А. Генрих Гейне // История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н. П. Михальской. - Ч. 2. - М., 1991. - С. 115-126.

7. Стадников Г. В. Генрих Гейне. - М., 1984.

8. Jeffrey L. Sammons: Heinrich Heine. - Stuttgart 1991.

9. Kortländer B. Heinrich Heine. - Stuttgart, 2003.

10. Liedtke С Heinrich Heine. - Reinbek, 2006.

Задание № 7

Творчество Герхарта Гауптмана

1. Эстетика натурализма и художественное наследие Герхарта Гауптмана.

2. Жанровые особенности драмы Гауптмана «Потонувший колокол».

3. Литературные и фольклорные источники произведения.

4. Художественные особенности драмы «Потонувший колокол»:

основной конфликт пьесы;

тип героя и его история;

обыденный мир и идеальный, земной мир и мир горний.

5. Традиции романтического героя в «Потонувшем колоколе».

Список рекомендуемой литературы

1. Гауптман Г. «Потонувший колокол» (любое издание).

2. История западноевропейской литературы XIX века. Германия, Австрия, Швейцария / Под ред. А. Г. Березиной, А. В. Белобратова. - М., 2005.

3. История немецкой литературы. В 3 т. - М., 1983.

4. Ишимбаева Г. Г. Образ Фауста в немецкой литературе XVI-XX веков. - М., 2002.

5. Сильман Т. Г. Гауптман. - Л., М., 1958.

6. Leppmann W. Gerhart Hauptmann. Eine Biographic - Berlin, 2007.

7. Marx F. Gerhart Hauptmann. - Stuttgart, 1998.

Задание № 8

«Зеленый Генрих» Готфрида Келлера

1. Творческий путь Г. Келлера.

2. История создания «Зеленого Генриха» Келлера.

3. Особенности «романа воспитания» Келлера.

4. Структурообразующие принципы романа «Зеленый Генрих».

5. Мотив «безответственности силы воображения» в романе и его трактовка.

6. Многозначность и символичность финала произведения.

7. Произведения Г. Келлера в русских переводах.

Список рекомендуемой литературы

1. Келлер Г. «Зеленый Генрих». Роман (любое издание).

3. История немецкой литературы: В 3 т. - М., 1983.

4. Лукач Г. Готфрид Келлер // Литературный критик. 1940. - № 11-12. - С. 141-213 (http://mesotes.narod.ru/lukacs/keller.html).

5. Манн Т. Слово о Готфриде Келлере (1919) // Манн Т. Собрание сочинений. Т. 9. -М., 1960. -С. 478-479.

6. Павлова Н., Седельник В. Швейцарские варианты: Литературные портреты. -М., 1990.

7. Gerlach U. H. Gottfried Keller Bibliographic - Tübingen, 2003.

8. Wèrgau R. Der Scheidungsprozess von Gottfried Kellers Mutter. Thesen gegen Adolf Muschg und Gerhard Kaiser. - Tübingen, 1994.

Задание № 9

Малая проза Артура Шницлера

1. Австрийская литература и культура на рубеже веков.

2. Артур Шницлер - «портрет» писателя.

3. Новелла «Лейтенант Густль» как пример импрессионизма.

4. «Поток сознания» как средство психологической характеристики персонажа.

5. Критика современности рубежа веков:

- проблема взаимоотношения полов;

- неприятие отживших социальных институтов;

- критика традиционной бюргерской морали.

6. А. Шницлер и 3. Фрейд.

7. Произведения А. Шницлера в русских переводах.

Список рекомендуемой литературы

2. Джонстон У. М. Австрийский Ренессанс: Интеллектуальная и социальная история Австро-Венгрии 1848-1938 гг. М., 2004.

3. Жеребин А. И. Новеллы Артура Шницлера в контексте русской литературы/А. Шницлер. Барышня Эльза: Новеллы. СПб., 1994. - С. 5-20.

4. Чавчанидзе Д. Л. «Молодая Вена // Зарубежная литература конца XIX -начала XX века: Учебное пособие / Под ред. В. М. Толмачева. - М., 2003. -С. 301-313.

5. Шорске К. Э. Вена на рубеже веков: Политика и культура. - СПб., 2001.

6. Зарубежная литература XX века. Практические занятия / Под ред. И. В. Кабановой. - М., 2007. - С. 135-145.

7. Fliedl К. Arthur Schnitzler. - Stuttgart, 2005.

8. Wagner R. Wie ein weites Land. Arthur Schnitzler und seine Zeit. - Wien, 2006.

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ГЕРМАНИИ, АВСТРИИ И ШВЕЙЦАРИИ XX ВЕКА

Задание № 1

Малая проза Т. Манна

1. Творчество Томаса Манна.

2. Тема искусства в творчестве Т. Манна.

3. Интерпретация данной темы в новелле «Тонио Крегер».

4. Литературные источники истории Тонио Крегера.

5. Современность Германии начала XX века в произведении.

6. Художественные особенности новеллы «Смерть в Венеции»: тема смерти, любви, искусства.

7. Образ Венеции в произведении Т. Манна.

8. Аллюзии к античной мифологии.

9. Произведения Т. Манна в русских переводах.

1. Манн Т. «Тонио Крегер», «Смерть в Венеции» (любое издание).

2. А. А. Томас Манн. Время шедевров. - М., 1981.

3. Аверинцев С. С, Михайлов А. В. Томас Манн // Культурология. XX век. Энциклопедии: В 2 т. - Т. 2. - СПб., 1998.

4. Адмони В. Г., Сильман Т. П. Томас Манн: Очерк творчества. - Л., 1960.

5. Апт С. К. Над страницами Томаса Манна. - М., 1980.

6. Какабадзе Н. Томас Манн. Грани творчества. - Тбилиси, 1985.

7. Лейтес Н. С. Немецкий роман 1918-1945. - М., 1976.

8. Павлова Н. С. Типология немецкого романа. 1900-1945. - М., 1982.

9. Русакова А. В. Томас Манн. - Л., 1975.

10. Arnold Heinz Ludwig (Hrsg.): Thomas Mann. - München, 1982.

11. Hansen V. (Hrsg.): Thomas Mann, Romane und Erzählungen. Interpretationen. - Stuttgart, 1993.

12. Kurzke H. Thomas Mann. Das Leben als Kunstwerk. - Milnchen, 1999.

Задание № 2

«Превращение» Ф. Кафки

1. Обзор творчества Ф. Кафки.

2. Мифопоэтика новеллы «Превращение».

3. Концепция метаморфозы в новелле «Превращение».

4. Мотив «страшного сна» в произведении.

5. Искусство и обыденный мир в новелле.

7. Произведения Ф. Кафки в русских переводах.

Список рекомендуемой литературы

1. Кафка Ф. «Превращение» (любое издание).

2. Днепров В. Д. Черты романа XX века. - М., Л, 1965.

3. Дудова Л. В., Михальская Н. П. Модернизм в зарубежной литературе. - М., 1998. -С. 178-210.

4. Затонский Д. Австрийская литература в XX столетии. - М., 1985.

5. Затонский Д. Франц Кафка и проблемы модернизма. - М., 1965.

6. Зусман В. Г. Художественный мир Франца Кафки: малая проза. - Нижний Новгород, 1996.

7. Карельский А. Лекция о творчестве Кафки // Иностранная литература. 1995. -№8. -С. 241-248.

8. Anz Т. Franz Kafka. - München, 1989.

9. Schmidt-Dengler W. Norbert Winkler: Die Vielfalt in Kafkas Leben und Werk. - Vitalis, 2005.

10. Wagenbach K. Franz Kafka. Bildern aus seinem Leben. - Berlin, 1994.

Задание № 3

«Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта

1. «Эпический театр» Бертольда Брехта.

2. История Тридцатилетней войны в «Мамаше Кураж».

3. Характеристика системы персонажей.

4. Проблема личного выбора в произведении.

5. Современность начала XX века в трагедии.

«Мамаше Кураж».

7. Произведения Б. Брехта в русских переводах.

Список рекомендуемой литературы

1. Брехт Б. «Мамаша Кураж и ее дети» (любое издание).

2. Гуляев Н. А. и др. История немецкой литературы. - М. 1975. -С. 462-465.

3. История зарубежной литературы XX века, 1917-1945 / Под ред. В. Н. Богословского, З. Т. Гражданской. - М., 1990. - С. 129-145.

4. История зарубежной литературы XX века / Под ред. Л. Г. Андреева. М., 1996. -С. 223-237.

5. Фрадкин И. М. Бертольд Брехт. Путь и метод. - М., 1965. - С. 206-213.

6. Шабловская И. В. История зарубежной литературы XX века (вторая половина). - Минск, 1998. - С. 199-206.

7. Шумахер Э. Жизнь Брехта. - М., 1988.

8. Hecht W. Brecht-Chronik. - Frankfurt am Main, 1997.

9. Knopf J. (Hrsg.): Brecht-Handbuch in fiinf Banden. - Stuttgart, 2003.

Задание № 4

«Степной волк» Г. Гессе

1. Специфика мировоззренческой позиции Г. Гессе. Вопрос об аполитичности писателя:

- влияние восточной религии и философии;

- воздействие философских систем Ф. Ницше, К. Юнга и Фрейда.

2. Гессе и немецкое классическое искусство (Гете, Моцарт, Шуман).

3. Гессе и немецкие романтики (Новалис, Гельдерлин, Гофман, Рихтер, Эйхендорф).

4. Особенности структуры романа «Степной волк»: функции «Предисловия издателя» (подача образа Гарри Галлера через «отстраненно-объективный» взгляд издателя); сюжетно-композиционное построение «Записок Гарри Галлера»; «Трактат о Степном волке» как идейно-смысловой центр романа.

6. Образ Гарри Галлера - «Степного волка».

7. Специфика хронотопа романа.

8. Произведения Г. Гессе в русских переводах.

Список рекомендуемой литературы

1. Гессе Г. «Степной волк» (любое издание).

2. Березина А. Г. Герман Гессе. - Л., 1976.

3. Гучинская Г. Герман Гессе. На пути к духовному синтезу // Гессе Г. Собрание сочинений: В 4 т. - СПб., 1994. - Т. 1. - С. 5-30.

4. История зарубежной литературы XX века / Под ред. Л. Г. Андреева. - М., 1996. -С. 212-220.

5. Каралашвили Р. Мир романа Германа Гессе. - Тбилиси, 1984.

6. Седельник В. Д. Герман Гессе и швейцарская литература. - М., 1970.

7. Хилыпер Э. Поэтические картины мира. Генрих Манн, Томас Манн, Герман Гессе, Роберт Музиль, Лион Фейхтвангер. - М., 1979.

8. Шабловская И. В. История зарубежной литературы (первая половина XX века). - Минск, 1998. - С. 193-199.

9. Timberg M. Hermann Hesse. ГеЬеп, Werk, Wirkung. Frankfurt a. - M., 2005.

10. Schneider Ch. Hermann Hesse. - München, 1991.

Задание № 5

«Жестяной барабан» Г. Грасса

1. Творческая жизнь Гюнтера Грасса.

2. История создания романа «Жестяной барабан».

3. Литературные и культурные источники романа (Я. К. Гриммельсгаузен, Э. Т. А. Гофман).

5. Образ Оскара Мацерата и возможные его интерпретации.

6. Художественные особенности романа: поэтика хронотопа, особенности стиля, повествовательные перспективы, гротескный реализм, категория смеха в романе.

7. Произведения Г. Грасса в русских переводах.

Список рекомендуемой литературы

1. Грасс Г. «Жестяной барабан» (любое издание).

2. История зарубежной литературы XX века / Под ред. Л. Г. Андреева. - М., 1996.

3. Пронин В. А. История немецкой литературы: Учебное пособие. - М., 2007.

4. Arnold H. L. (Hrsg.) Günter Grass. - München, 1997.

5. Neuhaus V. Günter Grass. - Stuttgart, 1979.

6. Vormweg H. Günter Grass. - Reinbek, 1986.

Задание № 6

«Бильярд в половине десятого» Г. Белля

1. Общественно-литературная позиция писателя в 1950-1960-е годы (статьи «Верность литературе развалин», «Риск творчества»).

2. Особенности творческого метода Г. Белля.

3. История трех поколений семьи архитекторов Фемелей как сюжетный «каркас» романа «Бильярд в половине десятого»: семейная «хроника» и история Германии XX века.

4. Техника ассоциативного письма как средство развития повествования в романе: наличие нескольких рассказчиков как средство «совмещения» различных «точек зрения» на события.

5. «Музыкальность» композиции как средство усиления идейной тенденциозности романа: поэтика заглавия.

6. Особенности хронотопа романа: время фактическое и время «субъективно-личное»: специфика соотнесенности; особенности воплощения времени исторического; безумие как «выпадение» из историко-фактического времени (образ Иоганны Фемель).

7. Произведения Г. Белля в русских переводах.

1. Белль Г. «Бильярд в половине десятого» (любое издание).

2. Млечина И. В. Литература и «общество потребления». Западногерманский роман 60-х - начала 70-х годов. - М., 1975.

3. Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. - М., 1966.

4. Мотылева Т. Г. Белль. Дом без хозяина. - М., 1960.

5. Орлова Р., Копелев Л. Писатель и совесть // Новый мир. - 1967. - № 12.

6. Роднянская И. Мир Генриха Бёлля // Вопросы литературы. - 1966. - №10.

7. Рожновский С. Генрих Белль. - М., 1965.

8. Топер П. М. Генрих Белль - романист и рассказчик // Белль Г. Избранное. Серия «Мастера современной прозы». - М., 1988. - С. 5-32.

10. Фрадкина И. Г. Белль. Бильярд в половине десятого. - М., 1961.

11. Arnold H. L. (Hrsg.) Heinrich Böll. - München, 1982.

12. Reich-Ranicki M. (Hrsg.). In Sachen Böll. Ansichten und Einsichten. - Köln, 1968.

13. Vormweg H. Der andere Deutsche. Heinrich Böll. Eine Biographic - Köln, 2002.

Задание № 7

«Кассандра» К. Вольф

2. 1989 год в Германии - исторические предпосылки и события.

3. Повесть «Кассандра»: история создания произведения.

4. Образ Кассандры в одноименной повести К. Вольф: мифологический и исторический контекст.

5. Пространственно-временная организация текста: понятие «ахрония».

7. Произведения К. Вольф в русских переводах.

Список рекомендуемой литературы

1. Вольф К. «Кассандра» (любое издание).

2. Воротникова А. Э. Мифорецепция в романе К. Вольф «Кассандра». - Воронеж, 2007.

4. История зарубежной литературы XX века / Под ред. Л. Г. Андреева. - М., 1996.

5. Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. - М., 1986.

6. Современный роман. Опыт исследования. - М., 1990.

7. Чумакова Т. Н. Роль драматических форм в мифологическом романе Кристы Вольф «Медея. Голоса» // Пестерев В. А. Многообразие романных форм в прозе Запада второй половины XX века: Учебное пособие. - Волгоград, 2002 - С. 55-64.

ünchen, 2004.

9. Hilzinger S. Christa Wolf. Leben, Werk, Wirkung. - Frankfurt a. M. 2007.

Задание № 8

«Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» П. Хандке

1. Экзистенциальные вопросы и современность 70-х гг.

3. «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» - характеристика жанра.

4. Тип повествователя в повести.

5. Художественные особенности произведения.

6. Смысл названия романа.

Список рекомендуемой литературы

1. Хандке П. «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» (любое издание).

2. Затонский Д. Австрийская литература в XX столетии. - М., 1985.

3. Зверев А. Дворец на острие иглы. - М., 1989.

«Медлительность versus "ложное движение"». Творчество Петера Хандке 70-х годов. - Владикавказ, 2005.

5. Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. - М., 1986.

6. Современный роман. Опыт исследования. - М., 1990.

7. Höller H. Peter Handke. - Hamburg, 2007.

8. Pichler G. Die Beschreibung des Glilcks. Peter Handke. Eine Biografie. - Wien, 2002.

ütz P. Peter Handke. - Frankfurt am Main, 1982.

Задание № 9

«Последний мир» К. Рансмайра

1. Творчество Кристофа Рансмайра.

2. Роман «Последний мир» и его истоки.

4. Особенности хронотопа в романе «Последний мир».

5. Смысл названия романа, концепция метаморфозы.

6. Жанровая полифония текста.

7. Произведения К. Рансмайра в русских переводах.

1. Рансмайр К. «Последний мир». Роман (любое издание).

2. Современный роман. Опыт исследования. - М., 1990.

3. Зверев А. Дворец на острие иглы. - М., 1989.

4. Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня. - М., 1986.

öhlich M. Literarische Strategien der Entsubjektivierung. Das Verschwinden des Subjekts als Provokation des Lesers in Christoph Ransmayrs Erzählwerk. - Wilrzburg. 2001.

6. Harzer F. Erzählte Verwandlung. Eine Poetik epischer Metamorphosen. Ovid - Kafka - Ransmayr. - Tubingen. 2000.

7. Vollstedt B. Ovids «Metamorphoses», «Tristia» und «Epistulae ex Ponto» in Christoph Ransmayrs Roman «Die letzte Welt». Paderborn. -1998.