Приглашаем посетить сайт

Потехина И.Г.: История литературы Германии, Австрии и Швейцарии
1. 2. История немецкой литературы эпохи Возрождения

1. 2. История немецкой литературы эпохи Возрождения (Ренессанса).

Основные предпосылки возникновения гуманизма в Германии. Особенности экономического и социального развития Германии XVI в., связанные с ее политической раздробленностью. Главные культурные центры - южнонемецкие города (Страсбург, Аугсбург, Нюрнберг и др.), их связь с Италией. Возникновение университетов, ученых обществ и кружков: появляются переводы и комментарии античных классиков, а также известных итальянских авторов. Наряду с одами, элегиями и эпиграммами, широкое распространение получили сатирические и поучительные жанры: комедия, сатирический диалог, прозаические памфлеты и пародии.

Иоганн Рейхлин - крупнейший представитель ученого гуманизма в Германии. Известен как исследователь и комментатор Ветхого завета, Талмуда и других древнееврейских книг. Положил начало критическому изучению «священных книг». Реакция господствующей средневековой идеологии на идеи Рейхлина: «Письма знаменитых людей» и пародия на этот текст - сборник «Письма темных людей».

Ульрих фон Гуттен и кружок Эрфуртских гуманистов: поэма «Об искусстве стихосложения». Антиклерикальная сатира Гуттена - два сборника «Диалоги», написанные в манере Лукиана. Гуттен и Лютер: стихотворный памфлет «Жалобы и увещевание против непомерной и нехристианской власти римского папы и недуховного духовенства». Гуттен - идеолог политического движения немецкого «имперского рыцарства».

Литература Реформации. Причины и смысл религиозной Реформации, ее начало на немецкой почве и общий для всей Западной Европы характер. Крестьянская война в Германии. Два основных течения реформаторского движения в Германии - умеренно бюргерская реформация, возглавляемая Лютером, и реформация плебейско-крестьянская, революционная, связанная с Великой крестьянской войной 1524-1525 годов. Отражение буржуазного мироощущения в идейной структуре протестантизма. Течения внутри «северной ереси» и идейные вожди протестантов - Лютер, Мюнцер, Кальвин.

Мартин Лютер и его критика церкви: противопоставление личной веры, индивидуального религиозного чувства - формально понимаемым «добрым делам» и священному писанию; отрицание папской власти, духовной иерархии, монашества. Библия и «Застольные беседы» Лютера. Перевод Библии и его роль в создании литературного немецкого языка.

Томас Мюнцер и его участие в революционных выступлениях народной Реформации. Проповеди, послания и памфлеты Мюнцера: Библия - не единственный источник божественного откровения, противопоставление ей «живого разума» человека, отрицание потустороннего мира и загробного воздаяния за грехи. Близость учения Мюнцера к утопическому коммунизму.

События Реформации и крестьянской войны в литературе: популярность религиозно-политического памфлета на немецком языке или диалога в стихотворной или прозаической форме («Карстганс», «Новый Карстганс», «Диалог между апостолом Петром и крестьянином»).

Бюргерская и народная литература. Себастьян Брант и его поэма «Корабль дураков», положившая начало «литературе о глупцах»: тематика и проблематика этого текста, особенности композиции, образ Наррагонии, фрагментарность изложения, цитаты из Библии и других христианских источников, включение в текст исторических анекдотов, пословиц и поговорок, нравственно-дидактический характер поэмы, критика церковнослужителей и политиков своего времени. Томас Мурнер - последователь С. Бранта - и его сатирические произведения («Заклятие глупцов», «Цех плутов»). «Грубиянская литература»: Фридрих Дедекинд и его поэма «Гробианус»: дидактические намерения автора, многогранность явления, мещанство как образ жизни.

«Похвальное слово»: картина Нюрнберга как социальная идиллия бюргерского благополучия, отсутствие социальной критики. Его содействие развитию и укреплению школы нюрнбергских мейстерзингеров: «Комедия о терпеливой и послушной маркграфине Гризельде», «Трагедия о злосчастной царице Иокасте». Сакс создает целую галерею современных бытовых типов и жанровых сцен. Нравоучительность его произведений: проповеди добродетели, благоразумия, трудолюбия, честности.

Иоганн Фишарт - последний крупный представитель немецкой бюргерской литературы. Сторонник протестантизма: памфлеты «Спор босоногих монахов», «Житие св. Доминика и Франциска» - дискредитация всемонашеской братии; «Легенда о происхождении четырехрогой иезуитской шапочки» - критика католицизма; гротескный, грубый юмор сатиры Фишарта. Фишарт - переводчик романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»: значение вставных эпизодов, политическая тематика того времени, оригинальная стилистическая обработка источника, элементы антиклерикальной сатиры, художественные средства языка, контрастность, перегруженность гротескными деталями.

Развитие книгопечатания и распространение грамотности в эпоху Реформации. «Народные книги» XVI в. и их истоки: «Тиль Эйленшпи-гель», «Шильдбюргеры», «Доктор Фауст». «Тиль Эйленшпигель» - собрание шванков о хитром крестьянине, его странствиях и проделках: особенности жанра (народный авантюрный роман), основные темы и герои, социальная проблематика текста, распространение книги. «Шильдбюргеры» - собрание комических шванков: герои (жители города Шильды в Саксонии), сатира на филистерскую ограниченность и провинциальную узость горожан. История легенды о Фаусте и вариативность в немецкой литературе этого времени. Тема Фауста в мировой литературе. Интерес к народным книгам в эпоху романтизма (Л. Тик, Геррес и др.)

Эразм Дезидерий Роттердамский как фигура общеевропейского масштаба в богословии («новой философии Христа»), этике, ранней филологии (переводы и комментирование Библии в Оксфордском кружке). Участие в полемике о свободе воли и создание «христианского гуманизма» как новой концепции христианского человека. Эразм как новолатинский писатель. «Домашние беседы», «Адагии» и их воспитательное значение. Выдающееся значение трактата «Оружие христианского воина» для духовности Нового времени. Философская сатира «Похвала глупости» как шедевр ренессансной мысли. Связь ее основных идей с наиболее глубокими интеллектуальными слоями литературы позднего Ренессанса. Значение его произведений для дальнейшего развития немецкой литературы.