Приглашаем посетить сайт

Потехина И.Г.: История литературы Германии, Австрии и Швейцарии
1. 1. История немецкой литературы эпохи Средневековья

1. 1. История немецкой литературы эпохи Средневековья.

Общий характер средневековой европейской культуры. Западная Европа после падения Римской империи: христианство, феодализм, сеньориально-вассальные связи. Литературный язык - латинский - язык официальный, капитуляриев и законов, язык церковный, употребляемый при ме-ровингах Григорием Турским, Сидонием Аполлинарием и Фортунатом.

Формирование государственности на территории между Рейном, Дунаем и Вислой и дальнейшее ее становление; формирование национального языка; особенности развития национальной культуры, основные представители и памятники литературы немецкоязычного региона Европы.

«Темные века»: формирование новых европейских народностей, позиция римской церкви в формировании германских государств, массовая христианизация населения. Структурообразующая роль христианского сознания для средневековых мироощущения и литературы. Жанры средневековой литературы: агиография, гимны, видения, духовные драмы. Каролингское и Оттоманское возрождение. Реформы Карла Великого в сфере культуры, образования и государственного управления. Академия Карла Великого как первое ученое собрание в Европе.

Народный эпос раннего Средневековья, его генезис и развитие. «Песнь о Хильдебранде (Гильдебранде)»: историческая основа поэмы, особенности конфликта (разрушение родоплеменных связей), тип героя, стилистическое своеобразие текста: отсутствие описательных элементов, диалогизм. Другие классические эддические героические произведения: «Песнь об Атли», «Речи Хамдира», «Песнь о Вёлюнде». Хранители эпического наследия германцев - певцы-шпильманы, жонглеры и ваганты.

Литература зрелого Средневековья. Героический народный эпос зрелого Средневековья. Формы бытования и передачи. Влияние на эпос куртуазного романа: отражение феодального быта, христианского общества с его сеньориально-вассальными отношениями, культом «прекрасной дамы» и т. п. «Песнь о Нибелунгах»: история появления и структура поэмы, отсутствие элементов языческой мифологии, трансформация фаталистической концепции сюжета, сказочность и ее функциональное предназначение в поэме, конфликт вассального долга и семейных связей. Сближение «Песни о Нибелунгах» с рыцарским романом. Другие памятники героико-романтического эпоса: «Сказание о Дитрихе», «Король Ротер», «Герцог Эрнст» и др.

Немецкая эпическая поэма «Кудрун». Общегерманские фольклорные источники поэмы. Особенности композиции произведения. Основная тематика произведения: прославление женской добродетели, превосходство внутреннее свободной личности, служение «прекрасной даме». Религиозные мотивы поэмы.

Поэтические произведения духовной литературы XII века: книга «Бытия» Форау, книга «Исхода», книга об Иоанне Крестителе и Антихристе, простые и наивные стихи затворницы Авы (ум. в 1127 г.), жизнеописания Пресвятой Девы Марии и др. Генрих из Мелька и его жизнеописания святых. Значение Крестовых походов для формирования религиозного чувства и укрепления контактов между культурами Западной Европой и Ближнего Востока.

Французские источники: «Песнь об Александре» Лампрехта Немецкого и «Песнь о Роланде» Конрада Священника. Сказочная атмосфера Востока в «Короле Ротере» и «Герцоге Эрнсте». Эти четыре эпических произведения положили начало немецкой куртуазной литературе.

Куртуазная (рыцарская) литература: «миннезанг». Становление рыцарского сословия и его специфической культуры. Диалектика ограниченно-сословного и общечеловечески ценного в ней. Куртуазная идеология как одно из первых проявлений индивидуализма без ослабления прочности родового и корпоративного начал. Культ «Прекрасной Дамы». Светский характер рыцарской культуры при сохранении строго христианского характера мировоззрения. Памятники куртуазной поэзии. «Liederbuch» как особый вид памятников немецкой средневековой культуры.

Творчество Кюренберга и Дитмара фон Аиста (Австрия): поэтические миниатюры с любовной тематикой, образ министериала, повествование от имени женщины (жанр «женской песни»), близость его произведений народной песне. Рождение важнейшего жанра миннезанга: «Liet» - песня, нередко состоящая из одной строфы, и «Leich» - стихотворение более сложного содержания и построенное в виде ряда строф.

Генрих фон Фельдеке (Нидерланды): совмещение германской и романской литературой традиции в рамках одного произведения («Легенда о святом Серватии»), ироническая трактовка образа прекрасной дамы, сопоставительное описание любовных чувств и природы, назидательность и дидактизм некоторых его стихотворений.

Поэт-новатор, первый национальный поэт немецкого народа Вальтер фон дер Фогельвейде (Германия): автобиографичность его поэзии (свидетель и участник междоусобных войн, ввел понятие «немецкая нация» (die deutsche Nation), обращение к народным поэтическим формам, создание политических шпрухов (выступление против папства), предложил новые разновидности любовной песни («Под липой»), как итог - немецкий национальный стиль миннезанга. Фогельвейде как родоначальник немецкой патриотической поэзии.

Городская литература Средневековья. Смена миннезанга мейстер-зангом - поэзией немецкого городского люда, искусством немецких ремесленных цехов. Если рыцари обычно больший акцент делали на своем социальном статусе, нежели на образованности, то мейстерзингеры, в основном вышедшие из ремесленного сословия, напротив, особо подчеркивали профессиональные познания, считая искусство поэзии таким же постигаемым ремеслом, как всякое другое. Возникновение городской литературы в XII-XV вв. и ее специфический характер, связанный с развитием ранних форм буржуазной идеологии. Сатирически пародийная и дидактическая стороны этой литературы. Жанры: ранняя новелла, фаблио, шванки, животный эпос («Роман о Лисе»), аллегорическая философская поэма («Роман о Розе»).

Немецкий рыцарский роман. Влияние французской культурной традиции. Гартман фон Ауэ - министериал, удостоенный посвящения в рыцари, участник крестовых походов. Его свободные переводы романов «Эрек» и «Ивейн» Кретьена де Труа. Новое прочтение известных сюжетов: интерес к моральным проблемам - истоки жанра «воспитательного романа». Собственные произведения: романы «Грегориус», «Бедный Генрих»: новое истолкование морали рыцарственности.

Вольфрам фон Эшенбах. «Титурела» и жанр альбы в творчестве Эшенбаха. Роман «Парцифаль»: французские источники романа, развитие мотивов рыцарского воспитательного жанра, символика Грааля, концепция рыцарства, морально-философская основа текста, разработка образов основных действующих лиц, принцип контраста, художественные средства языка, оригинальность стиля, критика феодального общества: лицемерие, коварство, зависть, насилие и несправедливость. Продолжение литературной традиции Эшенбаха: «Тристан» Ульриха фон Тюргейма, «Флуар и Бланшфлер» Флека. Конрад Вюрцбургский и его «Нантский Турнир» как пример геральдической поэзии. «Троянская Война» и ее античные источники (Стаций, Овидий); жанр стихотворной новеллы: «Энгельгард и Энгельтрута, «Отплата Света», «Жалоба Искусства» (символичность и аллегоричность образов, риторичность его поэзии). Штрикер как автор поэмы Артуровского цикла «Даниэль фон Блюменталь». Готфрид Страстбургский как представитель городской культуры, его роман «Тристан и Изольда»: англо-норманские источники этого текста, проблема психологизма, новаторские художественные приемы, концепция человека и любви в романе.

Литература позднего Средневековья. XV и XVI века как время упадка. Переделываются старые эпические легенды в честь Богоматери и святых. Клаус Висе и Филипп Уолин Страстбургский по приказу Ульриха де-Рибовиля продолжают историю «Парцифаля» Вольфрама фон Эшенбаха, Ульрих Фюртрер пишет «Книгу приключений», где заново пересказывает поход аргонавтов, историю Троянской войны и Артуровские легенды.

Характерны религиозные настроения и постепенный подъем городов и третьего сословия. Популярность у публики таких жанров, как аллегория, басня, сказка и фарс. Возрастает значение прозы, в которой преобладает содержательный момент. Излюбленным чтением становятся проповеди, легенды, исторические анекдоты и пространные повествования о фантастических странствиях неутомимых рыцарей. Появляются новые формы сатирической бытовой словесности и дидактики: стихотворный рассказ «Lalenbuch» и книга «Шильдбюргеры» (Schildbilrgerbuch).

Известный баснописец Ульрих Бонер и его сборник «Алмаз», состоящий из ста басен большей частью переведенных с латинского языка: ясность изложения, добродушная мораль, непринужденность поэтической формы.

Широкое распространение получили «народные книги» («Volksbuchen>), включавшие легенды, любовные истории, полувымышленные рассказы о путешествиях в дальние страны и пересказы давних преданий. В XV в. из Франции в Германию хлынула новая волна приключенческих и любовных сочинений. Обращались немецкие авторы и к итальянской литературе: переводы произведений Петрарки и Боккаччо (Штейнгёвель), их влияние на литературу Германии. Мистическая традиция в Германии: Майстер Экхарт пытался изложить рациональным языком центральную идею мистицизма - мистический союз (unio mystica). Помимо религиозных жанров, существовали так называемые фастнахтшпили (Fastnachtspiele), выставлявшие напоказ человеческие слабости.

© 2000- NIV