Приглашаем посетить сайт

Потехина И.Г.: История литературы Германии, Австрии и Швейцарии
1. 4. История немецкой литературы XVIII века

1. 4. История немецкой литературы XVIII века.

Общая характеристика. Просвещение как передовое общеевропейское философское и культурное движение. Просветительский культ разума. Социальный оптимизм просветителей, их представление о «естественном человеке» и «человеке-гражданине». Просветительский материализм XVIII в. Его значение в истории европейской мысли, его механицизм и метафизичность. Учение Локка о познании. Его влияние на философию Просветительства. Связь литературной деятельности просветителей с их политической и философской работой. Публицистический и энциклопедический характер просветительской культуры. Расширение географических и исторических рамок в тематике литературных произведений. Эстетические теории просветителей. Эстетические учения, созданные просветителями. Общественное назначение искусства в понимании деятелей Просвещения.

Разнообразие литературных направлений в эпоху Просвещения. Просветительский классицизм, реализм, сентиментализм. Периодизация европейского Просвещения. Национальное своеобразие просветиельской литературы в Англии, Франции, Германии. Взаимодействие национальных культур, рост межнациональных литературных связей как предпосылка возникновения мировой литературы.

Особенности исторического развития Германии в XVIII в.: последствия Тридцатилетней и Семилетней войн, княжеский абсолютизм, отсутсвие единой экономической политики, крестьянские восстания, политическая раздробленность, отсутствие единого культурного центра. Изменение политического строя только в общей теоретической форме. Формирование национальной идеологии, насаждение сверху «территориального патриотизма»; «гражданин мира» и разные варианты его толкования; пассивность бюргерства и отсутствие выраженной гражданской позиции; трактовка теории «общественного положения» Дидро.

Развитие немецкой классической философии: тяготение к отвлеченным теоретическим проблемам, к философии истории и философии языка; отсутствие мощного материалистического движения, как во Франции; популярность деизма, пиетизма, сенсуализма. Рационализм Лейбница как теоретическая основа раннего немецкого Просвещения. Освобождение философии и искусства от влияния религии. Философские работы И. Канта. Проблема национального объединения и формирования национальной культуры на разных этапах немецкого Просвещения (С. Пуфендорф, Г. Вагнер, Фр. Шиллер, И. В. Гете). Основные этапы немецкой литературы эпохи Просвещения.

Иоганн Кристоф Готшед - создатель нравоучительных еженедельников «Разумные порицательницы» и «Честный человек». Его деятельность как реформатора литературы, языка и театра: «Опыт критической поэтики для немцев», «Основы искусства немецкого языка». Рационалистическая основа теоретических трудов Готшеда, ориентация на французские образцы: поиски «совершенной» природы, практическая реформа театра. Критика традиции барокко и прециозности в литературе. Трагедия «Умирающий Катон».

Начатки сенсуалистской эстетики в трудах швейцарцев - Иоганна Якоба Бодмера и Иоганна Якоба Брейтингера. Роль художественного воображения, оправдание поэтической фантастики («Критическая поэтика» Брейтингера). Вопрос о «зримых образах», «картинах» в поэзии («Критические размышления о поэтических картинах у стихотворцев» Бодмера). Ориентация на английскую поэзию («"Потерянный рай" Мильтона» Бодмера). Обращение к национальной немецкой старине («Образцы швабской поэзии XIII века», публикация песен Вальтера фон дер Фогельвейде и двух поэм из цикла «Песнь о Нибелунгах»).

Творчество Готхольда Эфраима Лессинга. Лессинг - самый крупный представитель зрелого этапа Просвещения в Германии - литературный критик и переводчик, поэт и баснописец, драматург и реформатор немецкой сцены. Мещанская драма «Мисс Сара Сампсон», ее связь с европейскими образцами: отчетливое морализаторское начало, опора на врожденные качества человеческой натуры. Литературно-критическая деятельность Лессинга («Письма о новейшей литературе», «Литературные письма»). Диалог с французским классицизмом и Готшедом, ориентация на Шекспира: фрагмент «Фауст», его просветительское содержание. Трактат «Лаокоон», его общеэстетическое и литературно-критическое значение. Борьба против созерцательной описательной поэзии, идея активной действенной литературы. Сочетание сенсуалистских и рационалистических элементов в эстетической теории Лессинга. «Гамбургская драматургия» и борьба за создание национального театра. Влияние Дидро на драматургическую теорию Лессинга. Современная социальная тема в комедии «Минна фон Барнхельм». Антифеодальная бюргерская трагедия «Эмилия Галотти», ее морально-политическая проблематика, героизация бюргерской добродетели. Классицистические и реалистические элементы художественной структуры трагедии. «Воспитание человеческого рода» -философско-историческое сочинение Лессинга: эволюция религии и морали. Философская драма «Натан Мудрый» - проповедь гуманизма и веротерпимости.

Развитие сентиментализма и рококо - новый этап становления третьесословной идеологии. «Жизнь сердца» как форма самоутверждения личности в условиях политического и социального бесправия. Особенности немецкого сентиментализма, его связь с неофициальными религиозными течениями (пиетизмом).

Поэзия Фридриха Готлиба Клопштока - реформатора немецкой поэтической речи. Философская лирика, особенности ее поэтической формы (античные размеры, вольные ритмы). Религиозный эпос «Мессиада», его связь с поэмой Мильтона «Потерянный рай» и отличие от нее. Гражданская ода Клопштока. Патриотические мотивы в драмах об Арминии и в поздней лирике («Мое отечество», «Герман и Туснельда», «Холм и роща»). Драмы о древних германцах - «Битва Германа», «Герман и князья», «Смерть Германа»: символика немецкого национального героизма, идея свободы и объединения Германии. Отражение Французской революции в поэзии Клопштока («Познайте себя»). Языковое новаторство Клопштока и его влияние на немецкую поэзию.

Творчество Кристофа Мартина Виланда. Воспитательный роман «История Агатона». Памятники немецкого литературного рококо: «Комические рассказы», «Музарион, или Философия граций», «Идрис и Ценида». Сатира на немецкую действительность в романе «История аб-деритов». Политический роман Виланда «Золотое зерцало». Значение античной культуры для просветительского гуманизма Виланда. Новизна повествовательной формы, образ автора в его романах. Влияние Филдинга. Поэмы Виланда, дань стилю рококо. Традиции ренессансной поэмы в «Обероне». Журнал «Немецкий Меркурий».

Эпоха «бури и натиска» - «волевой сентиментализм с реалистическим уклоном». Связь движения «Бури и натиска» с «философией чувства и веры»: отделение чувства от религиозных убеждений; энцикло-педичность интересов штюрмеров; широкий охват самых различных областей знаний. Наивысший подъем национального третьесословного сознания немецкой бюргерской интеллигенции. Усиление демократических тенденций в литературе и публицистике («Немецкая хроника» Шубарта, «Хронологии» В. Л. Веклина и т. д.). Влияние идей Руссо и особенности их восприятия на немецкой почве. Идеализация германской древности; возрождение интереса к народному поэтическому творчеству.

Иоганн Готфрид Гердер - главный теоретик нового литературного направления. Ранние произведения Гердера: «Фрагменты о новейшей немецкой литературе» и «Критические леса». Философско-историческая концепция Гердера. Диалектическое понимание исторического процесса («Идеи о философии истории»). Идея национального и исторического своеобразия различных культурных эпох. Отказ от универсального вневременного эстетического идеала. Идея единства развития человечества и равноправия национальных культур. Демократическое истолкование историко-литературного процесса.

Обращение Гердера к народным истокам литературы. Статья об Оссиане и песнях древних народов. Сборник «Голоса народов в песнях». Роль Гердера в становлении фольклористики. Гердер - теоретик и практик поэтического перевода. Реабилитация средневековой культуры. «О немецком характере и искусстве». Новое истолкование Шекспира. Трактат о происхождении языка, диалектическая концепция единства языка и мышления («О происхождении языка»). Поздние работы Гердера. «Письма о поощрении гуманности». Проблема национального характера в искусстве. Полемика с Кантом - защита содержательного искусства.

Группа «рейнские гении» как последователи идей Гердера: Я. М. Р. Ленц, Ф. М. Клингер, Г. Л. Вагнер. Драматургия эпохи «бури и натиска». Усиление оппозиционных настроений. Бунтарский индивидуализм, культ чувства и природы. Влияние Руссо. Борьба с классицистическими канонами в драматургии. Культ Шекспира.

Интимная лирика Якоба Михаэля Рейнхольда Ленца. Прозаические сочинения Ленца - роман «Лесной отшельник». Социальные драмы «Гувернер, или Преимущества домашнего образования» и «Офицеры» как выражение третьесословного протеста против угнетения личности. Влияние теорий Руссо, Дидро и Мерсье на взгляды Ленца («Замечания о театре»). Натуралистические элементы в пьесах Ленца.

Драмы Фридриха Максимилиана Клингера «Близнецы», «Буря и натиск», их мятежный индивидуализм, современная проблематика этих произведений. Конфликт законов природы с законом общества. Клингер в России. Философский роман «Жизнь, деяния и гибель Фауста».

Геттингенский «Союз рощи» и Клопшток. Национальный и тираноборческий пафос геттингенской лирики, его отвлеченный характер. Готфрид Август Бюргер - создатель немецкой литературной баллады. Баллада «Ленора», сочетание фольклорных мотивов с современной темой. Прозаические произведения Бюргера - «Приключения барона Мюнхаузена»: сочетание фольклорной традиции с сатирической картиной современности. Демократизм Бюргера; приятие Французской революции.

Иоганн Вольфганг Гёте. Анакреонтическая лирика лейпцигского периода. Переход на позиции новой эстетики в годы учения в Страсбурге. Влияние Гердера и трактата Юнга «Об оригинальном творчестве». Статья «О немецком зодчестве», теория «характерного» и самобытного искусства. Любовная лирика Гёте, новизна ее поэтической формы. Влияние народной поэзии. Драма «Гецфон Берлихинген», ее историко-политическая и нравственная проблематика. Трактовка крестьянской войны в двух редакциях драмы. Философские оды, их пантеистическое содержание, новаторство в области языка и метрики. Тема титанического мятежника в драматических фрагментах и одах «Магомет» и «Прометей». Влияние исторических хроник Шекспира. Новый подход к драматическому воплощению исторической темы.

Эпистолярный роман «Страдания юного Вертера» Гете, его биографическая основа. Влияние Руссо на идейно-художественную структуру романа. Конфликт личности и общества и его разрешение в романе. Кризис мятежного титанизма. Влияние «Вертера» на европейскую литературу эпохи романтизма. Первая редакция «Фауста» («Прафауст») как воплощение идейных исканий «бури и натиска».

Раннее творчество Фридриха Шиллера. Биографические предпоылки тираноборческих устремлений молодого Шиллера. Влияние Руссо. Ранняя лирика. Демократическая героика ранних драм, их связь с идеями и художественными принципами «бури и натиска». «Разбойники» - бунтарский пафос и гиперболизация характеров. Антифеодальная тема драмы, особенности драматической композиции и языка. «Коварство и любовь» - тема социального неравенства, сословное право и право человека. Разоблачение мелкодержавного деспотизма. Реалистические элементы в трагедии. Статьи Шиллера о театре. «Дон Карлос» -драма переходного периода. Протест против абсолютистского строя и гнета церкви. Маркиз Поза - носитель просветительских идеалов. Новый подход к исторической драме как форме художественного обобщения. Идеализация характеров. Переход к стихотворной форме. Лирика 1780-х годов: «Ода к радости» - выражение просветительского оптимизма. «Боги Греции» - противопоставление чувственной красоты и жизнерадостности античного мира христианскому аскетизму.

Веймарский классицизм - заключительный этап немецкого Просвещения. Содружество Гёте и Шиллера. Отказ от индивидуалистического бунтарства, подчинение объективному закону. Основные элементы «возвышенного реализма». Обращение к античности как источнику гуманизма. Влияние теории Винкельмана и исторической концепции Гердера.

Позднее творчество Гете. Эволюция философских, общественных и эстетических воззрений Гете. Изменение художественных принципов -стремление к объективному отображению действительности. Воплощение этого принципа в лирике. Замысел романа «Театральное призвание Вильгельма Мейстера». Путешествие в Италию. Осмысление античности в духе идей Винкельмана («благородная простота и спокойное величие» - как основной принцип античного искусства). Отказ от идеи «характерного искусства» как выражения субъективно-личного начала. Утверждение общечеловеческих ценностей. Идея гармонического человека.

Драмы веймарского периода. «Эгмонт» и традиции шекспировской драмы на новом этапе творчества Гёте. Тема народа и революции. Трансформация мятежного героя. «Ифигения в Тавриде» - подчинение личного начала объективному закону. Особенности художественной формы - отвлеченно-возвышенная стилизация. «Торквато Тассо». Конфликт художника с обществом. Автобиографические элементы в драме.

«Римские элегии», «Коринфская невеста» - защита языческого жизнутверждающего начала.

Воспитательный роман «Годы учения Вильгельма Мейстера», изменение первоначального замысла. Переход героя от театральной деятельности к практической. Влияние воспитательного романа Гёте на романтический роман. Естественно-научные труды Гёте. Отношение Гёте к Французской революции. «Герман и Доротея» - идеализация патриархальных отношений. Стилизация под античную эпическую форму. Семейно-психологический роман «Родственные души». «Западно-восточный диван» - идейно-художественные особенности позднего поэтического сборника Гёте. «Поэзия и правда» - автобиография Гёте как обобщение и оценка эпохи.

«Фауст». Ключевые сцены окончательной редакции: пролог на небесах и сцена договора. Проблема смысла человеческой жизни. Диалектика в раскрытии главных образов - Фауста и Мефистофеля. Вторая часть «Фауста», ее символический характер. Пафос созидания и борьбы. Всемирно-историческое значение творчества Гёте.

Творчество Шиллера веймарского периода. Переход к позиции классицизма. Исторические сочинения Шиллера: «История отпадения Нидерландов», «История Тридцатилетней войны»; концепция истории как борьбы идей, воплощенных в героических личностях. Влияние Канта. Дуалистический тезис о борьбе духовного и чувственного начала. «Письма об эстетическом воспитании». Принцип незаинтересованного искусства и утверждение воспитательной роли искусства: преодоление царства принуждения царством разума. Статья «О наивной и сентиментальной поэзии» - определение двух типов искусства на разных этапах цивилизации.

Философская лирика Шиллера. Этический конфликт - основа баллад Шиллера. Классические трагедии Шиллера - сочетание отвлеченно эстетического конфликта с социально-историческим. Трилогия «Вал-ленштейн». Изображение героя и толпы. Политическая проблематика, этический конфликт. «Мария Стюарт» - нравственная и политическая проблематика трагедии. Сложность драматического характера. «Орлеанская дева» - национально-патриотическая трагедия. Отход Шиллера от Канта под влиянием Гёте. Народная драма «Вильгельм Телль», ее источник. Тема борьбы за национальное освобождение и объединение. Демократический пафос пьесы. Незаконченная трагедия из русской истории «Деметриус». Характерные особенности драматургии Шиллера.

© 2000- NIV