Приглашаем посетить сайт

Потехина И.Г.: История литературы Германии, Австрии и Швейцарии
1. 7. История немецкоязычной литературы XX века

1. 7. История немецкоязычной литературы XX века.
 

Общая характеристика. Немецкоязычная литература XX в. как культурно-исторический феномен, ее периодизация и состав. Понятие новейшей литературы. Основные вехи исторического процесса в XX в. Политические, экономические, духовные причины Первой мировой войны. Первая мировая война - потрясение основ европейской цивилизации в XX в. Революции 1918 г. в Германии и Австро-Венгрии. Крушение империй в России, Германии, Австро-Венгрии. Экономический кризис в Европе и Америке в конце 20-х годов. Вызревание фашизма в Западной Европе. Становление тоталитарных систем в европейских странах. Антифашистское движение. Вторая мировая война.

Геополитическая картина мира после 1945 г. «Холодная война» -определяющий фактор послевоенных десятилетий. Задачи Запада в «холодной войне», идеологические функции культуры эпохи «холодной войны» по формированию образа «врага». Образование двух немецких государств и разделение Берлина. Возведение «берлинской стены». Воссоединение Германии.

Преемственная связь литературы XX в. с духовной жизнью Европы на рубеже XIX и XX вв. Борьба философских и художественных идей в последней трети XIX и начале XX в. «Авангардистские» течения начала XX в. Их многообразие и взаимопроникновение в литературе и искусстве. Кубизм в литературе и живописи. Футуризм и его эволюция. Судьба сюрреализма. Роль экспрессионизма в литературном развитии XX в. Изменение баланса объективного и субъективного начал художественного творчества. Ослабление традиций реализма. Становление модернизма. Влияние открытий модернизма на литературный процесс. Саморефлексия автора и «интеллектуализация» литературы. Антивоенная тема в литературе и антивоенный роман в Европе и Америке. Проблема «потерянного поколения». Возрождение интереса литературы к социальным проблемам, к истории и политике между двумя мировыми войнами. Антифашистская литература.

новых эстетических принципов и возникновение новых наук и философских учений (генетика, кибернетика, семиотика, герменевтика и др.). Распространение документальной, научно-фантастической и детективной литературы. Экспериментальная поэзия (Яндль, Хайсенбюттель и др.). Понятия «массовое общество» и «массовая культура». Оппозиция «массовой культуре» - контркультура, андеграунд. Понятия «постмодерн» и «постмодернизм».

Литература Германии XX века. Общая характеристика развития немецкой литературы XX века. Краткая характеристика историко-культурной ситуации в немецкоязычных странах во второй половине XX в. История экспрессионизма и его основные эстетические принципы: бунтарское начало и поиск новых художественных форм. Особенности экспрессионистского мировидения. Проблема «отцов» и «детей», «вождя» и «массы». Основные журналы экспрессионистов «Акцион» и «Штурм» и два крыла движения. Поэзия экспрессионизма. Сборник «Сумерки человечества».

Литература Германии в период между двумя мировыми войнами. Литература и идеология Третьего рейха. «Имперская палата словесности». Основные направления нацистской литературы: фронтовая проза, партийная литература, расовая проза и патриотическая проза. Юлиус Лангбен и его книга «Рембрандт как воспитатель». «Миф XX века» Альфреда Ро-зенберга. 10 мая 1933 года в истории немецкой литературы. Роман Ханса Грима «Народ без пространства» как средство фашистской пропаганды. Произведения Эрнста Юнгера («На мраморных утесах», «Гелиополис»): образ солдата-рабочего - героической фигуры, подводящей черту «бюргерской эпохе». В рамках стандартных требований нацистской пропаганды работали Густав Френсен («Йорн Уль»), Герман Лёне («Вервольф»), Эрвин Гвидо Кольбенхойер (трилогия «Парацельсус»), Ганс Цёберляйн («Вера в Германию»).

Литература немецкой эмиграции. Антифашистский исторический роман и проблемы гуманизма: трилогия об Иосифе Флавии Л. Фейхтвангера, дилогия Г. Манна о Генрихе IV и др. Литература «внутренней эмиграции».

Национально-государственные концепции культурного развития после 1945 г. Периодизация истории немецкоязычной литературы после 1945 г. Писательские съезды, литературные объединения, ведущие издательства. Группа 47. Специфика развития прозы, поэзии и драмы в немецкоязычных странах до 1989 г. «Культовые фигуры» поколения поэтов 1970-1980-х: Э. Яндль, Ф. Майрёкер, Р. Д. Бринкманн. Prenzlauer Berg Connection. «Новая субъективность»: Т. Клинг. Б. Паппенфус. Д. Грюн-байн. Две ключевые тенденции в прозе второй половины XX в.: социальная ангажированность (Г. Бёлль) и эксперимент (А. Шмидт). Постмодернизм европейского образца: П. Зюскинд. Проблема холокоста (Б. Шлинк, Г. Грасс). Проблема воссоединения Германии (К. Вольф, Г. Грасс, Т. Бруссиг). «Новая меланхолия» и пространственные конструкты К. Крахта. Дискретная наррация И. Шульце. Традиция Б. Брехта в немецкоязычной драматургии второй половины XX в. Сценические эксперименты X. Мюллера. Влияние кинематографа и техники перформанса. Возрождение античных тем и мотивов. Позднее творчество Б. Штрауса.

«Морг и другие стихотворения»: лирический герой как носитель «передовых идей», главная тема - «радикализация распада человеческого я». Регрессия как следствие гибели человека рубежа веков. Фактографичность и фотографичность ранних произведений Бенна. Дуалистическое мировоззрение лирического «Я». Принцип монтажа и мотив статики. «Перспективизм» Бенна. Зрелая лирика Бенна и его эстетические идеи. Эссеистика Бенна («После нигилизма», «Двойная жизнь»). Роль экспрессионизма в литературном процессе и культурной жизни Германии 10-20-х годов. Постэкспрессионистские пути немецкой литературы.

Ганс Фаллада. Романы «Юный Гедешаль», «Антон и Герда», «Крестьяне, бездны и бомбы», их историческая основа. Образ простого человека из народа, лишенного будущего. Социально-политические реалии Германии начала века в романе «Маленький человек, что же дальше?». Трагедия человека - трагедия нации в романе «Кто хоть раз хлебнул тюремной баланды...». Судьба книг и «творческая эмиграция» Фаллады во времена Третьего рейха в Германии (сказка «Фридолин»). Исторические романы Фаллады «Волк среди волков» и «Железный Густав»: галерея национальных характеров, роль исторической детали в повествовании. «Каждый умирает в одиночку» - антифашистский роман: противостояние «маленького человека» тоталитарному государству.

Антивоенные романы Э. М. Ремарка и проблема «потерянного поколения». Роман «На Западном фронте без перемен»: война с позиции отдельно взятого человека. Человек и мировая катастрофа. Традиция батальной романтики и романы Ремарка. Автобиографическая тема в романе «Возвращение». Тема любви в романах «Три товарища» и «Время жить и время умирать». Характеристика эпохи в «Черном обелиске». Художественные особенности романов Ремарка: динамизм повествования, роль лирических отступлений, самоцитация, герои-двойники автора.

Бернгард Келлерман. «Туннель» как пример социальной фантастики. Проблематика и поэтика романа «9-е ноября». Немецкий роман о войне. Пространственно-временные характеристики романа. Изображение войны и военного Берлина. Тема большого города как места обитания массы. Город как организм. Социально-критическое и визионерское начала романа. Символика и экспрессионистские особенности романа. Литературный фон - европейский антивоенный роман.

Эстетика «новой деловитости» - культ достоверности, факта, прагматизм как реакция на экзальтированные формы экспрессионистского бунта. Судьба реалистической традиции в немецкой литературе XX в. Александр Деблин. Ранние новеллы и романы А. Дёблина. Роман «Берлин. Александерплац». Философские идеи и художественные принципы Дёблина. Экспрессионистская эстетика романа. Особенности образа города в романе и образа массы, в нем обитающей. Соотношение героя и «других», принципы встраивания героя в организм мегаполиса. Проблема героя - «маленького человека» - жертвы собственных страстей, других людей, обстоятельств, судьбы.

«Будденброки». Биологическая история рода и его вымирания. Философские проблемы жизни и смерти, конца времен, пространства и времени. Идеи Шопенгауэра в романе. Прблема художника и жизни, искусства и жизни. Поэтика романа и художественные идеи эпохи. Связь романа с творчеством Фонтане и традициями немецкого поэтического реализма. Ирония как прием и мировоззрение в романе. Новеллы «Тристан», «Тонио Крёгер», «Смерть в Венеции». Позиция Т. Манна в 1914 г. и «Размышления аполитичного». Противопоставление духа политике. Проблема духа и жизни, проблема пространства и времени в романе «Волшебная гора». Т. Манн в эмиграции. «Лотта в Веймаре». Судьба искусства и художника в XX в., пути культуры и ответственность личности в романе «Доктор Фаустус». Особенности повествования в романе. Техника «цитирования» и «монтирования». «Приключения авантюриста Феликса Круля».

Генрих Манн. Роман «Земля обетованная» - роман об обществе. Сосредоточение общественной проблематики в теме Берлина и традиция «берлинского» романа в немецкой литературе. Эпоха грюндерства в духовной жизни новых богачей - хозяев душ. Специфика темы «художник и жизнь» у Г. Манна. Модификация жанра социального романа и романа воспитания в «Земле обетованной». Сарказм как прием, «образ-маска». Традиция французского реалистического романа в произведениях Г. Манна. Его философские искания, интерес к французской литературе и истории. Проблемы школы, воспитания и морали в сатирическом романе «Учитель Унрат». Антивоенная позиция Г. Манна в 1914 г. Трилогия «Империя». Сатирическое изображение империи в романе «Верноподданный» и логика формирования личности верноподданного. Философская проблематика романа «Голова». Г. Манн в годы Веймарской республики. Романы «Серьезная жизнь», «Большое дело». Антифашистская публицистика в годы эмиграции. Дилогия о Генрихе IV. Философия истории и «гуманизм борьбы» в дилогии. Последние произведения Г. Манна.

Бертольдт Брехт. Экспрессионистские и авангардистские истоки его творчества. Влияние русского авангардистского театра на Брехта. Теория «эпического театра». Реформирование «аристотелевского» театра и «эффект отчуждения». «Трехгрошовая опера». Творчество в эмиграции и после освобождения Германии от фашизма. Театр «Берлинский ансамбль». Проблемы морали в пьесах Брехта. Антивоенная пьеса «Мамаша Кураж и ее дети». «Жизнь Галилея» и проблема ответственности духа перед человечеством. Пьеса «Кавказский меловой круг». Поэзия Брехта.

Раздел Германии и существование на ее территории двух государств и двух литератур. Их общность и различия. Проблема войны и фашизма, преодоления прошлого и ответственности за него.

Литература ГДР. Литература «поколения вернувшихся». Романы прозаика и публициста Анны Зегерс. Антифашистский роман «Седьмой крест». Понятие «обыкновенный фашизм». Борьба как общественно необходимое деяние. Эмоциональная обостренность повествовательной манеры Зегерс. Роман «Мертвые остаются молодыми» - попытка осмысления истории Германии между двумя мировыми войнами. Роль исторической детали в романе.

«В волчьей пасти» Б. Апица); тема восстания в варшавском гетто (роман «Якоб-лжец» Ю. Беккера); «романы возвращения» («Ankunftsromane»), отразившие сложности перехода от фашистской идеологии к социалистической («Приключения Вернера Хольта» Д. Ноля, «Актовый зал» Г. Канта).

«Биттерфельдское движение» (1959): усиленное внимание к проблемам рабочего класса. Вплоть до 1989 руководство ГДР продолжало поддерживать группы самодеятельных писателей из рабочей среды, давшие начало так называемой «литературе вступления» (по названию романа Бригитты Райман «Вступление») - романы «След камней» Э. Нойча, «Оле Бинкоп» Э. Штритматтера.

Криста Вольф - известная современная писательница. Дебютный роман «Расколотое небо»: проблема выбора между любовью и социализмом. «Размышления о Кристе Т» и пробивающийся протест против подавления личности, против рутины и лжи официальной жизни и официальной идеологии в ее романе «Пример одного детства». Женские образы в произведениях К. Вольф после 1989 года. Античная мифология и история Германии XX века в ее последних прозаических текстах -«Кассандра» и «Медея. Голоса»: принцип временной соположенности («субъективная аутентичность»).

Литература ФРГ. Произведения Ганса Эриха Носсака как наиболее значительное явление в немецкой литературе послевоенного периода. Историческое событие (бомбардировка и пожар Гамбурга) в повести «Гибель»: фантасмагорические, аллегорические черты реальности, символичность финала произведения. Образ «одинокого очевидца» конца цивилизации в романе «Некийя». Мифологические истоки романа. Рациональное и иррациональное начала в романе «Спираль». Миф «иррационального бытия» в романе «Младший брат». Общественно-исторические причины одиночества («Не позднее ноября», «Дело д'Артеза»). «Магический реализм» Носсака. Основная проблематика его прозы: противоборство отвлеченно-аллегорического истолкования истории человечества и стремления к реалистической психологизации «современного мифа».

Герман Казак и его роман «Город за рекой» как пример «магического реализма». Топонимика «города мертвых». Художественные особенности романа: детализация, цитаты и реминисценции, иносказательность повествования, особенности художественного времени и пространства.

«Группа 47» - крупнейшее объединение писателей в истории лиературы ФРГ (прекратило свое существование в 1967 г.). Общественное и эстетическое значение этого явления. Инициаторы объединения: Ганс Вернер Рихтер, Вольфганг Вальраух, Альфред Андерш. «Группа» устраивала собрания, на которых выступали начинающие писатели и уже известные авторы. Возникновение критическо-реалистической литературы Западной Германии. Недоверие ко всяким идеологическим системам и доктринам. Понятие «нулевого года». Лозунг «вырубание просек». Писатели «Группы 47» противопоставляли себя «магическим реалистам».

Рассказы Вольфганга Борхерта и проблема тотального одиночества человека. Тема «обманутого» поколения в его пьесе «На улице, перед дверью» (или «Снаружи за дверями»). Западная Германия как мир, пораженный «анемией совести и памяти», в публицистике Борхерта («Вот наш манифест», «Тогда остается одно»).

Генрих Бёлль. Его раннее творчество и «литература развалин» («Хлеб ранних лет», «Дом без хозяина»). Война в романе «Где ты был, Адам?» История и современность в романе «Бильярд в половине десятого». Западная Германия в поздних романах («Глазами клоуна», «Групповой портрет с дамой»). Религиозно-этическая проблематика у Бёлля, особенности его гуманистической идеи.

Дальнейшая политизация литературного процесса. Творчество Вольфганга Кёппена - критический анализ послевоенной западногерманской действительности. Тема «неисчезающего прошлого» в романах «Теплица», «Смерть в Риме». Персонификация истории. Ироническая дистанция автора по отношению к своему герою. Проблематика «непреодоленного прошлого». Ассоциативная связь романов Кёппена с произведениями Т. Манна.

Новое проявление интереса литературы к общественной жизни и ее проблемам в 60-70-е годы. Дортмундская «группа 61». «Массовая литература» в Германии. Неоавангардистская волна в литературе и ее связь с молодежными выступлениями конца 60-х годов. Объединение Германии в 1990 г. и конец раздельного существования двух немецких литератур.

«непреодоленного прошлого» в драмах «Дуб и кролик», «Черный лебедь». Ироническое изображение будней и психики обывателя в условиях современного «индустриального общества» и духовного опустошения личности. Трилогия «Половина игры», «Единорог», «Крушение», романы «По ту сторону любви», «Защита детства», повесть «На полном скаку».

Г. Грасс. Эпатаж, гротеск, сарказм как формы сатирического осмысления прошлого и настоящего в романах «данцигской трилогии» («Жестяной барабан», «Собачьи годы», «Кошка и мышь») и в последующих философских произведениях писателя. Изобличение механизмов тоталитарной власти и приспособления к ней обывателя. Пародийное переосмысление настроений «фрондирующей» интеллигенции («Под местным наркозом»). Пессимистическое отношение к истории человечества («Камбала»). Тема войны и проблема художника в мире (повесть «Встреча в Телте»). Роман Г. Грасса «Необъятное поле» - тема объединения двух Германий в философско-историческом контексте.

После объединения Германии актуальными становятся поиски выхода за пределы поля тяготения темы «немецкой военной вины». Немецкое общество - это мобильное общество среднего класса (понятие общества как «огромного супермаркета»). Творчество Кристиана Крахта. Герой романа Faserland (1995) - до мозга костей потребитель, потребитель «продвинутый», с большим уважением относящийся к «правильному» выбору фирм-изготовителей одежды, обуви, еды и т. п. Герой романа «1979» -интеллектуал, оказавшийся в «горячих точках» 1979 г. Тип героя - интеллектуального туриста, желающего получить некие сущностные жизненные ценности извне в готовом виде. Безрезультативность тактики внешнео заимствования. Необходимость продвинуться внутрь себя и своей личной истории.

В 1999 г. Крахт и трое его друзей-писателей - Беньямин фон Штукрад-Барре (автобиографические романы «Соло-альбом», «Лайв-альбом», «Ремикс»), Никель фон Шенбург и Бессинг - сняли номер в дорогой гостинице и в течение трех дней вели диспуты на популярные темы, касающиеся разных сторон современной жизни. Их разговоры, записанные на пленку, были изданы в книге «Королевская печаль» - как своего рода манифест новой генерации немецких писателей. Суть - в признании поверхностности главной добродетелью современности, поскольку «глубинные» поиски предыдущих поколений ни к чему хорошему не привели. Поэтому новое поколение предпочитает держаться на поверхности повседневности и поп-культуры - моды, ТВ, музыки. В этом духе, помимо упомянутых авторов, пишут Райнальд Гец, Эльке Наттерс и др. Антология 16 молодых немецких писателей «Месопотамия», составленная Крахтом, посвящена поиску средств от скуки и безразличия.

Постмодернистские тенденции в немецкой литературе последних двух десятилетий. Романы Патрика Зюскинда - «Парфюмер», «Контрабас» - установка на развлекательное чтение для интеллектуалов. Творчество как отказ от «беспощадного принуждения к глубине», которого требует критика. Его герои - необычные люди - испытывают сложности в поисках своего места в мире, в установлении контактов с другими людьми. Жанровая полифония романных текстов Зюскинда. Темы становления и крушения гения в искусстве.

«Крэйзи»: история подростка, страдающего легкой формой паралича; Томас Бруссиг и его повесть «Солнечная аллея» о живущих рядом с «берлинской стеной» подростках, влюбленных и непоседливых, которая утверждает, что воспоминания, связанные с тоталитарным периодом, могут быть светлыми и счастливыми; Михаэль Ленц и его психологический роман «Объяснение в любви»: о кризисе брака, о новой любви, о городе Берлине.

рубеже столетий и культуры «конца века». Ф. Ницше, Э. Мах, 3. Фрейд как «духовные ориентиры эпохи». Литература Пражского кружка писателей. Синтез разных европейских культур. Первая мировая война и литературный экспрессионизм в Австрии. Постэкспрессионистские течения 20-х годов. Массовое сознание и литература. Влияние русской культурной традиции на формирование австрийской литературы первой половины века. «Габсбургский миф» в судьбе и творчестве австрийских романистов. Типологический подход к изучению австрийского романа первой половины XX в. Проблема этического выбора и поэтика романа. Творчество и действительность в восприятии и оценке австрийских романистов. Варианты сюжетной и экзистенциальной ситуации в романе. Литературная утопия и ее обличья. Проблема философско-художественной утопии. Поиски жанра: роман воспитания идеи.

Освещение современного литературного процесса в Австрии с позиций литературоведения и литературной критики. Традиционализм и авангардизм в австрийской литературе 1960-1970-х гг.: К. Байер, Г. Йонке, А. Окопенко, А. Коллерич. Антипочвенническая линия в австрийском романе 1970-1980-х гг.: Ф. Иннерхофер, Г. Вольфгрубер, Й. Винклер. Социокультурная ситуация в Австрии после 1989 г. и современная литература: «Страна без свойств» Р. Менассе. П. Хандке и проблема «современного классика». Литература «переосмысления прошлого» (проблема нацизма и холокоста): В. Кофлер, Э. Райхарт, Р. Шиндель. «Дети мертвецов» Э. Елинек. «Женская» тема в австрийской литературе: М. Хаусхофер и И. Бахман. Творчество Э. Елинек и М. Штреерувиц 1990-х гг. Поколение «новых рассказывающих». Постмодернистские тенденции и романы К. Рансмайра. «Сестра сна» Р. Шнайдера и проблема «супербестселлера» в литературе. Д. Кельман и «хорошо сделанные» романы. Австрийская поэзия 1990-х гг.: Ф. Майрекер и Э. Яндль. «Герметический авангардизм» Ф. Шматца. Ангажированность и эксперимент в поэзии: X. Бэкер. Современная австрийская драма: Т. Бернхард-драматург как вершина и проблема австрийского театра конца XX в. П. Туррини и традиция «народной пьесы». «Фекальные драмы» В. Шваба. Театральные тексты Э. Елинек.

Райнер Мария Рильке. Особенность положения Рильке в австрийской литературе, его «безупречный стиль». Мировоззрение молодого Рильке и его эстетические идеи. Рильке и Россия. Поэтический сборник «Часослов». Бог и человек в нем, темы бедности и смерти. Рильке и его роман «Записки Мальте Лауридса Бригге» (1910). Проблема истинной смерти и истинной жизни у Рильке. «Внешний» и «внутренний» человек в романе. Любовь и творчество как трудная «работа души». Поэтика «потаенного видения» у Рильке. Ассоциативный принцип изображения в романе и его фрагментарность как отображение и символ внутренней жизни и подсознания героя. Трагическое положение художника в современном мире. Библейский мотив «блудного сына», структурная роль исторических персонажей и событий в романе. Место романа в европейской литературе. Мотив исчезающей красоты мира в «Новых стихотворениях». Философское осмысление положения человека в мире, проблемы бытия и культуры, идея приятия жизни в «Дуинезских элегиях». Проблемы искусства в «Сонетах к Орфею».

Экспрессионизм в австрийской литературе. Георг Тракль - зачинатель экспрессионизма в австрийской литературе. Поэзия тревоги, предощущения конца, смерти. Ее импрессионистское, символистское начало; предчувствие экспрессионизма. Сборник «Себастьян во сне».

«Факел». Драма «Последние дни человечества».

Франц Кафка. Кафка и модернизм. «Поэтика сновидения» и поиски иной реальности. Герой и автор в романах Кафки. Проблема одиночества и варианты ее художественного воплощения в «Америке» и «Процессе». Принципы структуры и особенности пространственно-временной основы романа. Философская идея порядка и хаоса, жизни и смерти, судьбы, слабости и бессилия человека. Проблема Бога, религии, церкви. Позднее творчество Кафки и роман «Замок». Проблема художника и массы. Радикальное новаторство Кафки. Аллегоричность его прозы. Фантасмагорическое пророческое видение катаклизмов бытия и судеб человека в XX в. Особенности героя Кафки. Судьба наследия Кафки. Кафка и литература XX в.

Густав Майринк. Роман «Голем» и проблема индивидуального спасения. «Мерцающее сознание» и повествовательная перспектива романа. Символика «Голема» в контексте культурной традиции.

Особенности духовной жизни Австрии после распада империи. Проблема «габсбургского мифа». Творчество Йозефа Рота. Ранние романы Рота в контексте литературы «новой деловитости». «Маленький человек» в послевоенной немецкоязычной литературе. Роман «Бегство без конца» и проблема социализации индивидуума. Социально-историческое и экзистенциальное начала в романе «Иов». Роман «Марш Радецкого» как «исторический роман о современности».

«Смятение воспитанника Тёрлеса» и становление личности и характера в атмосфере распада нравственных ценностей. Философия Маха и проблема иррационального опыта у Музиля. Сборник новелл «Три женщины». Философский роман «Человек без свойств». Проблема нового героя в литературе. Внутренняя и внешняя форма романа. Взаимодействие этического и эстетического начал в художественном тексте. Сатирическое обозрение эпохи и философско-утопический проект. Категория «бессвойственности» и ее романное воплощение. Идея «иного состояния» в романе. Сатира и утопия в романе. Проблема «иного состояния» как утопии. Несостоятельность современного человека перед лицом грядущих потрясений Первой мировой войны и исторических катаклизмов.

«Ослепление» и драмы писателя. Проблема массы и власти в творчестве Канетти. «Безголовый мир» против «мира в голове». Алгебра гармонии: символика чисел в романе. Проблема «интеллигенции и массы», духа и жизни, утраты общечеловеческой морали. Своеобразие сатиры Канетти и критика человеческого безумия.

Герман Брох. Философские, культурно-исторические и эстетические идеи Броха. Теория романа Г. Броха. «Лунатики» Броха. История в трилогии. Идея «полиисторического романа». Проблема «нетерпения познания» и интеллектуализация романного повествования. Редукция индивидуальности и проблема «лунатизма» современного человека. Понятие «распада ценностей» и психология обывателя. Роман Броха как художественный и философско-этический эксперимент. Проблема искусства и художника в «Смерти Вергилия». Проблема «непричастных» и «невиновных» в романе «Невиновные».

Хаймито фон Додерер. Романы об Австрии и ее прошлом. «Штрудльхофская лестница». Роман «Слуньские водопады» и теория романа Додерера. Концепция истории в творчестве Додерера.

«конкретная поэзия». Авторская классификация современной поэзии. «Франкфуртские лекции о поэтике» Ян для. Поэтические новации: глоссолаличе-ский, ритмичный, музыкальный, визуальны характер поэзии Яндля.

Ингеборг Бахман. Поэзия и проза. Философские искания пистельницы. Поэзия И. Бахман. Прозаический двухтомник - «30-й год» и «Симультан»: языковой скепсис, языковая утопия, преодоление исторического опыта, постановка проблемы о горизонтах женской прозы. Жанр радиопьесы в творчестве Бахман («Цикады»). Австрия и ее прошлое в повести «Три дороги к озеру». Роман «Малина»: проблема новых форм письма и проблема особой «женской перспективы». Проблематичность существования личности в современном мире в творчестве И. Бахман.

«Фуга смерти». Тема отчуждения личности. Усложнение поэтического языка в поздней лирике. Целан и О. Мандельштам. Целан - переводчик русской поэзии.

Петер Хандке. Философские искания. Погружение в потаенные глубины жизни человека, в его субъективное бытие и сложный характер его взаимоотношений с жизнью. Повести «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым», «Короткое письмо к долгому прощанию», «Женщина-левша».

«Камнедробильный завод» и «Корректура». Символика смерти. «Стужа» - роман художника и о художнике. Особенности романного времени и пространства. Ситуация «преднамеренной ошибки», соединение трагического и комического начала в драматургии Бернхарда («Иммануил Кант», «Сила привычки», «Минетти»). Специфика разговорной речи в произведениях Бернхарда. Трагическое одиночество творчески одаренной личности, непознаваемость и абсурдность мира в его прозе и драмах. Критика писателем Австрии (традиция «Anti-heimatliteratur») как социального, политического и культурного пространства («Старые мастера»).

Эльфрида Елинек. Автобиографичность прозы Елинек. Социальная проблематика в романе «Любовницы». Социально-экзистенциальный опыт современной ситуации в Австрии и его представление в романе «Перед закрытой дверью». Высокая степень фактографичности и цитатности повествования. «Пианистка» - один из наиболее значительных романов немецкоязычной литературы второй половины XX века: повествовательная полифоничность произведения (присутствие нескольких «точек зрения»), интерпретационная многоплановость, использование паронимии слов, присутствие в тексте нескольких стилистических уровней, использование клише языка и сознания.

Кристоф Рансмайр. Дебютный роман «Ужасы льдов и мрака» и новые формы ментального путешествия. Мифопоэтика романа «Последний мир». Роль претекста - поэмы Овидия «Метаморфозы». Жанровая полифоничность текста. Исторические события и художественный вымысел в романе «Болезнь Китахары».

«гельветизма» в духовной жизни Швейцарии. Борьба центростремительных и центробежных тенденций в общественной и духовной действительности Швейцарии. Антивоенная эмиграция в Швейцарии в годы Первой мировой войны. Антифашистская эмиграция в 30-е годы. Идея посреднической роли Швейцарии в культурной жизни Европы. Традиции швейцарской литературы на немецком языке. Расцвет швейцарской литературы в 1960-е годы („Literarisches Wunderland Schweiz") и его влияние на современную литературную ситуацию. Современники Макса Фриша и Фридриха Дюрренматта и «молодое поколение»: Адольф Мушг, Петер Бихсель, Пауль Низон. Бернский и Цюрихский споры о литературе. Швейцария как одна из центральных проблем швейцарской литературы: конфликт реальности и мифа. Понятия «Enge», «Fluent» и «Aussteigertum». Литература вне жанров, на границах искусств. Пауль Низон: «(Canto)».

«Игра в регионализм» и «Fluent aus der Enge»: «Любовник моей матери» У pea Видмера. Образы «пустоты».

Немецкоязычная швейцарская литература 80-90-х гг. XX в. Разнообразие тем и авторских подходов к изображаемому миру: мотив отчуждения в форме загадочного, странного и фантастического (Ф. Холер, У. Видмер, Ю. Ферершпиль); мотив расщепленного времени (X. Летчер), мотив потерянности, безысходности в современности (Т. Хюрлинам).

Герман Гессе. Традиции романтизма и немецкой классики у Гессе. Личность и мир, «путь внутрь» как путь самоусовершенствования личности. Роль восточной философии и культуры в мировоззрении писателя («Сиддхартха»). Философский роман «Степной волк». Отражение проблематики в композиции романа. Два мира в нем. Принципы реализации двоичного принципа романной конструкции. «Магический театр».

Проблема «порога» и «перехода» как философское осмысление жизни и смерти, судьбы человека. Юмор как конструктивный элемент романа. Критика европейской истории и культуры в романе «Игра в бисер». «Фельетонистская эпоха» и «кастальская утопия». Кнехт и идея служения. Биполярность художественного мира Гессе. Ироническое начало.

«Опять они поют», «Бидерман и поджигатели». Темы утраты духовности современным миром, распада личности и обывательской психологии в романах «Штиллер», «Назову себя Гантенбайн», «Homo Faber». Повесть «Монток». Судьба европейской цивилизации в повести «Человек появляется в эпоху голоцена».

Фридрих Дюрренматт. Философское содержание его пьес. Гротескное, парадоксальное видение нравственных проблем современного человека в мире глухих и плотоядных обывателей. Драмы «Визит старой дамы», «Физики». Романы и повести.

Вальтер Маттиас Диггельман. «Оправдание Исидора Руге», «Допрос Гарри Винда» - романы о гибели таланта, об утрате личностью своей идентичности в современном мире, лишенном нравственных основ и ориентиров. Антифашистский роман «Наследие».

Младшее поколение швейцарских писателей: Петер Штамм и Зое Дженни. Сосуществование жизни и искусства как центральная проблема: «Агнес» - дебют Петера Штамма. Литература, ее границы и возможности: компьютерный муляж «Имитация звездного неба».