Приглашаем посетить сайт

Потехина И.Г.: История литературы Германии, Австрии и Швейцарии
4. Словарь терминов

4. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
 

БАРОККО (итал. Вагоссо, буквально - причудливый, вычурный) - направление в литературе с конца XVI до середины XVIII века. Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения, однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придал этим принципам новый грандиозный размах: использование метафор, аллегории и эмблемы; однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное начало (к примеру, литературный язык обретает новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора).

БИДЕРМАЙЕР - художественное направление в немецком и австрийском искусстве, распространенное в 1815-1848 гг. Отражало общие тенденции и национальную специфику немецкой культуры в 1820-50-е гг., концептуализировало немецкую идентичность. Духовные интересы времени: история, военное прошлое, патриархальные нравы, традиции и устои, национально-патриотические темы, сельское хозяйство. Литературу бидермайера характеризует близость к действительности, детальное, подробное воспроизведение жизни, ориентация на «локальность», «приватность», но и популярность. Темы: природа, бытовое окружение, семья, община, история. Часто тривиализируются известные традиции (просветительские, романтические). Самое значительное явление - «высокий бидермайер» (А. фон Дросте-Хюльсхофф, Э. Мерике). Направление получило свое название по псевдониму «Готлиб Бидермайер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт и под которым он печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер». Бидермайер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют «смесь ампира с романтизмом». Для бидермайера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Идеологические предпосылки этого направления лежат в неустойчивом политическом положении в Германии и Австрии того времени, когда господствовали реакция и застой. Тревожное положение и меланхолия вызывали необходимость ухода от реальности. Типичный выход из этого состояния- погружение в семью, в круг друзей, поиск романтики в маленьких жизненных радостях.

ВЕЙМАРСКИЙ КЛАССИЦИЗМ - направление в литературе, оригинальное художественное явление в немецкой просветительской литературе 80-90-х гг. XVIII в. В отличие от французского классицизма XVII в., на первый план он выдвигает нравственно-эстетические проблемы. Основы его были заложены ИИ. Винкельманом, но высшего расцвета он достиг в произведениях И. В. Гете и Ф. Шиллера в веймарский период их творчества. «Благородную простоту», гармонию и художественное совершенство греческой классики, возникшей в условиях полисной демократии, немецкие поэты противопоставляли современной немецкой действительности и всей современной европейской цивилизации. Шиллер и отчасти Гёте искали в искусстве главное средство воспитания гармонической личности и, обращаясь к античности, стремились создать новую, современную литературу высокого стиля, способную выполнить эту задачу.

ГРУППА 47 - объединение западногерманских писателей, творческий союз молодых литераторов, который в период с 1947 по 1967 годы определял развитие западногерманской литературы в целом. В группу входили Г. Айх, А. Андаш, Г. Белль, В. Кольбенхоф, Г. В. Рихтер и многие другие писатели. Творчество этих писателей отмечено интересом к актуальным проблемам послевоенной Германии.

ДАДАИЗМ - авангардистская группа, сложившаяся в годы Первой мировой войны в Швейцарии и в США. Первый манифест дадаистов - «Манифест г-на Антипирина» - был зачитан в Цюрихе 1 июля 1916 года (написан Тристаном Тцара). Отрицалось все ценности цивилизации, скомпрометировавшие себя в общем кризисе Первой мировой войны. В отличие от других авангардистских школ, дадаисты отрицали и опыт искусства, не только классического, но и современного, авангардистского, отрицали все школы, вплоть до дадаизма. Само слово «дада» - «ничего не значит», и сам дадаист «ничего не значит» как художник: дадаисты заявили, что они, как все. Задача дадаизма сводилась к созданию таких произведений, которые отказались бы от всех признаков художественности. Разрушая границы видов искусства и жанров, дадаисты создавали поэмы-рисунки, фотомонтажи, симультанные стихи, ставили скандальные спектакли, предварившие традицию «театра абсурда» и «тотального», синтетического тетра XX века.

ДВИЖЕНИЕ «БУРИ И НАТИСКА» («Sturm und Drang») - литературное движение в Германии 70-х гг. XVIII в., получившее название по одноименной драме Ф. М. Клингера. Творчество писателей «Бури и натиска» отразило рост антифеодальных настроений, проникнуто духом бунтарства (И. В. Гёте, Клингер, И. А. Лейзевиц, Я. М. Р. Ленц, Г. Л. Вагнер, Г. А. Бюргер и др.). Это движение, многим обязанное руссоизму, противопоставляло себя аристократической культуре. В противовес классицизму «бурные гении» выдвинули идею «характерного искусства», самобытного во всех своих проявлениях; они требовали от литературы изображения ярких, сильных страстей, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Главной областью творчества писателей была драматургия. Они стремились утвердить третьесословный театр, активно воздействующий на общественную жизнь, а также новый драматургический стиль, главным признаком которого становится эмоциональная насыщенность, лиризм. Сделав предметом художественного изображения внутренний мир человека, они вырабатывают новые приёмы индивидуализации характеров, создают лирически окрашенный, патетический и образный язык. Решающее значение в становлении эстетики движения «Бури и натиска» имели работы И. Г. Гердера о национальном своеобразии искусства и его народных корнях: о роли фантазии и эмоционального начала. Кроме того, «бурные гении» способствовали подъёму национального самосознания, сыграли большую роль в формировании национальной немецкой литературы.

ИМПРЕССИОНИЗМ (фр. impressionisme, от impression - впечатление) -одно из литературных стилевых явлений, распространившееся в последней трети XIX - начале XX вв. Импрессионизм как метод впервые появился в живописи, затем распространился на другие виды искусства. Термин возник, когда в 1874 на выставке в Париже молодых художников, отвергнутых официальным Салоном, К. Моне представил свою картину «Впечатление. Восход солнца» (1872). «Впечатление» (impression) дало название новому направлению, которое в основном проявилось в живописи. В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (термин герменевтики) - толкование, способ реализации понимания текста, целостное представление, охватывающее единство произведения и главные черты его композиции. Единство произведения рассматривается как движущий писателем принцип, а характерные черты композиции - как его своеобразие, проявляющее себя в этом движении. Конечная цель интерпретации - представить целое в его частях и вновь в каждой части представить себе единый материал.

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ (термин постструктурализма, Ю. Кристевой) - средство анализа литературного текста, а также специфики существования литературы. Положение, что история и общество являются тем, что может быть «прочитано» как текст, привело к восприятию человеческой культуры как единого «интертекста», который, в свою очередь, служит как бы предтекстом любого вновь появляющегося текста. Таким образом, автор всякого текста превращается в пустое пространство проекции «интертекстуальной игры». По утверждению литературоведа Ш. Гривеля, «нет текста, кроме интертекста».

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) - направление в литературе и искусстве XVII - нач. XIX веков, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в XVII в. во Франции. В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В немецкоязычной литературе - это творчество веймарского периода И. В. Гете и Ф. Шиллера.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ МЕМУАРЫ с их индивидуальностью и общественно-политическими взглядами времени написания мемуаров. Основным источником сведений для мемуаров являются воспоминания авторов о пережитом, но наряду с ними порой используются различная документация, дневники, письма, пресса и т. п. Мемуары зачастую представляют собой литературные произведения и составляют особый жанр, разновидностью которого являются автобиографии и путевые записки.

МАНЬЕРИЗМ утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений.

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА - жанр драматических произведений, распространенных в XVIII в. В противовес классицистской драме воспроизводила жизнь мещанских кругов в драматических конфликтах морального и социально-бытового характера. Мещанская драма противопоставила дворянскому обществу, аристократической морали интересы нового героя - «честного буржуа», идеализированного «естественного человека», стремилась утвердить веру в торжество разумного, добродетельного начала. На раннем этапе была одним из проявлений борьбы за реализм в драматургии.

МИННЕЗАНГ - термин, введённый немецкими учёными в XVIII веке для обозначения немецкой ранней средневековой рыцарской лирики в противовес позднему стилю мейстерзанга. Миннезингеры- немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы. «Миннезанг» используется в нескольких значениях. В широком смысле понятие миннезанг объединяет несколько жанров: светскую рыцарскую лирику, любовную (на латыни и немецком) поэзию вагантов и шпильманов, а также более позднюю «придворную (куртуазную) деревенскую поэзию» (нем. hoflsche Dorfpoesie). В узком смысле под миннезангом понимают совершенно конкретный стиль немецкой рыцарской лирики - куртуазную литературу, возникшую под влиянием трубадуров Прованса, Франции и Фламандии.

- философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Приверженцы мистицизма называются мистиками; они склонны к мышлению, основанному на интуиции, эмоциях и иррационализме. По мнению мистиков, реальность недоступна разуму и постигается лишь иррациональным способом, который обычно противопоставляется логическому, научному восприятию действительности.

МОДЕРНИЗМ (фр. modernisme, от moderne - новейший, современный) -обобщающее наименование ряда художественных течений XX в., заключающих в себе глубокий кризис буржуазной культуры эпохи империализма. Модернизму свойственны принципиальный разрыв с историческим опытом художественного творчества, его взаимоотношения с жизнью и восприятием зрителя, стремление утвердить некие новые начала искусства, сводящиеся к непрестанному самоценному обновлению художественных форм. Представляя собой своего рода кризисную форму отражения кризисных явлений жизни, модернизм в конечном счёте ведёт к распаду искусства как вида эстетической деятельности. Выступив в начале XX в. с претензией на всеобщее обновление искусства, модернизм переживает сложную историю, этапы которой обусловлены сложными внутренними причинами.

НАТУРАЛИЗМ практике натурализм не противопоставлял себя реализму, а, скорее, стремился развить его за счет обращения к научному методу в творчестве. Основой натурализма считаются философские и эстетические идеи позитивизма, что сузило рамки этого явления в литературе, сделав его важным, но ограниченным во временном и эстетическом плане литературным явлением. Утверждение натуралистических принципов в литературе самого натурализма как художественного стиля происходит в 70-е гг. и связано в первую очередь с именами И. Тэна и Э. Золя. Основное положение эстетики натурализма - детерминизм материалистического характера: принцип причинной обусловленности психологии и поведения человека. По мнению писателей-натуралистов, сознание человека определяется не заветами Бога и не привнесенными извне нравственными законами, но условиями его социального бытия, причем это бытие понимается натуралистически.

«НОВАЯ ДЕЛОВИТОСТЬ» (Neue Sachlichkeit) - характерное явление в немецкой культуре 20-х гг. XX века, пришедшее на смену экспрессионизму, предъявлявшее требования точности и почти протокольной верности фактам. Для «новой деловитости» характерна тенденция к более спокойной, без экстатических восклицаний и торопливой устремленности к «сути», манере письма, а также фактографичное, неприукрашенное, документализирован-ное изображение окружающей действительности. Этим подходом отмечены произведения таких писателей, как Э. Кастнер, А. Деблин, Фаллада, А. Цвейг.

ПИЕТИЗМ - изначально движение внутри лютеранства, характеризующееся приданием особой значимости личному благочестию, религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим оком». Пиетизм во время своего возникновения (XVII век) противопоставлялся лютеранской ортодоксии, акцент в которой делался на догматику, которая далеко не всегда была понятна прихожанам.

- течение в философии второй половины XIX века. Одним из исходных принципов позитивизма был отказ от собственно философской проблематики, т. е. от философии как теории бытия, от философии как мировоззрения, направленного на познание явлений действительности. Позитивистская философия ставила перед собой строго научное изучение конкретных явлений и фактов действительности, исследование доступных, определенных параметрами естественных наук явлений реального мира, отказ от абстрактного теоретизирования и проникновения в какие бы то ни было «непроницаемые тайны». Основные представители позитивистской философии тех лет: Огюст Конт (во Франции), Джон Милль и Герберт Спенсер (в Англии).

ПОСТМОДЕРНИЗМ - направление в современной литературе, опирающееся на теорию и практику постструктурализма и деконструктивизма. Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль. Как тип ментальности постмодернизм - это гиперрефлексия, возникшая в условиях религиозно-философского вакуума, дискредитации идеологических концептов, тотального релятивизма, перепроизводства предметов сиюминутного потребления. Как творческая установка постмодернизм являет максимум интеллектуально-игрового, эвристического, рефлексивного, деструктивного и минимум смыслообразующего, этического, эстетического, конструктивного. Основные понятия постмодернизма: «мир как хаос», «мир как текст», интертекстуальность, авторская маска, пастиш, фрагментарность повествования, игра и т. д.

ПРЕДРОМАНТИЗМ (апелляция к «чувству», апология «естественного» существования, поэтизация «мирной» природы и др.). Переходная природа предро-мантизма находит подтверждение в творческих судьбах «предромантиков», часто относимых либо уже к романтизму, либо ещё к сентиментализму. Связанный с выдвижением третьего сословия, предромантизм проникнут пафосом самоопределения и утверждения личности.

- центральная идея теоретических и художественных поисков Э. Т. А. Гофмана. Мир видимый, социальный поделен у писателя на мир энтузиастов и филистеров. Творческий человек («хороший музыкант») обречен в этой реальности на постоянные страдания и непонимание со стороны окружающих, он «безумец» и «фантазер», служащий лишь «царству грез» и не способный «вернуться к настоящей цели своего существования - стать хорошим зубчатым колесом в государственной мельнице».

ПРИНЦИП ТИПИЗАЦИИ - один из атрибутивных признаков литературы реалистической направленности. Именно изображение типического для писателей-реалистов становится критерием правды в искусстве. Под типическим понимается закономерное, т. е. детерминированное историческими, социальными, бытовыми, естественными, психологическими факторами. Важнейшим признаком реалистической типизации является возможность выявления в индивидуальном характере диалектики общего и частного: типическое предстает в индивидуально неповторимой вариации.

- направление в литературе XVIII в. Обращение к античности как к миру идеальных первообразов, составлявшее суть классицизма, в том числе и просветительского, имело глубокие корни в идеологии Просвещения. Там, где просветители стремились проникнуть за внешнюю эмпирию жизни, выйти за рамки частной жизни, они оказывались, как правило, в мире идеальных абстракций, т. к. во всех своих построениях исходили из изолированного индивида и сущность человека искали не в социальных условиях его бытия, не в истории, а в абстрактно понятой человеческой природе. С просветительским классицизмом тесно связана литература Великой французской революции, которая облекала революционные устремления в античные мифы и предания. Под влиянием французской литературы просветительский классицизм появляется и в Германии.

ПРОСВЕЩЕНИЕ - движение XVIII в., которое было столь широким и влиятельным, что уже у его современников возникло представление о пришедшей на смену «мрачному Средневековью» эпохе Просвещения (французское «siècles des lumières», немецкое «Zeit der Aufkiärung», английское «Age of Enlightenment»). Термин «Просвещение» окончательно утвердился после публикации статьи И. Канта «Что такое Просвещение?». Историческая и философская наука XIX в. стала характеризовать Просвещение как эпоху безграничной веры в человеческий разум («век разума», «век философов»). Деятели Просвещения противопоставляли христианско-религиозной морали с присущей ей идеей отрешения от мирских благ и безусловного подчинения индивида церковно-феодальной иерархии идеи эмансипации личности, раскрепощения её от уз феодальной морали, религии, сословных и иных ограничений, индивидуалистические теории «разумного эгоизма», мораль, основанную на здравом смысле. Но в эту же эпоху (особенно накануне Великой французской революции) получили развитие и иные этические и гуманистические принципы - возникла идея новой гражданственности, требовавшей самоограничения личности, дисциплинирования индивида в духе революционной морали, - благо государства, республики ставится выше блага отдельного человека. Идеология Просвещения находила выражение в разных художественных направлениях литературы: просветительском классицизме, просветительском реализме, сентиментализме.

ПСИХОАНАЛИЗ с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами.

РЕАЛИЗМ («классический реализм») - направление в европейской литературе первой половины XIX столетия. Становление реализма как художественной системы осуществлялось в лоне романтизма: идея историзма, психологический анализ, нравоописание, «местный колорит», бытописание, концепция современной жизни как этапа исторического развития общества, стремление выявить бесконечные связи исторического и частного - все это в реализме предстает как развитие и углубление романтического миропонимания и принципов творчества. Характерной особенностью реализма становится предпочтение, отдаваемое активному, деятельному герою, стремящемуся занять в обществе достойное, согласно его представлениям, место. Традиционная проблема «человек и общество» получает здесь многогранное воплощение, а принцип самоутверждения личности переносится из сферы умозрительного на почву активной деятельности человека. По мнению писателей-реалистов, прекрасно в искусстве то, что характерно или типично, что не просто внешне узнаваемо, а правдиво по сути, т. е. отвечает духу реальной жизни, которую художник наблюдает и в законы которой он проникает силой анализирующего ума и воображения.

РОКОКО - направление в европейской литературе, для которого характерны утончённость, изящество, галантная игривость, фривольная беззабоность стиля; в нём нет места героизму и долгу. Гедонизм становится высшей «мудростью» рококо. Поэты воспевают праздность, сладострастие, дары Вакха и Цереры, сельское уединение. Рококо тяготеет к камерности и миниатюрности. Высокую трагедию и комедию классицистов заменяют пастораль, балет-феерия, забавные причуды комедии масок. Место героической поэмы занимают эротические либо игривые стихотворные новеллы. В прозе утверждаются галантный роман, игривые «сказочки» и фацетии. В лирике преобладает «лёгкая поэзия» или «поэзия мимолётностей».

- направление в европейской литературе, которое возникает и оформляется в русле широкого движения, охватывающего все области духовной жизни и культуры европейских стран первой трети XIX века. Романтизм рождается из потребности обновления литературы в условиях нового общественного уклада и становится своего рода откликом человеческого духа на исторические перемены, под знаком которых европейские народы вступают в XIX столетие. В эпоху романтизма у людей появляется ощущение причастности каждого человека, а не только нации в целом, к сложному процессу перемен, ведущему от старого общества к новому, чувство всеобщей вовлеченности в общий ход истории. Отсюда острый интерес к проблемам истории, стремление вскрыть ее закономерности, которые помогли бы понять и суть конкретных событий, и глобальный смысл исторического движения. Философской основой романтической эстетики стали идеи немецкой классической философии. Особенно велика для романтизма роль учений Канта, Фихте, Шеллинга. Так, И. Канту («Критика способности суждения») принадлежит заслуга самой постановки вопросов о своеобразии процесса художественного творчества, о специфике художественной культуры как одной из областей человеческой деятельности и о классификации искусств. В кантовском учении о художественном гении отношение природы и искусства трактуется более глубоко и диалектично, чем в классицистской художественной системе и в рационалистической теории подражания XVIII в. И. Г. Фихте («Наукоучение»), рассматривая весь мир как порождение мыслящего «я», т. е. индивидуального сознания, признает сферой прекрасного лишь внутренний мир человека. Этими постулатами подготавливается вывод о самоценности и полной свободе творческой личности. В философской системе Ф. В. Шеллинга («Система трансцендентального идеализма», «Философия искусства») наиболее значимыми для развития романтизма являются целостное учение о природе (натурфилософия) и эстетическая система.

СЕНСУАЛИЗМ (от фр. sensualisme, лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую, кроме ощущения, восприятия, входит представление.

СЮРРЕАЛИЗМ В качестве метода использовались субъективные ассоциации, которые заменяли привычные логические связи. «Манифест сюрреализма» был опубликован в 1924 г. французским поэтом Андре Бретоном.

ТЕАТР АБСУРДА - абсурдистское направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в середине XX века. В абсурдистских пьесах мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб. На практике театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приёмы. Время и место неопределённы и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий - всё подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения.

ШВАНК - жанр немецкой городской средневековой литературы, аналогичный французскому фаблио, небольшой юмористический рассказ в стихах, а позднее в прозе, часто сатирического и назидательного характера. Шванк возник в Германии в XIII веке, расцвета достиг в творчестве австрийского поэта Штрикера (середина XIII века). В цикле весёлых шванков «Поп Амис», в центре которых стоит фигура ловкого попа, извлекающего для себя пользу из любой ситуации, представлена немецкая действительность XIII века.

периодически возникающая в изобразительном искусстве, литературе и кино, характеризующаяся стремлением к деформации или стилизации форм, динамизму, экзальтации и гротеску ради создания мощной выразительности художественного образа и отражения мировоззрения автора. Черпая вдохновение в психоанализе Зигмунда Фрейда, с его приматом подсознательных эмоций, в философии Анри Бергсона, подчеркивавшей значение интуиции и памяти, и в работах таких писателей, как Достоевский и Стриндберг, писатели-экспрессионисты стремились донести до читателя реальность субъективных ощущений и своего внутреннего мира.

ЭПИСТОЛЯРНЫЙ РОМАН - роман в письмах, предполагающий широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или номинальному адресату. Однако именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак эпистолярной литературы, отличающий её от записок и дневника. В XVII-XVIII вв. форма эпистолярного романа используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению.