Приглашаем посетить сайт

Пигарева Т.И.: Хорхе Гильен. Поэтика времени и пространства
Поэтика пространства

ПОЭТИКА ПРОСТРАНСТВА

Рассмотрение поэтики времени и пространства в творчестве Хорхе Гильена мы начнем с анализа структуры его художественного пространства, хотя, на первый взгляд, это противоречит традиционному восприятию литературы как временного искусства, материал которого - речь - разворачивается во времени.

Еще Лессинг отмечал, что в центре словесного произведения должны быть действия - процессы, протекающие во времени, ибо речь обладает временной протяженностью. Обстоятельные описания неподвижных предметов, расположенных в пространстве, утомляют читателя и неблагоприятны для словесного искусства, поскольку "сопоставление тел в пространстве сталкивается здесь с последовательностью речи во времени"165. В литературе пространственные образы, в отличие от скульптуры и живописи, не имеют непосредственной чувственной достоверности, материальной плотности и наглядности и воспринимаются ассоциативно.

Однако данные представления, доведенные до четкости формулы Бахтиным ("в литературе ведущим началом в хронотопе является время"166) , стали постепенно отступать перед реальностью литературы ХХ века. Эстетические эксперименты авангардных школ обогатили литературу многими приемами пластической техники, а стремление к художественному претворению реальности выдвинуло на первый план задачу построения суверенного пространства, которое задает форму существования в нем не только личности, но и времени.

"Современные язык, мысль, искусство пространственны, или по крайней мере свидетельствуют о значительно большей важности и ценности, придаваемой пространству", - пишет Жерар Женетт167. Он же утверждает, что "в плане общей идеологии" одно лишь кажется достоверным: "дискредитация пространства, так ярко выраженная в бергсоновской философии, сегодня уступила место противоположной оценке, когда так или иначе утверждается, что человек "предпочитает" пространство времени"168.

Именно искусство ХХ века наделяет пространственные представления предельной философской наполненностью. "Понятие пространства не есть только геометрическое"169, - пишет Ю. М. Лотман. Он же постулирует, что структура пространства текста несет помимо чисто композиционной, еще и философскую нагрузку, так как "становится моделью структуры пространства Вселенной"170.

Смещение акцентов внутри хронотопа явилось естественным следствием кризиса субъекта в европейской культуре, провозвестником которого стала "Критика чистого разума" Канта. Философ в рамках своей критики отказывает картезианскому "Я мыслю" в праве быть основанием субъективности, поскольку Я существует во времени, а не в пространстве, и следовательно его существование дается нам лишь в формах изменения и различия: "Сознание самого себя при внутреннем восприятии согласно определениям нашего состояния только эмпирично, всегда изменчиво; в этом потоке внутренних явлений не может быть никакого устойчивого или сохраняющегося Я"171. В этой связи интересны выводы культуролога М. Ямпольского, который, детально анализируя эволюцию рефлексии и видения с кантовских времен на протяжении всего XIX века, отмечает: "Главное следствие кризиса субъективности - это превращение субъекта в наблюдателя. Субъект все в меньшей степени понимается как "человек мыслящий" и все в большей степени как "человек наблюдающий"... Это превращение субъекта в наблюдателя становится особенно очевидным в ХХ веке, требующем от наблюдателя безостановочного синтеза рваного потока визуальных образов"172. Естественно, что для "человека наблюдающего" именно пространственные категории выходят на первый план, поскольку "синтез рваного потока образов" направлен на преодоление временной дискретности во имя воссоздания пространства.

Само понятие пространства, соотносимое с миром художественного произведения, может подвергаться различным интерпретациям. Анализируя соотношение пространства и текста В. Топоров выделил "два логических полюса этого соотношения: текст пространствен (т. е. он обладает признаком пространственности, размещается в "реальном пространстве", как это свойственно большинству сообщений, составляющих основной фонд человеческой культуры) и пространство есть текст (т. е. пространство как таковое может быть понято как сообщение)"173174, но и особенностями поэтики Хорхе Гильена, в которой пространство и время неизменно присутствуют и заявлены как ведущая тема ("сообщение"), а не только как форма бытования текста, его "реальное пространство".

Итак, первоочередной задачей нашего исследования поэтики пространства будет анализ его ведущей роли в хронотопе "Песнопения" и его философской целостности как "модели структуры пространства Вселенной". Также мы будем обращать особое внимание на взаимоотношение пространства и субъекта -наблюдателя, выявляя характерные черты лирического героя и его взаимосвязи с пространством. Для этого мы предлагаем три уровня анализа пространственных категорий, на которых основана поэтика "Песнопения" Хорхе Гильена, и, в определенной мере, его позднейших произведений:

1. характер первоэлементов из которых складывается пространственный континуум (элементы структуры)

2. связующие элементы пространства, его архитектоника (организация структуры)

Этим уровням анализа соответствуют три раздела второй главы:

Предмет в пространстве. Архитектоника мироздания. Пространство бытия

Примечания.

166. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М. , 1986, стр. 122.

167. Женетт Ж. Фигуры. В 2-х томах. Т. 1. - М.: 1998, стр. 126.

168. Ibid, стр. 131.

169. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. В школе поэтического мастерства. М., 1988, стр. 274.

172. Ямпольский М. Наблюдатель. М., 2000, стр. 8.

173. Топоров В. Пространство и текст // Из работ московского семиотического круга, М., 1997, стр. 456.

174. "Свои наиболее полные триумфы "пространственность" справляет в романе, который с этой точки зрения может рассматриваться и как наиболее совершенная модель пространственных отношений в художественном тексте, и как та сфера, где "пространственность" находит себе все новые и новые отражения и образы". Топоров В. Н. Пространство и текст // Из работ московского семиотического круга, М., 1997, стр. 514. В отличие от романа, "пространственность" текста лирики ограниченна, поскольку по самому жанровому определению в сфере лирики находится прежде всего внутренняя, духовная жизнь.