Приглашаем посетить сайт

Пестова Н. В.: Лирика немецкого экспрессионизма - профили чужести
Часть III. Глава 1. Литературные журналы экспрессионизма

Литературные журналы экспрессионизма

При всем накале социальных противоречий между обществом и экспрессионистскими группировками в самой острой форме это противостояние выплеснулось непосредственно в самой литературной продукции на страницах журналов. Сама позиция журнала — сопротивление традиции, нападение, защита, критика, противостояние, последовательность в представлении нового — соответствует его немецкому словарному значению Zeit-Schrift — исторический документ, фиксирующий дух времени. Не случайно история публикации журнала «Акцион» Ф. Пфемфертом идентична главным направлениям формирования и развития всего экспрессионизма в целом. «Акцион» — лучшее литературное ревю этого периода — стало главным поступком экспрессионизма. Публиковавшаяся в нем лирика определяла новое время, а стихотворение становилось посланием.

Ничто так не подходило для целей юных начинающих литераторов, как журналы, обеспечивавшие мгновенную реакцию публики. Самая характерная черта экспрессионистского десятилетия в Германии — огромное количество и разнообразие журналов. Среди них журналы-долгожители, продержавшиеся и пользовавшиеся популярностью на протяжении всего экспрессионистского периода, и журналы, издававшиеся не больше года: «Новое искусство» («Die neue Kunst»1913—1914, издатели Г. Бахмайр, Й. Р. Бехер, К. Оттен), «Эхо времени» («Zeit-Echo», 1914—1917, Л. Рубинер; Мюнхен, Берн), «Революция» («Revolution», 1913, Г. Лейбольд, Г. Балль; Цюрих), «Трибунал» («Das Tribunal» 1919—1921, К. Мирендорф; Дармштадт), Одно лишь перечисление их названий дает ясное представление об их программатике: "Свободная птица» («Der lose Vogel»), «Молодая Германия» («Das junge Deutschland»), «Ураган» («Der Orkan»), «Красная земля» («Die rote Erde»), «Революционер» («Der Revolutionär»), «Противник» («Der Gegner»), «Цель»(«Das Ziel») и десятки других.

П. Раабе систематизирует в двух библиографических справочниках всю периодическую печатную продукцию с 1910 по 1925 год. 1 антологии, поэтические сборники. В 1972 году автор издает 18-томный библиографический справочник, в котором систематизированы все публикации этих периодических изданий. Объем собранного в архивах материала настолько велик, что он до сих пор в полной мере не использован литературоведением.

Для австрийского экспрессионизма такая же архивная работа проделана Армином А. Валласом.2 Он обработал 45 наименований журналов и 8 антологий и коллективных монографий этого периода. Среди них широко известные журналы («Der Anbruch», «Der Brenner», «Daimon», «Der Friede», «Der Mensch», «Die Rettung») и совершенно забытые или малотиражные с характерными названиями «Одержимые», «Сброд», «Ренессанс», «Торпедо»(«Die Besessenen», «Das Gesindel», «Renaissance», «Torpedo»). Многие из них стали известными именно благодаря тому, что впервые опубликовали молодых поэтов, составивших впоследствии славу экспрессионизма. Например, журнал Л. фон Фикера «Brenner», издававшийся с 1910 по 1914 год в Инсбруке, известен тем, что впервые напечатал Георга Тракля. В австрийских периодических изданиях представлены споры с немецкими экспрессионистскими центрами и журналами, так как австрийцы пытались сформировать свое собственное духовное движение. Это был некий «австрийский активизм — теоретический и практический вариант немецкого экспрессионизма»3 . Периодика в полной мере отразила неоднородность австрийского экспрессионистского ландшафта, а также разный уровень и качество литературной продукции: границы между литературными инновациями и эпигонством были размыты. Однако свою историческую миссию они выполнили: и в Германии и в Австрии журналы стали живым, актуальным, критическим форумом революционного духа. Молодые люди получили возможность подать свой мятежный голос и выступить перед общественностью. В более чем 100 журналах за эти годы были опубликованы произведения более 1000 молодых авторов. Интенсивность выхода журналов в период с 1910 по 1925 год часто используется в качестве аргумента в периодизациях и хронологиях экспрессионизма. В частотности и регулярности их выхода совершенно отчетливо просматриваются фазы резкого роста, абсолютного пика и заката, что напрямую связывается с тремя этапами экспрессионизма: ранним, военным и поздним.

Среди десятков журналов этого периода есть абсолютные фавориты, без деятельности которых трудно представить истинный масштаб движения и литературной деятельности поколения. Так, создание в марте 1910 года издательства, типографии, галереи и выход самого журнала «Штурм» под руководством Г. Вальдена — крупное явление, сыгравшее огромную консолидирующую роль в атмосфере высокой индивидуальной творческой активности. Дом на Потсдамер-штрассе 134а стал пунктом кристаллизации немецкого и европейского авангарда, в котором осуществлялся редчайший симбиоз поэзии, живописи и музыки. В художественной галерее « Штурма» выставлялись Пикассо и Делоне, «Штурм» сделал широко известными имена Марка, Макке, Клее, Кандинского, Фейнингера, Шагала и Кокошки, чьи работы постоянно экспонировались в галерее. На знаменитых музыкальных вечерах («Melos-Abende») впервые звучали многие музыкальные произведения, среди них сочинения А. Шенберга. Деятельность «Штурма» этого периода и была «звездным часом» экспрессионизма, так как нигде и никогда более не произошло такого мощного слияния и совпадения творческих усилий литераторов, художников, музыкантов в поисках альтернативы искусству, фиксированному только на изображении реалистической действительности. Экспрессионизм «Штурма» перед первой мировой войной воспринимался как синоним прорыва европейского авангарда, как имя собирательное для всех прогрессивных, нетрадиционных и даже антиреалистических сил, независимо от того, из какого лагеря эти силы происходили — из кубистов, футуристов или абстракционистов.

«Мост», «Синий всадник», французские кубисты и итальянские футуристы. Журнал славится тем, что предоставляет свои страницы молодым литераторам, музыкантам, художникам, чье творчество в недалеком будущем обещает принести серьезные плоды. У Г. Вальдена феноменальным оказывается чутье на молодые дарования и настоящее искусство.4 Особая художественная ценность журнала, как для его современников, так и для сегодняшних исследователей, заключается еще и в том, что многие гравюры в нем были сделаны с авторской матрицы, т. е. являются оригиналами. Таким образом, соединив в себе литературу и графику, критику и научные публикации, «Штурм» становится настоящим документом европейского авангарда, а сам экспрессионизм благодаря широчайшей палитре деятельности журнала и высокой духовной и творческой активности вокруг него воспринимается не только как стилевое понятие или направление, но как новый «экстатичный жизненный проект»5 , уничтожающий привычное буржуазное существование и искусство.

Однако особое положение «Штурма» на экспрессионистском Олимпе делает из него излюбленную мишень критики в буржуазной прессе. Нелл Вальден вспоминает, что « почти вся немецкая художественно-критическая пресса без исключения была представлена не просто противниками, но ярыми ненавистниками, которые не были даже в состоянии свою критику облечь в корректную деловую форму и не гнушались откровенной клеветой, оскорбительными и постыдными статьями и персональными выпадами самого неприличного свойства»6 . Естественно, что сам Г. Вальден не оставался у них в долгу и отвечал в том же духе. По признанию «штурмовцев», несправедливость и некорректность нападок со стороны буржуазной публики необычайно сплотили их ряды, повысили чувство солидарности и самосознания группы как единения единомышленников и пионеров нового искусства.

— «Акцион» под руководством Франца Пфемферта. Он претендует на роль «политической головы» всего движения и отличается крайней радикальностью и бескомпромиссностью. Основное направление публикаций журнала задал «активист» Людвиг Рубинер: его статьи «Художники строят баррикады» и «Поэт вторгается в политику» четко очерчивают позицию этого левого «активистского» крыла литературного экспрессионизма. 7 Сам Пфемферт в 1914 году оценивает вклад журнала в общее дело следующим образом: «То, что за прошедшие три года было напечатано в моем журнале, настолько ценно, настолько полно горячей жизни, настолько колоссально, что будущие историки литературы, искусства и политики Германии не смогут написать эту историю, не проштудировав «Акцион». Историки литературы, например, поймут, что самым важным, самым темпераментным, самым мужественным и высокоморальным еженедельником молодой литературы около 1910 года был берлинский журнал «Акцион»8.

Но при всем несовпадении взглядов редакторов журналов они, тем не менее, оба одинаково мощно рассылают этот свежий импульс в провинцию, где новые журналы появляются один за другим. И Вальден и Пфемферт на 10 лет старше авторов, которых они публикуют, но и их час пришел. Оба стали истинной опорой молодежи, а молодые литераторы одинаково охотно отдавали свои сочинения в оба журнала. Такая ситуация наблюдалась вопреки негласному правилу издателей: определиться, с каким из журналов литератор намерен сотрудничать. Достаточно полистать подшивки обоих изданий за конкретный период, чтобы убедиться, как много исключений в этом издательском правиле. И в «Штурме», и в «Акцион» за 1911—1912 годы мы обнаружим стихи Ласкер-Шюлер, Бенна, Верфеля, Шикеле, ван Годдиса, Хиллера. Литераторы сами решали, что из их продукции в большей степени подходит одному или другому издателю. Есть и еще одна существенная деталь, которая является общей для деятельности обоих журналов и вытекает из взаимодействия внутренних и внешних факторов. Активность группы, инспирированная реакцией на нее извне, сказывается и на характере отношений внутри группы. Поводом для коммуникации в группе становится литературный, живописный или графический продукт одного из ее членов. В круге «Штурма» предпочтение отдавалось изобразительному искусству, а в круге Пфемферта наибольшее значение имели вопросы политического и мировоззренческого характера. Хотя деятельность обоих журналов ориентировалась на общественность, но для самих членов этих групп высочайший уровень печатавшейся продукции, непререкаемый авторитет и художественный вкус издателей были той планкой качества, ниже которой литературная продукция не соответствовала представлениям о новом искусстве. Противостояние же журналов также оказалось весьма продуктивным. По замечаниям социологов, враждебность способна питать творческую активность в той же мере, что и симпатия или дружеские контакты. Это утверждение распространяется на отношения как между группами, так и внутри них. Экспрессионизм изобилует примерами таких стимуляторов вдохновения. Из дневника Г. Гейма узнаем, как он, Йентцш и ван Годдис, объединенные в «Новом клубе», находились в состоянии постоянного соперничества и не могли ужиться на чрезмерно малой для трех талантов территории встреч членов клуба,9 а «Café des Westens», напротив, стало ареной бурного романа между Э. Ласкер-Шюлер и Г. Бенном, с напряженным любопытством наблюдаемого завсегдатаями. Его «результатом» или «художественным продуктом» стал один из самых великих поэтических любовных диалогов XX века. 10

Примечания.

[1] Die Zeitschriften und Sammlungen des literarischen Expressionismus. Repertorium der Zeitschriften, Jahrbücher, Anthologien, Sammelwerke, Schriftenreihen und Almanache 1910—1921. Stuttgart, 1964; . Index Expressionismus. Bibliographie der Beiträge in den Zeitschriften und Jahrbüchern des literarischen Expressionismus 1910—1925: In 18 Bd. Nendeln; Liechtenstein, 1972.

[2] Wallas A. Aünchen, 1995.

[3] Vollmer H. Bücherbesprechung // Zeitschrift für deutsche Philologie. 1996. Bd 115. S. 312. 

[4] Об этом вспоминает его вторая супруга Нелл Вальден: Walden N., L. Der Sturm. Ein Erinnerungsbuch an Herwarth Walden und die Künstler aus dem Sturm Kreis. Baden-Baden, 1954. S. 46 ff..

[5] Marc F. Botschaften an den Prinzen Jussuf. Weyarn, 1997. S. 14.

[6] Walden N., Schreyer L.  

[7] Rubiner L. Künstler bauen Barrikaden. Texte und Manifeste 1908 — 1919. Darmstadt, 1988; Rubiner L. Der Dichter greift in die Politik. Leipzig, 1976.

[8] die Zeit aus. Expressionismus und Politik in Franz Pfemferts «Aktion» / Hrsg. Raabe P. München, 1964. S. 8. 

[9] Heym Gücher. Träume. Briefe. Hamburg; München, 1960. S. 174.

«Великие пары. Готфрид Бенн и Эльзе Ласкер-Шюлер»: Sanders-Brahms H. üler. Berlin, 1997.