Приглашаем посетить сайт

Потехина И.Г.: История литературы Германии, Австрии и Швейцарии
1. 5. История немецкой литературы XIX века

1. 5. История немецкой литературы XIX века.

XIX век как культурная эпоха. Многоаспектность этого понятия. Особенности литературного процесса в его связях с общественными проблемами, национально-освободительным движением народов и политическими событиями эпохи. Характер осмысления революционных событий во Франции конца XVIII в. и революций 1830, 1848 и 1848-1849 гг. в странах Европы. Роль этих событий в духовной жизни европейских стран. Роль философско-эстетических идей, а также социологических и утопических доктрин в развитии литературы и искусства. Успехи научной мысли и влияние естественных наук на литературу. Значение религиозных и философско-этических учений для литературного движения XIX века. Материальный и нравственный аспекты общественного прогресса в их отношении к искусству и литературе.

Литературные направления, определяющие основное содержание литературного процесса XIX в.: романтизм, реализм, натурализм, символизм. Преемственные связи, взаимодействие и характер противостояния между ними. Многообразие литературных течений, школ и направлений. Своеобразие национальных вариантов каждого из литературных направлений. Периодизация литературного процесса с учетом сосуществования в одни и те же годы нескольких литературных направлений, длительности процесса смены одного направления другим, а также отсутствия полной синхронности в этапах развития разных национальных литератур. Понятие «конец века» в его литературно-эстетическом, а не только хронологическом смысле.

Романтизм как эпоха духовной жизни общества, его многообразные проявления не только в сфере художественного творчества, но и в философии, эстетике, историографии, социологии, нравах. Система мировоззренческих и эстетических принципов романтизма: концепция человека, его взаимоотношения с обществом, романтическая историография, представления романтиков о роли отдельной личности («героев») и безвестном человеке (человеке «толпы») в историческом процессе; идея национального своеобразия и понятие «местный колорит»; романтическая натурфилософия; острый скептицизм в отношении прогресса, понимаемого только как рост материальных благ; достижения наук и технические усовершенствования; утверждение идеи нравственного, духовного прогресса, а также необходимости совершенствования общественного уклада; утопические представления романтиков о будущем.

представления романтиков о смысле и целях литературного творчества; концепция творческой личности; роль немецкой классической философии в формировании общей картины мира романтиков и их литературно-эстетических идей.

Концепция воображения как высшей творческой способности. Отношение эстетики романтизма к аристотелевскому принципу подражания (мимесиса). Сфера духовного как главный предмет романтического искусства. Романтический психологизм. Вариации типов романтического героя. Важнейшие категории романтической эстетики: идеал, бесконечность, двоемирие, конфликт личности и общества. Мифологизация и символизация изображаемого мира, антропоцентризм, историзм. Система литературных жанров романтизма, принципиальная значимость в ней исторического романа и исторической драмы, психологического романа и поэтической лирики, в том числе философской.

Многообразие вариаций общих принципов романтизма в творчестве конкретных писателей. Творческая оригинальность как один из постулатов романтической эстетики. Романтическая концепция свободы в разных аспектах: творческом и общественно-политическом. Отношение романтиков к проблемам морали и нравственного совершенствования человека.

Специфика вариаций романтизма в Германии, Австрии и Швейцарии, определяемая неповторимостью исторического пути и национальных традиций каждой из них. Относительность понятия целостности романтизма как эстетической системы. Общая хронология романтизма и ее вариации в литературах конкретных стран. Понятие «эпоха романтизма». Длительность и устойчивость романтических традиций на протяжении XIX в., взаимодействие романтизма с другими литературными направлениями. Значимость романтизма для искусства последующих эпох, в том числе и для XX в.

Романтизм в Германии. Специфика исторического развития Германии на рубеже XVIII и XIX вв. Восприятие Французской буржуазной революции. Немецкие романтики как зачинатели европейского романтического движения, его парадигматичность. Этапы развития немецкого романтизма. Полемика с Гете. Братья Шлегель, Тик, Новалис, их взгляды в первой половине 1790-х годов. Перелом в их мировоззрении как результат неприятия буржуазных отношений. Ориентация на искусство и философию христианской Европы. Романтизм претендовал на универсальную оценку мира, охват всех областей человеческого знания, всех форм жизни. Открытие немецкими романтиками памятников древнегреческой литературы.

фигур в немецкой литературе эпохи романтизма. Мифологическая природа «Тюбингенских гимнов». Эстетические взгляды Гёльдерлина: концепция природы, идея универсальной гармонической личности, «чувство жизни». Роман «Гипперион»: трагизм образа главного героя. Трагедия «Смерть Эмпедокла»: принцип «становления в исчезновении», тема вечности, усложненность образной системы, противостояние романтического идеала и действительности.

Вильгельм Генрих Вакенродер. «Сердечные излияния отшельника- любителя искусств»: синтез основных художественно-эстетических тенденций начала века, концепция природы и натурально-органического искусства. Принцип целостного восприятия художественного произведения Вакенродера. Роль художника как созидателя духовной природы. «Фантазии об искусстве для друзей искусства» (Вакенродер и Тик). «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Йозефа Берлингера»: концепция музыки как подлинно романтического искусства. Проблема постижения традиций национального искусства.

«Атенейские фрагменты». От просветительства и классицизма к романтизму («Об изучении греческой поэзии», «О Лессинге»). Определение «прогрессивной универсальной поэзии»; субъективное, личностное отношение к окружающему миру. Учение Шлегеля об иронии. Идея об «открытости» всех жанров и родов искусства. Теория романа. Роман «Люцинда»: теория и практика искусства; тема любви в романе, миф Платона об андрогинах и его воплощение в романе. Развитие реакционно-мистических тенденций в мировоззрении Ф. Шлегеля.

Людвиг Тик - один из важных представителей немецкого романтизма. Доромантические произведения Тика («История господина Вильяма Ловелля»). Роман «Странствия Франца Штенбальда. История из старых немецких времен»: концепция искусства и природы в романе, система мотивов, принцип синтеза искусств, образ художника как странника. Фантастические новеллы Тика - «Белокурый Экбер», «Руненберг». Романтическая обработка народных книг. Сказки Тика и их антирационалистическая направленность. Комедии «Кот в сапогах» и «Мир наизнанку»: традиция разрушения театральной условности, воплощение романтической иронии, два типа восприятия мира.

Новалис. Эволюция его мировоззрения, интерес к пиетистскому мировосприятию. Обращение к мистицизму: «Гимны к ночи», «Духовные песни»: незавершенность, фрагментарность, открытость творимого художественного мира. Система мировидения Новалиса: идея о четырех царствах. «Генрих фон Офтердинген» - романтический вариант воспитательного романа и романа о художнике. Связь романа с «новой мифологией»: история о «голубом цветке», о «золотом веке». Экспериментальная направленность романа. Синтез жизни и поэзии. Статья «Христианство и Европа» - критика буржуазного развития и идеализация феодального Средневековья.

«Речи к немецкой нации», Й. Геррес «Немецкие народные книги»). Интерес к старонемецкому искусству и национальному прошлому Германии. Проблема народности: идеалистическое и внеисторическое понятие «народного духа» (Фридрих фон Савиньи «Право владения»). Сборник народных песен Арнима и Брентано «Волшебный рог мальчика»; его влияние на дальнейшее развитие немецкой лирики. Тематический состав сборника «Детские и семейные сказки» братьев Якоба и Вильгельма Гримм. Братья Гримм - основоположники научной фольклористики.

«Изабелла Египетская») и автор двух романов («Бедность, богатство, вина и искупление графини Долорес» и «Хранители короны»): проблема «духовного» прозрения нации; синтез прозаического и поэтического начал; символика; романтический субъективизм.

Клеменс Брентано - прозаик, драматург и выдающийся лирический поэт. Простота, ясность формы и музыкальность лирических произведений Брентано. Тема одиночества и любовного чувства. Новелла «Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль»: мотив фатальной неизбежности, художественные особенности текста.

Берлинские романтики. Генрих фон Клейст. Просветительские и иррационалистические тенденции в его творчестве. Влияние философии И. Канта. Восприятие личности как меры всех вещей, тема разлада, раздвоения человеческой души, нетождественность человека самому себе в произведениях Клейста. «Семейство Шроффенштейн» - трагедия рока» или психологическая драма. Идейно-художественное своеобразие трагедии «Пентесилея». Драма «Кетхен из Гейльбронна». Национально-патриотическая тема в драмах «Битва Германа» и «Принц Фридрих Гамбургский». Образ идеального монарха. Комедия «Разбитый кувшин» -памфлет на прусское судопроизводство; особенности сатиры Клейста. Клейст-новеллист. Проблема права и пределов абсолютного чувства в повести «Михаэль Кольхас. Из старой хроники».

Адельберт фон Шамиссо. Ранние романтические стихи. Жанр фантастической повести («Удивительная история Петера Шлемиля»). Тема власти золота. Фольклорные источники, аллегорический смысл, мотив двойничества в повести. Связь балладной лирики Шамиссо («Путешествие вокруг света») с национально-освободительным движением в Греции и Южной Америке. Журнал «Альманах немецких муз». Русская тема у Шамиссо: поэма «Изгнанники» и сатирическая сказка «Шемякин суд».

«Предчувствие и действительность». Наивысшее его достижение в прозе - повесть «Из жизни одного пройдохи» - наиболее яркое воплощение позднеромантического миросозерцания. Жанровая метаморфоза текста. Мотив странствия и пародийно-травестийное начало в повести. «Песни странствий» - художественные особенности лирического цикла Эйхендорфа.

Эрнст Теодор Амадей Гофман - классик немецкой литературы. Раннее творчество (сборник «Фантазии в манере Калло. Листки из дневника странствующего музыканта»). Гофман в период посленаполе-оновской реакции. Двоемирие - основная черта мировоззрения и творчества Гофмана (Золотой горшок»). Утверждение превосходства искусства (музыки) над жизнью («Кавалер Глюк»). Крейслериана. Проблема судьбы художника в феодально-бюргерском обществе. Люди-автоматы и романтический герой. Разные типы фантастики у Гофмана. Традиция готического романа в «Эликсирах сатаны»: темное начало в мире и человеке, тема расслоения человеческого «я». Проблема синтеза искусств в сборнике новелл «Ночные этюды». Сюжетно-композиционные особенности новеллы «Песочный человек». Сказочно-фольклорная тема («Щелкунчик», «Принцесса Брамбилла»). Гротескно-сатирическое изображение обыденной реальности. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»: проблема ценности человека в филистерском обществе, вопрос о сущности и видимости. «Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листках»: особенности композиции романа, идейно-тематический план текста. Цитатность романа. Ирония Гофмана. Сатира на немецкое общество.

Литература Германии эпохи Реставрации. Политическая, социальная, культурная ситуация в странах немецкоязычного региона после разгрома наполеоновской армии. Венский конгресс. Политика Меттерниха. Немецкий Союз. Идеалистические философские системы Ф. В. Й. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля. Материалистическая антропология Л. Фейербаха. Теория научного коммунизма Карла Маркса.

Связь литературы этого периода с предшествующими культурными эпохами и художественными традициями. Поляризация литературного контекста. Эстетика и поэтика литературы эпохи бидермейера. Дуалистическая природа понятия «чувство жизни». Либерально-демократический и революционный характер «предмартовской литературы» (Людвиг Берне). Авторы «Молодой Германии» (Фердинанд Кюне, Эрнст Вильком и др.): отношение к Июльской революции во Франции 1830 г., смена культурной традиции, концепция свободы, новая жанровая разновидность - «современный роман» или «роман идей» (Генрих Лаубе «Молодая Европа», Карл Гуцков «Рыцари духа»).

«Высокий» бидермейер - постромантизм или «ранний реализм». Стилевое и содержательное своеобразие литературных произведений.

«консервативной» линии в литературе бидермейера. Лирические произведения «Церковный год», «Степные картины», новелла «Еврейский бук»: стилевые особенности, идейно-тематический состав произведений, образная система, этнографическая детализация. Синтез разных жанровых начал в одном произведении.

Эдуард Мёрике - швабский поэт и прозаик. Содержательные и стилевые ориентиры его ранних лирических произведений. Предметные стихотворения («К старой картине», «К китайской вазе), «К церковной башне» и др.). Роман «Художник Нольтен» и новелла «Моцарт на пути в Прагу: проблема отношения искусства к действительности, трактовка темы искусства и художника, интерес к «ночной» стороне человеческой души, элементы фантастики, лирические вставки. Сказки Мёрике («Штутгартский домовой»).

Реализм как литературное направление, его хронологические рамки. Становление реализма в его преемственных связях с романтизмом и другими литературными направлениями прошлых веков. Мировоззренческие опоры реализма в разных философских и социологических доктринах. Картина мира в эстетической концепции реализма: конкретно-исторические представления о человеке и обществе; первостепенное внимание к текущей современной жизни; значимость социального аспекта в эстетике реализма; особенности бытописания, нравоописания и психологического анализа в произведениях реализма. Эстетика реализма в его отношении к аристотелевскому принципу подражания. Принцип типизации, диалектика общего и частного в реализме; роль, отводимая воображению. Категория «прекрасного» в реализме. Обоснование эстетических принципов реализма в теоретических трудах писателей. Роман и повесть о современной жизни как ведущие жанры реализма в литературе. Проблема «человек и общество», характерные типы героя в реалистической прозе.

«Молодая Германия» - группа немецких писателей и журналистов, возникшая под влиянием Июльской революции во Франции. Представилели: Карл Гуцков, Лудольф Винбарг, Теодор Мундт, Густав Кюне. Социально-политические установки младогерманцев: демократические свободы, сословное равенство, религиозная веротерпимость, эмансипация «плоти», демократизация образования и науки. Эстетические взгляды младогерманцев («Эстетические подходы» Винбарга, «Современные характеристики» Лаубе, «Искусство немецкой прозы» Мундта). Взаимосвязь и взаимовлияние повседневной жизни и искусства, эстетики и морали. Первый политический цикл романов Лаубе («Молодая Европа»).

Генрих Гейне - поэт, прозаик, публицист, драматург. Творческий путь Гейне. Типично романтические ситуации как источник сатирического или иронического пафоса. «Книга песен». Традиции народной песни. Сочетание в стихах эмоции и иронии. Ранняя проза: «Путевые картины». Своеобразие жанра. «Путешествие по Гарцу»: пролог и две сюжетные линии. «Книга Легран»: темы Французской революции и Наполеона. «Английские фрагменты» как показатель созревания политических взглядов Гейне. Гейне и Июльская революция 1830 г. Эмиграция во Францию.

«Французские дела», «К истории религии и философии в Германии»: анализ пути развития немецкой философии. «Романтическая школа». Проблема отношения Гейне к романтизму на разных этапах его идейно-творческого развития. Политическая поэзия Гейне 40-х годов. Поэма «Атта Тролль»: сатира на немецкое филистерство и на узкотенденциозную поэзию. Пародийная структура поэмы. Цикл «Современные стихи». «Германия. Зимняя сказка» - сатира на германскую действительность. «Романцеро», его тематика, структура, характер иронии. Историческое значение творчества Гейне.

Кристиан Дитрих Граббе - реформатор немецкого театра («О шекспиромании»). Экспериментальные драмы Граббе («Дон Жуан и Фауст», «Наполеон», «Ганнибал»): конфликт между личным и сверхличным началом, идея истории, образ героя-индивидуалиста, два стилевых уровня драматического действия, ирония, гротескно-сатирические портреты вестфальской знати, значение исторического и культурного материала в драматургии Граббе.

«Общество прав человека». Драматургия Бюхнера. Драма «Смерть Дантона»: историческая основа произведения, роль личности в истории, фаталистическая концепция истории, отход от принципов классического театра. Комедия «Леоне и Лена»: тема власти обстоятельств, психологизм комедийных образов, сатирическое и ироническое изображение современной действительности. Философский материализм Бюхнера в трагедии «Войцек». Тема отчуждения и изоляции человека в мире. Особенности композиции и стиля драмы Бюхнера. Новелла «Ленц»: документализм, внутренняя перспектива повествования, тема утраты целостности картины мира.

Социально-исторические процессы в Германии второй половины XIX в. Литература немецкой эмиграции после 1848 г. Фридрих Геббель и немецкая историко-мифологическая драма («Мария Магдалина», «Агнес Бернауер»). Областнические тенденции в литературе 1850-1860 годов (Ф. Рейтер, Т. Шторм, В. Раабе). Особенности формирования немецкого «поэтического реализма» во второй половине XIX в. Новеллистика Теодора Шторма. Развитие немецкого романа (В. Раабе, Т. Фонтане). Массовый роман в Германии (Г. Фрейтаг, Ф. Шпильгаген). Объединение Германии (1871 г.) и немецкая литература. Философия А. Шопенгауэра и ее восприятие в немецком культурном сознании. Философское и литературное творчество Ф. Ницше. Ф. Ницше и Р. Вагнер. Социалистическая литература и критика в Германии конца XIX в. (Ф. Меринг).

Карл Май как представитель «массовой» («тривиальной») литературы. Интерес к экзотике и морализаторству. Журнал «Семейное богатство» и первый литературный опыт К. Майя - произведения о приключениях белокурого германца на Диком Западе. Религиозная проблематика его произведений. Морально-религиозные новеллы. Авантюрно-приключенческие романы: «На дальнем Западе», «Сокровище серебряного озера», «Верная рука - друг индейцев». Фольклорная и криминально-детективная основы его историй.

«Туннель» и дружба с А. Менцелем. Национально-освободительная направленность романа «Перед бурей». Трактовка истории в повестях Фонтане «Грете Минде», «Эллернклипп», «Шах фон Вутенов»: образ «маленького человека в больших сапогах». Цикл «берлинских романов» - «Грешница», «Сесиль», «Стина» - о женской судьбе и о нравах в современном обществе. Поэтизация обыденной жизни в романе «Эффи Брист». Художественные особенности романов Фонтане.

«обуржуази-вания» всех форм жизни. Многонациональный характер Австрийского государства. Католицизм. Исторические события: Австрия времен Наполеоновских войн, Священный союз, тирольское восстание 1809 года, события марта 1848 года. Вена - крупнейший культурный центр Европы. Развлекательность как основное направление австрийской культуры. Австрийская литература как самостоятельная национальная литература. Роль цензуры в становлении австрийской литературы. Венское театральное искусство (Бургтеатр). Судьба романтизма в австрийской литературе. Комплекс провинциальности. Сохранение традиций прошлых эпох: средневековый смех с его универсальностью, аллегоризм барокко, просветительская вера в единство и совершенствование человеческого мира. Вещность как особое свойство австрийской литературы. Универсализм в постижении жизни и эмпиризм в литературе конца века.

Николаус Ленау. Многонациональные истоки его творчества. Цикл стихотворений «Прогулка в горах». Особенности ранних поэтических текстов Ленау: субъективность, черты романтического мировосприятия, религиозные мотивы, лиризм, картины природы, тема безысходного одиночества. Поездка в США («Первобытный лес», «Ниагара», «Три индейца»). Влияние идей Гегеля и Фейербаха. Поэмы Ленау -«Фауст» и «Савонарола» - художественные особенности этих произведений. «Лесные песни» - новое, более глубокое понимание места человека в природе. Трактовка национальной истории в поэме «Альбигойцы». Образ борца за высокие идеалы человечества. Идея человеческого счастья в «Дон Жуане». Лирика Ленау - одно из ярких выражений романтического мироощущения.

Иоганн Непомук Нестрой и традиция венской комедии бидер-мейера. Традиция австрийского народного фарса и итальянской комедии масок. «Изгнание из волшебного мира, или Тридцать лет жизни босяка»: социальный смысл драматического текста. Фантастическое и реалистическое в пьесе «Злой дух Лумпацивагабундус, или Бесшабашная троица». Социальные зарисовки Нестроя (фарс «В подвале и в бельэтаже»). Общественная тема в комедии «Свобода в Медвежьем углу».

Творчество Франца Грильпарцера. «Высокая трагедия» Грильпарцера. Античные и средневековые источники его драматургии. «Праматерь», ее связь с немецкой романтической «трагедией рока». «Сафо» и проблема признания художника в жизни. История и современность времен Грильпарцера в драме «Величие и падение короля Оттокара». Драма «Либуша» как историческая утопия. Славянская тема. Малая проза Грильпарцера («Бедный музыкант»).

«Штудии»: проблема совести, долга, человеческого достоинства; красота человеческих взаимоотношений; концепция природы; педагогическая направленность рассказов Штифтера. «Пестрые камешки» и «кроткий» закон. Идеал обычной, скромной и совсем не героической человеческой жизни. Тема интеграции личности в исторический, общественный, природный процессы. Символика «вещи». Роман воспитания «Бабье лето»: особенности композиции и стиля произведения. Ориентация на классическое наследие. Форма организации человеческих отношений. Роман «Витико»: утопические и исторические основы произведения. Эпичность романного пространства.

Литература Швейцарии в XIX веке. Специфика развития истории Швейцарии в эпоху Наполеоновских войн и после них. Решение Венского конгресса по поводу Швейцарии. Внутриполитическая жизнь:

«Студенческий союз», «Земпахский союз» - основы социально-политического обновления и объединения страны. Идея нейтралитета и союзная конституция. Политизированный характер культуры Швейцарии XIX века. Идея необходимости просвещения народа (Песталоцци). Усиление роли католицизма в формировании национальной культуры. Отсутствие языковой общности.

Непопулярность романтических концепций в среде швейцарских писателей. Вместе с тем пристальное внимание к национальному фольклору и истории страны, сбор и обработка памятников народной культуры прошлого (деятельность Бодмера, К. В. Бонштеттена, Ф. Штадлера). Сборник «народные песни и стихи» Г. Я. Куна. Неприятие метафизических и абстрактных форм в литературе (Устери, Хесса, Хегнер). Популярность малых повествовательных жанров, особенно рассказа, его просветительско-дидактическая направленность.

«поэзией» и «правдой», между душой, духом и материей. Лирические произведения Келлера. Гротескно-поэтический реализм сборника «Люди из Зельдвилы». Особенности композиции сборника. Роль детали и ее символический смысл. Полифоничность повествования. Своеобразие юмора Келлера («Платье делает людей»). Роман «Зеленый Генрих» как роман воспитания, традиция данного жанра в немецкоязычной литературе. Соединение индивидуальной судьбы и судеб общества, переживающего пору радикальных перемен. Художественные особенности текста: встраиваемые рассказы, аллегорические пасажи, многочисленные отступления и т. д. Символичность финала романа. Смысл названия романа. Серия исторических картин («Цюрихские новеллы»). Мифологическая основа сборника «Семь легенд». Многослойность и многоплановость повествования в цикле «Изречение»: мотивы из народных сказок, библейской и античной мифологии, топика рыцарских романов, романтические мотивы. Опыт социального анализа в романе «Мартин Заландер».