Приглашаем посетить сайт

Пестова Н. В.: Лирика немецкого экспрессионизма - профили чужести
Часть I. Выводы I части

Выводы I части

Осмысление и критический анализ столь широкого спектра исследовательской литературы по литературному экспрессионизму за 70 лет приводит к выводу, что колебания исследователей относительно наличия особого экспрессионистского стиля следует признать правомерными. Динамика обрастания явления не только научными толкованиями, но и настоящего мифотворчества вокруг него проясняет, в частности, почему в 1925 году А. Сергель называет свою работу «В плену экспрессионизма», а в 1955 году Г. Бенн уже не отваживается назвать антологию «Экспрессионистская лирика» и выбирает обтекаемую формулировку «Лирика экспрессионистского десятилетия», подчеркивая тем самым, что речь идет в большей степени об особом экспрессионистском мировоззрении, чем о стиле. Тенденция таких неоднозначных вердиктов и просто сомнений относительно сути явления продолжает сохраняться и до сегодняшнего дня. Такие противоречия отчасти кроются в магнетизме самого эффектного термина, из-под власти которого, как и всех прочих парализующих мысль «измов», пытаются выйти исследователи.1

Экспрессионизм охватывает некий извечный, стандартный набор лирических мотивов и средствами искусства отражает новые экзистенциальные состояния, возникшие как реакция на кризис познания, диссоциацию личности и ее взаимодействие с таким же нецелостным объектом познания. В результате спектр тем и мотивов оказывается столь широким, что в одной уже только тематике лирика этого периода поразительно негомогенна. Кроме того, она все время смыкается с мотивами барокко, романтизма, югендстиля; в ней не прерываются традиции натурализма; нередко ее можно принять за образец реалистической поэзии.

В формально-языковом отношении лирика экспрессионизма представляет собою такое же сочетание традиционных и авангардных элементов, которое крайне затрудняет определение четких границ его стиля. Многие конкретные явления разных уровней от фоники до жанра выглядят в русле общих представлений о сути феномена как о «разрушении всех форм» случайными. В результате такого одновременного наличия в лирике экспрессионизма разнонаправленных тенденций и неоднородных формально-стилистических компонентов она представляется диффузной и хаотичной.

в особом мироощущении («Weltgefühl») экспрессионистского поколения, которому удалось в период с 1910 по 1925 год создать в Германии атмосферу высокой духовности, интеллектуальной активности и творческого взрыва. Это утверждение — один из отправных моментов исследования. Но его несоотнесенность с конкретными формами языковой реализации говорят о необходимости дальнейшего исследования и поиска других критериев единства явления. Статус экспрессионизма остается нечетким.

Примечания

[1] Literatur-Revolution 1910—1925. Dokumente. Manifeste. Programme. / Hrsg. Pörtner P. Darmstadt; Neuwied; Berlin, 1960—1961. Bd 2: Zur Begriffsbestimmung der «Ismen».