Приглашаем посетить сайт

Потехина И.Г.: История литературы Германии, Австрии и Швейцарии
1. 3. История немецкой литературы XVII века

1. 3. История немецкой литературы XVII века.

Общая характеристика. «Семнадцатый век» как эпоха в истории зарубежных литератур. Внутренняя сложность и противоречивость социальных процессов в странах Западной Европы этой эпохи. Усиление кризиса феодальной системы: рост буржуазных отношений и одновременно усиление сопротивления новым силам со стороны феодальной реакции, поиски путей рефеодализации общества. Своеобразие и крайняя неравномерность социально-исторических процессов в отдельных странах Европы. Быстрый прогресс научных знаний, основанных на эксперименте. Появление всеобъемлющих философских систем Декарта, Гассенди, Гоббса, Спинозы, Лейбница. Сложное сочетание материалистических и идеалистических тенденций в этих философских системах. Прямое воздействие рационалистической и материалистической философии на эстетические воззрения и художественную практику деятелей культуры XVII в.

Германия XVII века: социальные, политические и экономические проблемы. 1608 г. - Евангелическая уния; 1609 г. - Католическая лига. Тридцатилетняя война и ее последствия (Вестфальский мирный договор). Идейно-философские и религиозные течения XVII в. Идеи неостоицизма. Критика официальных вероучений в форме пантеистически окрашенных ересей и мистических доктрин. Якоб Бёме. Противоречие между достижениями естественных наук и религиозным мировоззрением как предпосылка трагического кризиса и духовной трагедии немецких писателей XVII в. Борьба за создание национальной нормы литературного языка. Языковые общества и ордена. Их местный, провинциальный характер, социальная ориентация на провинциальные дворы. Основные направления языковой политики; борьба за чистоту немецкого языка против иностранного влияния и ее отражение в литературе.

Контакты немецкой литературы с другими европейскими литературами (Франция, Италия, Англия, Нидерланды, Испания). Первое знакомство с Россией (путешествие Олеария). Запоздалые отзвуки ренессансной культуры: неолатинская поэзия и петраркизирующие направления немецкой лирики. Влияние поэтики Ронсара. Борьба различных художественных систем. Своеобразие культуры барокко в Германии. Особенности раннего немецкого классицизма, его ограниченность.

и чувства. Различные решения проблемы личности и общественной среды, личности и государства в литературе. Возросшая роль теории и критики как отличительная черта литературного процесса. Возникновение периодической печати, литературных обществ и академий. Обострение борьбы противоположных идеологических и эстетических тенденций; формирование противоборствующих и взаимодействующих художественных систем - барокко и классицизма.

Барокко, его социальная природа и соотношение с Ренессансом. Общие черты мировосприятия и эстетики барокко, борьба различных течений и стилевых тенденций в пределах барокко. Теоретические трактаты по эстетике барокко (Б. Грасиан, Э. Тезауро).

Формирование основных принципов классицизма. Классицизм как художественная система в ее взаимоотношениях с ренессансной культурой. Объективность и нормативность эстетики классицизма, их соотношение с художественными потенциями классицистского метода. Общественная и воспитательная роль искусства. Принцип «облагороженного подражания» природе; подражание древним как высшему воплощению эстетического идеала. Рационалистический характер поэтики классицизма. Борьба элитарных и демократических тенденций в барокко и классицизме. Реалистические тенденции в литературе XVII в.; их своеобразие по сравнению с ренессансным реализмом. Национальное своеобразие и развитие барокко и классицизма в разных странах Европы.

Мартин Опиц и немецкая поэзия первых десятилетий XVII века. Первая силезская школа поэтов как ранний этап немецкого классицизма: представители, жанровые предпочтения. Манифест новой школы -«Книга о немецком стихотворстве» Опица: эстетические и поэтические предпочтения автора; принцип «подражания природе»; характеристика основных литературных форм и жанров; к вопросу о чистоте немецкого языка, утверждение принципов силлабо-тонического стихосложения. История Тридцатилетней войны в поэмах «Слово утешения средь бедствий войны» и «Везувий» Опица. Картины сельской идиллии в «Пасторали о нимфе Герцинии», «Стихи похвальные поселянскому житию». Библейские образы в духовной поэзии Опица («Плач Иеронима», «Юдифь»).

Кенигсбергский и Лейпцигский поэтические кружки. Анакреонтические мотивы в лейпцигской лирике. Пауль Флеминг. Традиция Ф. Петрарки и античных поэтов в творчестве Флеминга: «Танец», «Любовная жалоба». Любовная тема в лирике Флеминга: «На одну свадьбу», «Похвальное слово одной», «К ее устам». Отражение стоической философии в его сонетах: «Спор с самим собой», «Он все свершил достойно», «Новое намерение»; национально-патриотическая тема в его лирике: «Господину Олеарию». Антигабсбургские мотивы. Путешествие в Россию (сонет «К Москве», «Новгородская идиллия») и Персию. Русская тема в творчестве Флеминга.

Религиозная поэзия Фридриха Шпее. «Соперник соловья». Обращение к античной и библейской традиции, следование барочной поэтике: «Эклога о кровавом поте Христа», «Эклога, в которой пастухи рано утром славят господа». Мотивы старинных народных песен в лирике Шпее («Любовная песнь невесты Христовой»).

«Слезы отчизны, год 1636», «О гибели города Фрейштадт». Идеи неостоической философии: тема смерти и разрушения, ее поэтическое отражение в творчестве Грифиуса: «К Евгении». Поэтическая форма сонетов Грифиуса: «Воскресные и праздничные сонеты», «Кладбищенские мысли», «Погребальные стихи». Политические риторические трагедии «Лев Армянин», «Карл Стюарт»; их идейно-тематическая связь с современностью. Этическая проблематика трагедий; их структура. Трагикомедия «Карденио и Целинда», ее религиозно-философская проблематика. Отражение в этой пьесе характерных идейных и художественных черт барокко. Комедии Грифиуса. Значение творчества Грифиуса для последующего развития немецкой литературы. И. Р. Бехер о Грифиусе.

Мистицизм как характерное явление в культурной жизни Германии XVII века. Якоб Бёме и его учение о Боге: «Описание трех начал божественной сущности». Бёме последователь натурфилософии. Концепция природы и человека («Clavis, или Ключ», «Аврора»).

Барочная прециозная литература XVII века. Литературные общества - «Увенчанный пастушеский и цветочный орден», «Общество пегницких пастухов» - и их роль в становлении прециозной литературы. «Поэтическая воронка, или Как без помощи латинского языка за шесть часов влить искусство немецкого стихосложения» Георга Филиппа Харсдёрфера: игра в «золотой век», изысканность и эффектность поэтической манеры, изобразительность и контрастность, замысловатая метафора и аллегоризм.

«Адриатическая Роземунда» Филиппа Цезена - первый немецкий прециозный роман: описательная детализация, декоративность стиля, маринистические фигуры, пасторальные сцены. Обращение к истории прошлых эпох и других народов: «Азиатская Баниза» Генриха Ансельма фон Циглера, романы Антона Ульриха Брауншвейгского «Светлейшая сириянка Арамена» или «Октавия, римская история».

«Песня о непостоянстве счастья», «Героиды», «Мир».

Популярность нравоописательной литературы во второй половине XVII века и ее истоки (испанский плутовской роман). Творчество Иоганна Михаэля Мошероша. Сатирико-дидактический роман «Диковинные и истинные видения Филандера из Зиттевальда»: социальная и политическая действительность Германии в романе; особенности поэтического мира. Дидактизм и ограниченность сатиры Мошероша.

Ганс Якоб Кристоффель Гриммельсгаузен - крупнейший представитель немецкой прозы XVII в. Традиция плутовского романа: проблема соотношения личности и окружающей среды, историческая актуальность повествования («На зло Симплицию, или Обстоятельное и диковинное жизнеописание великой обманщицы и побродяжки Кураж»), отражение социального кризиса, образ плута в творчестве писателя («Удивительный Шпрингинсфельд», «Волшебное птичье гнездо»). «Похождения Симплиция Симплициссимуса» - наиболее значительный памятник немецкой литературы XVII века: трагическая атмосфера военного времени, персональная история и история страны в романе, метаморфоза «простодушного» героя, роль читателя и рассказчика в романе, сказочные мотивы, аллегоризм и символизм. Продолжение традиции Гриммельсгаузена - романы Иоганна Бера («Симплицианский всесвет-ский зевака»).

Немецкая литература конца XVII века: пиетизм, подготовивший появление «поэзии сердца», популярность латинской орденской драмы и назидательной прозы на немецком языке («Новые легенды о святых» Мартина Кохема), влияние идей Лейбница. Сатирико-нравоучительные произведения Абрахама а Санта Клара («Запомни, Вена...», «Иуда Архиплут», «Нечто для всех»). Отход от традиции барокко, популярность идей французских представителей классицизма: влияние «Поэтического искусства» Буало (поэзия Рудольфа фон Каница), комедий Мольера («О преследуемом латинисте» Кристиана Вейзе, «Болезнь и кончина честной госпожи Шампампе» Кристиана Рейтера). Шаржированное изображение немецких порядков в традиции «литературы о дураках» (роман К. Рейтера «Описание истинных, любопытных и преопасных странствований на воде и на суше Шельмуфского»).