Приглашаем посетить сайт

Потехина И.Г.: История литературы Германии, Австрии и Швейцарии
1. 6. История немецкой литературы рубежа XIX-ХХ веков

1. 6. История немецкой литературы на рубеже XIX-XX веков.

Германия в общеевропейском историческом процессе конца XIX-XX вв. Реформы Бисмарка и объединение Германии «железом и кровью». Германская империя и Первая мировая война. Преодоление комплекса «исторической отсталости» и особенности немецкой культуры последней трети XIX в. Устойчивость традиции философского умозрения и политизация художественной мысли как путь преодоления умозрительной отвлеченности - две тенденции развития немецкой духовной жизни в XX в. Влияние Шопенгауэра, Ницше, учения Бергсона, психоанализа Фрейда и Юнга на европейскую общественную мысль и художественное творчество. Fin de siecle и кризис традиционных форм развития культуры. Понятие «искусство модерн». Формирование нового понимания жизни и человеческой личности.

Фридрих Ницше. Характер философствования Ницше, философия в художественной форме («Так говорил Заратустра», «Антихрист»). «Рождение трагедии из духа музыки». Античность в восприятии Ницше. Аполлон и Дионис. Ницше и Вагнер. Критика цивилизации, неприятие мещанства и пошлости современного человека. Противопоставление ему сильной личности и «опасной жизни». Понятие «воля к власти». «Сверхчеловек» у Ницше. Отказ от современной морали («По ту сторону добра и зла»). Отношение к христианству. Поэзия Ницше.

Натурализм. Манифест и декларации немецких натуралистов. Влияние теории романа Золя. Немецкая литература в ее взаимодействии с литературой Франции, Скандинавии, России. Организация «свободной сцены». Натурализм. Философский позитивизм и эстетическая теория немецкого натурализма, его связь с реализмом. Социальная проблема обездоленных в литературе натурализма. Биологизирующее понимание проблем среды, наследственности в творчестве немецких натуралистов. Влияние идей Золя. Обращение к литературе Скандинавии и России. «Свободная сцена». Соотношение теории и художественной практики в творчестве натуралистов. Сближение натурализма с художественными идеями декаданса. Кризис натурализма.

Г. Гауптман - крупнейший драматург Германии конца XIX - первой трети XX в. Проблема полистилистики в творчестве Гауптмана. Драмы «Перед восходом солнца» и «Ткачи» как отражение натуралистических концепций. Его обращение к биологическому детерминизму в трактовке литературного характера. Социально-критическое начало в его ранних пьесах. Гауптман и реалистическая драма. Связь Гауптмана с Г. Ибсеном. Символистские и неоромантические тенденции в творчестве Гауптмана. Философские, нравственные и художественные искания драматурга в пьесе-сказке «Потонувший колокол» - соотношение искусства и жизни, место художника в обществе. «Фаустовская» тема в пьесе. Проблема искусства и художника в драме. Взаимодействие реалистических, натуралистических, неоромантических и декадентских тенденций в драматургии Гауптмана. Проблема героя в его пьесах. Драма «Одинокие». Трагический конфликт художника с жизнью в пьесах «Коллега Крамптон», «Михаэль Крамер». Возвращение к натуралистическим идеям в драмах «Роза Бернд» и «Крысы». Позиция Гауптмана в 1914 г. Сумерки немецкой культуры в драме «Перед заходом солнца» и идея конца буржуазной цивилизации, конца эпохи гуманизма. «Внутренняя эмиграция» Гауптмана в годы фашизма. Тетралогия об Атридах. Антинатуралистическая реакция в литературе начала XX в. (символизм, неоромантизм, импрессионизм). Идея дисгармонии мира и одиночества человека. Эстетизм. Понятие «искусства модерн». Стефан Георге. Идея искусства для искусства, культ красоты и культ гения у Георге и в его кружке. Журнал «Листки для искусства». Влияние идей Ницше на взгляды и творчество Георге. Цикл стихов «Альгабал». Сборники «Звезда союза» и «Новое царство». Франк Ведекинд. Драма «Пробуждение весны». Эмансипация физиологического в человеке как форма протеста. Дилогия «Лулу» и драма «Маркиз Кейт». Сатирическая поэзия Ведекинда.

Литература Австрии на рубеже XIX-XX веков. Австро-Венгерская империя на рубеже веков, ее упадок и гибель как наиболее характерный случай и «модель» европейского развития в XX в. Гибель империи как важный духовный комплекс австрийской литературы. Судьба национальных традиций и национальных культур в многонациональной Австрии. Славянское начало в австрийской культуре. Проблема австрийской идентичности.

Вена как родина психоанализа (3. Фрейд), эмпириокритицизма, ставшего философией импрессионизма (Мах), антропософии (Штейнер), иудаистского экзистенциализма (М. Бубер), логического (или «лингвистического») неопозитивизма (Витгенштейн), пневматической физиогномики (Каснер), атональной музыки (Шёнберг, Веберн, Берг), конструктивизма в архитектуре (Лоос), стиля «модерн» (Климт) и экспрессионизма в живописи (Кокошка). Рост австрийского самосознания и саморефлексии. Вопрос о своеобразии австрийского духовного типа.

Атмосфера «конца века» и декаданс в Австрии, символизм, развитие искусства модерн. Вена как центр духовной жизни Австро-Венгрии. Особенности развития ее культуры в довоенный период. «Веселый апокалипсис Вены». «Венские школы» в психологии, истории искусства и музыке. Трансформация литературной традиции.

«Молодая Вена» - понятие «венского модерна», «ар нуво». Ощущение исчерпанности реализма и натурализма (статья Г. Бара «Преодоление натурализма»). Стремление к обновлению литературы. Тяготение к иррационализму, изощренному психологическому анализу, поэзии утонченных переживаний и культу прекрасного. Круг литераторов «Молодая Вена», его эстетические принципы. Австрийский импрессионизм и его специфические черты.

Артур Шницлер - новеллист и драматург. Влияние идей 3. Фрейда на творчество Шницлера. Любовь и смерть как главные темы его произведений. «Анатоль» - жизнь как она есть. Концепция «действительности» в пьесе «Зеленый какаду». Соотнесение частного и общественного, долга и чувства в новелле «Лейтенант Густ ль». «Поток сознания» как средство психологической характеристики персонажей. Проблема взаимоотношения полов, критика фальши традиционной бюргерской морали, неприятие отживших социальных институтов. Псиологическая характеристика героя и общества. Критика культуры современного венского общества в рассказах и драмах писателя («Хоровод»). Проблемы морали в его тонких психологических зарисовках («Лейтенант Густль», «Барышня Эльза»). Шницлер и Фрейд. Процесс разложения характера и личности в новеллах Шницлера. Импрессионистская манера письма и новые художественные приемы в новеллах и драмах («Зеленый какаду»).

Петер Альтенберг - эксцентричная личность, «гений незначительности», мастер малой прозаической формы. Импрессионистические произведения Альтенберга («Как я это вижу», «Что мне приносит день»). Ценность субъективного видения мира. Идея о ведущей роли телесно-материального фактора в процессе совершенствования человека. «Минимализм» и жанровый синкретизм Альтенберга, его внимание к телу, технике и визуальным видам искусства.

Гуго фон Гофмансталь - крупнейший лирический поэт, драматург, эссеист, прозаик, законодатель литературной моды венского модерна. Гофмансталь и О. Уайльд. «Письмо Рихарду Демелю» - трактат об отношении искусства к жизни. Философская лирика Гофмансталя. Лирические драмы и стилизации на античные темы «Глупец и смерть» и «Смерть Тициана», подражание средневековому мираклю («Имярек»), где соединяется осуждение мирской суеты и проповедь христианского смирения с гуманистической концепцией автора. Тема жизни и смерти, искусства и жизни, искусства и художника. Понятие эстетизма и попытки его преодоления в творчестве Гофмансталя. «Сказка 672-й ночи». Кризис языка искусства в «Письме» лорда Чендоса. Гуманистическая идея в поздней социально-критической прозе и в драмах («Трудный характер», «Башня»). Трактовка Гофмансталем самобытности австрийской литературы (в разграничении австрийской и немецкой литературной традиции). Либретто к операм Р. Штрауса.

Литература Швейцарии на рубеже XIX-XX веков. Особенности социально-политического устройства Швейцарии: нейтралитет, демократия, индустриализация, рост национального самосознания. Популярность реалистических тенденций в искусстве и литературе в частности. Литература «родного края» (Эрнст Цан, Якоб Кристофер Геер, Альфред Хуггенбергер). Популярность «крестьянского романа» («Крестьяне из Штайга», «История Генриха Ленца» Хуггенбергера). Культивация региональной самобытности. Литература после 1905 года -«поколение Роберта Вальзера»: интерес к внутренней жизни индивида (Ильг, Мёшлин, Лоосли), изображение социальных конфликтов (Я. Босхпарт), руссоистский бунт естественного человека (Гессе). Интерес к историко-философским работам Я. Буркхардта («Рассуждения о всемирной истории»).

Роберт Вальзер. Сочетание традиций Г. Келлера, а также новейших художественных исканий европейской литературы начала XX в. в творчестве Вальзера - создателя иронических романов и малой прозы, отвергающего путь буржуазного преуспеяния и самодовольной рутины обывательского сознания. Позднее «открытие» Вальзера и осмысление его творчества в 60-70-е годы. Романы «Семья Таннер», «Помощник», «Якоб фон Гунтен» как своеобразный вариант «романа воспитания». Форма литературного дневника и созерцательная позиция героя в его произведениях.

© 2000- NIV