Приглашаем посетить сайт

Мунье Э.: Надежда отчаявшихся.
От переводчика

От переводчика

Российский читатель уже имел возможность познакомиться с двумя работами основоположника и ведущего теоретика французского персонализма Эмманюэля Мунье (1905—1950), вышедшими на русском языке: «Персонализм» (М., «Искусство», 1992) и «Что такое персонализм?» (М., Издательство гуманитарной литературы, 1994). В этих произведениях представлены основные идеи «личностной» философии, описана история ее становления, определено место в идейной борьбе первой половины XX века.

Одна из центральных тем французского персонализма — «вовлеченное существование», означающее ответственное, осмысленное, творческое выполнение человеком своей миссии на Земле. Особое звучание эта тема приобрела в 30-е годы, по мере того как в Европе набирал силу фашизм, не только девальвирующий гуманистические ценности, но и попирающий саму человеческую жизнь.

Почти одновременно с персонализмом на философской арене громко заявил о себе экзистенциализм, который также характеризовало пристальное внимание к проблемам индивидуального существования, внутренней жизни человека. Преобладающим мотивом и здесь было «вовлечение», но, в отличие от персоналистской трактовки, в философии существования оно сопрягалось с понятиями решимости, риска, не признающего никаких границ самоутверждения.

как по отношению к экзистенциализму атеистическому они выступают e качестве непримиримых оппонентов, особенно если речь заходит о смысле и назначении человеческой деятельности. Именно этим вопросам и посвящена книга Э. Мунье «Надежда отчаявшихся. Мальро. Камю. Сартр. Бернанос».

Для своего анализа Мунье выбрал произведения выдающихся французских писателей первой половины XX века, в той или иной мере разделявших идеи экзистенциализма.

Андре Мальро (1901—1976) — писатель, теоретик искусства, крупный политический деятель; он — свидетель и непосредственный участник важнейших событий своего времени, антифашист, для которого, по словам Г. Пикона, встреча с Историей стала собственной жизненной историей. В 20-е годы Мальро предпринял несколько путешествий на Восток, в результате которых появились, «Искушение Запада» (La Tentation de l'Occident, 1926) и написанные следом за ним романы «Завоеватели» (Les Conquerants, 1928) и «Королевская дорога» (La Voie royale, 1930). В 30-е годы Мальро пишет романы, содержание которых продиктовано конкретно-историческими событиями: «Удел человеческий» (La Condition humaine, 1933) — это своеобразная хроника вооруженного восстания рабочих в Шанхае (1927); «Годы презрения» (Le Temps du mepris, 1935) — свидетельства немецкого подпольщика, прошедшего через ад гестаповского застенка; «Надежда» (L'Espoir, 1937) — описание первого года гражданской войны в Испании; «Орешники Альтенбурга» (Les Noyers de l'Altenburg, 1941) — горькие раздумья писателя о поражении Франции в «странной войне» 1939—1940 годов*.

Альбер Камю (1913—1960) — романист, драматург, публицист, один из представителей философии существования. Камю, правда, отказывался от приписываемого ему критиками звания философа, провозглашая себя моралистом, и тем не менее это не помешало ему в свое время утверждать: сочинительство и есть настоящее занятие философией, а писательский вымысел — «завершение философии, ее иллюстрация и венец»**. Что касается экзистенциализма, к которому Камю причисляли, то он всячески стремился отмежеваться от него. Однако близость Камю, как, впрочем, и Мальро, к этому типу философствования вполне очевидна. Камю — автор прозаических произведений, в том числе романов; «Посторонний» (L'Etranger, 1942), «Чума» (La Peste, 1947); пьес: «Недоразумение» (Le Malentendu, 1944), «Калигула» (Caligula, 1945); философских эссе: «Миф о Сизифе» (Le Mythe de Sisyphe, 1942), «Письма к немецкому другу» (Lettres a un ami allemand, 1943—1945).

Наиболее последовательно основные положения философии существования изложены Ж. -П. Сартром (1905—1980), главой атеистического экзистенциализма. Ко времени написания книги Мунье «Надежда отчаявшихся» Сартр опубликовал целый ряд философских работ: «Трансцендентность Эго» (La Transcendence de l'Ego, 1934), «Воображение» (L'Imagination, 1936), «Очерк теории эмоций» (Esquisse d'une theorie des emotions, 1939), «Воображаемое» (L'Imaginaire, 1940), «Бытие и ничто» (L' tre et le Neant, 1943), роман «Тошнота» (La Nausee, 1938), новеллу «Стена» (Le Mur, 1938), a также ряд драматических произведений, в том числе пьесы «Мухи» (Les Mouches, 1943), «За запертой дверью» (Huis-Clos, 1944). Мунье сосредоточивает внимание на анализе фундаментального философского труда Сартра «Бытие и ничто», поскольку именно в нем главные идеи экзистенциализма разработаны наиболее основательно. В центре внимания Сартра — проблема суверенности человеческого сознания, смысла, онтологического статуса и назначения личности, свободы индивида, его поступков и действий и ответственности за них.

—1948) во Франции по праву считают литературным классиком. Участник первой мировой войны, он в победе над кайзеровской Германией видел торжество добра над злом. Бога над Дьяволом. Борьба этих извечных начал и стала основой творчества писателя. При этом Бернанос не столько уповал на милосердие Божие, сколько верил в духовную стойкость людей, видел призвание личности в том, чтобы как можно теснее связать полноту человеческой жизни с жизнью божественной. Фигура Бернаноса выбрана Мунье не случайно — в своем споре с атеистическим экзистенциализмом он опирается на творчество писателя-католика, чьи идеи близки позициям христианского экзистенциализма и, стало быть, «личностной» философии. Мунье анализирует такие художественныз и публицистические произведения Бернаноса, как «Под солнцем Сатаны» (Sous le Soleil de Satan, 1926), «Радость» (La Joie, 1929), «Обман» (L'Imposture, 1927), «Дневник сельского священника» (Journal d'un cure de campagne, 1936), «Большие кладбища под луной» (Les Grands Cimitieres sous la lune, 1938), «Господин Уин» (Monsieur Ouin, 1943) и др.

На русский язык переведено большое число произведений, анализируемых Мунье в книге «Надежда отчаявшихся». Так, «Годы презрения» А. Мальро и фрагменты из его трудов «Искушение Запада», «Удел человеческий», «Голоса безмолвия», речь на Первом Всесоюзном съезде советских писателей «Искусство — это завоевание» опубликованы в кн.: Мальро А Зеркало лимба, 1989; отдельными изданиями вышли «Надежда» и «Королевская дорога».

Литературные и философские работы А. Камю опубликованы в книгах: Камю А. Сочинения, 1989; Камю А Бунтующий человек, 1990.

Труды Ж. -П. Сартра изданы в книгах: Сартр Ж. -П. Стена, 1992; Сартр Ж. -П. Тошнота, 1994.

Труды Бернаноса — в книгах: Бернанос Ж. Под солнцем Сатаны. Дневник сельского священника. Новая история Мушетты, 1978; Бернанос Ж. Сохранять достоинство, 1988.

приоритет принадлежит С. И. Великовскому, автору трудов: «Грани «несчастного сознания» (1973), «В поисках утраченного смысла» (1979); ему, как представляется, удалось дать серьезный анализ творчества мыслителей, создающих свои произведения «на стыке философии и словесности». Философские идеи Ж. -П. Сартра исследованы также в работах М. А. Кисселя, В. Н. Кузнецова, Г. Я. Стрельцовой, Л. И. Филиппова и других.

редактору издательства «Искусство», без помощи которого этот перевод вряд ли состоялся бы.

И. Вдовина

* «Орешники Альтенбурга» — часть задуманного Мальро романа «Битва с ангелом»; рукопись продолжения романа, по свидетельству автора, была уничтожена гестапо.

**Camus A. Carnets. I. Paris, 1962, р. 23, 167.

Кс. З.

«Эспри» (Esprit)— теоретический орган французского персонализма, первый номер вышел в октябре 1932 г. Э-Мунье бессменно руководил журнале»» с момента его создания до своей смерти в 1950 г.

Пеги Шарль (1873—1914) — французский поэт, философ, публицист, сторонник обновления христианства; оказал серьезное воздействие на формирование идей Мунье, особенно своей концепцией деятельности, согласно которой назначение человека, пребывающего между небом и землей, временем и вечностью, реальным и сверхреальным, состоит в том, чтобы простыми человеческими средствами выполнять божественную задачу. В 1931 г. Мунье в соавторстве с М. Пеги (сыном мыслителя) и Ж-Изаром пишет книгу «Мысль Шарля Пеги» (La pensée de Charles Péguy, 1931).

«Голоса безмолвия» (Voix du Silence, 1951) — новое, дополненное издание трехтомного произведения Мальро «Психология искусства» (La Psychologie de l'art, t. 1—3, 1947—1950); на русском языке отрывок из работы опубликован в сб.: «Писатели Франции о литературе», 1978 и в кн.: Мальро А. Зеркало лимба, 1989.

«Св. Жене» — речь вдет о произведении Ж. -П. Сартра «Святой Жене, комедиант и мученик» (Saint Genet, comédient et martyr, 1952).

«Бунтующий человек» (L'Homme révolté) — трактат А. Камю, написанный в 1951 г. На русском языке опубликован в одноименном сборнике работ Камю в 1990 г.

К с. 7.

«воображаемый музеи» (Le Musée imaginaire) — первый том трехтомного произведения А. Мальро «Психология искусства» (La Psychologie de l'art). См. примеч. к с. 3.

Его последний выбор — выбор голлизма... — Отношение А. Мальро к Шарлю де Голлю, видному политическому деятелю Франции, было определено обращением последнего от 18 июня 1940 г., призывавшим французов к сопротивлению немецким оккупантам. Лично познакомился Мальро с генералом де Голлем в 1945-м, в год окончания второй мировой войны (которую писатель начал в танковых частях французской армии, а завершил в рядах Сопротивления), став его горячим сторонником; в том же году Мальро — советник де Голля, в 1945—1946 гг. — министр информации в правительстве де Голля; в мае 1947 г. де Голль основывает движение «Объединение французского народа» (Rassemblement du Peuple Fiançais), и Мальро становится его соучредителем; в мае 1948 г. совместно с АОливье и П. Пиа Мальро начинает издавать печатный орган этого движения под тем же названием; затем в течение десяти лет Мальро — министр культуры (оставил министерство в 1969 г., вместе с де Голлем, покинувшим пост президента).

В Испании Мальро воевал... — Через неделю после вспышки франкистского мятежа, переросшего в гражданскую войну в Испании, Мальро был в Мадриде, где, спешно выучившись водить самолет, возглавил эскадрилью вольнонаемных иностранных летчиков, сражавшихся на стороне республиканцев; совершил около 65-ти боевых вылетов, дрался под Толедо, Мадридом, Гвадалахарой, дважды был подбит.

«Надежда» (1937).

Клодель Поль (1868—1955) дипломат. французский писатель, поэт,

Петэн Филипп (1856—1951) — политический и военный деятель, глава правительства Виши, пришедшего к власти после капитуляции Франции в 1940 г. и проводившего политику сотрудничества с немецкими оккупантами.

— В начале 30-х гг. Мальро сблизился с Коммунистической партией Франции; в это же время он обращает свой взор в сторону Советского Союза, где, как ему представлялось, вырисовывались очертания новой цивилизации и зарождался новый тип человеческой общности — «мужественное братство» соратников по совместной борьбе; особый интерес вызывала у Мальро советская культура, и в первую очередь литература и кинематограф. Получая Гонкуровскую премию за книгу «Удел человеческий» (1933), Мальро признавался, что написал ее, чтобы поддержать борьбу китайских коммунистов, на стороне которых он в 20-х гг. принимал участие в гражданской войне в Китае. В 1934 г. выступил на Первом съезде советских писателей с речью «Искусство — это завоевание» (см.: Мальро А. Зеркало лимба. М., 1989). Отход от идей коммунизма начался в 1937 г., а в 1939-м Мальро окончательно порвал свои отношения с ФКП.

Думерг Гастон (1863—1937) — французский политический деятель, в 1931 г. — президент Французской Республики.

К с. 13.

Местр Жозеф Мари де (1753—1821) — французский религиозный мыслитель и литератор.

—1952) — французский писатель и политический деятель, сторонник монархизма, поддержавший коллаборационистское правительство Виши.

Муссолини Бенито (1883—1945) — итальянский политический деятель, глава итальянской фашистской партии и фашистского правительства в 1922—1943 гг. и марионеточного правительства Сало в 1943—1945 гг.

Сорель Георг (1847—1922) — французский писатель, критик современной культуры, признававший революционный характер социализма. В книге «Персонализм» Мунье скажет более жестко: «Сорель был источником вдохновения и для Ленина, и для Муссолини».

Хайдеггер Мартин (1889—1976) — немецкий философ, представитель атеистического экзистенциализма.

—1662) — французский ученый и философ, сосредоточивший свое внимание на антропологической проблематике, противопоставивший «доводы сердца» «доводам разума»; исходил из образа человека, которому свойственны непостоянство, тоска, беспокойство.

Доклад ЮНЕСКО — речь идет о докладе «Человек и художественная культура» (L'Homme et la culture artistique), сделанном Мальро в 1946 г. в Сорбонне на конференции под эгвдой ЮНЕСКО.

«Призыв к интеллигентам» (Adresse aux intellectuels) — лекция, прочитанная Мальро в парижском зале Плейель 5 марта 1948 г. Текст лекции стал послесловием к роману «Завоеватели».

Мерло-Понти Морис (1908—1961) — французский философ, представитель феноменологическо-экзистенциалистского направления.

—1940) — лидер мелкобуржуазного идейно-политического течения, теоретической базой которого являлась идея о перманентной революции; отрицал основы ленинской теории социалистической революции — возможность ее победы в одной отдельно взятой стране, необходимость создания идейно и организационно единой марксистской партии пролетариата, руководящую роль в революции рабочего класса и т. п.

Дюамель Жорж (1884—1966) — французский писатель, поэт, драматург, критик, член Французской Академии. Называл себя писателем мелкой буржуазии, наследником индивидуалистической традиции французской культуры и теории нравственного самосовершенствования человека.

Валлес Жюль (1832-1885)- французский писатель и общественный деятель.

К с. 26.

—1956) — французский публицист и писатель, осуждавший расизм и шовинизм, культ силы и апологию войны; отдавал дань уважения левым силам, ведущим борьбу во имя социальной справедливости.

Моитерлан Анри (1896—1972) — французский писатель, член Французской Академии, автор романов, воспевающих физическую силу, питающую, по его мнению, нравственную твердость людей.

Ницше Фридрих (1844—1900) — немецкий философ, поэт, родоначальник «философии жизни». В его работах критика буржуазной культуры предстает как следствие универсального отчаяния человека, которое Ницше называл нигилизмом. В его творчестве миф о «сверхчеловеке» — сильной личности, вне всяких моральных норм, с жестокостью преодолевающей буржуазный мир, сочетается с романтической идеей «человека будущего», оставляющего позади себя современность с ее пороками.

К с. 30.

— Шартье Эмиль Огюст, 1868—1951) — французский литературный критик и философ.

К с. 31.

Отец Фуко — Фуко Шарль де (1858—1916) — французский исследователь Африки, в 1905 г. поселившийся в Сахаре и посвятивший свою жизнь распространению христианства среди местного населения.

Сельский священник — центральный образ творчества Ж. Бернаноса и название одного из его произведений (см. очерк «Исторический сверхнатурализм. Жорж Бернанос» в настоящем издании).

—1935) — английский писатель-востоковед, известный под именем Лоуренс Аравийский; мечтал о создании арабской империи под влиянием Британии.

К с. 36.

Мориак Клод (р. 1914) — французский литературовед, писатель, кинокритик, сын известного французского писателя Франсуа Мориака; в 1944—1949 гг. — личный секретарь Шарля де Голля.

Ганди Мохандас Карамчанд (1869—1948) — один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, главным политическим требованием которой являлось достижение независимости Индии мирными средствами, путем вовлечения в освободительную борьбу широких народных масс при соблюдении принципа ненасилия.

Виктор Паль-Эмиль (р. 1907) — французский исследователь Северного полюса, автор научных трудов, описывающих жизнь эскимосов.

Бакунин Михаил Александрович (1814—1876) — русский революционер, социалист-утопист, представитель анархизма; его идеи оказали влияние на идеологию итальянского, испанского, швейцарского, французского рабочего движения.

Кропоткин Петр Алексеевич (1842—1921) — идеолог русского и международного анархизма, чьи идеи получили широкое распространение в странах Западной Европы, в Латинской Америке, Индии, Китае.

— американский философ, в 1933—1940 гг. сторонник анархизма, впоследствии — критик марксизма, разделявший технократические идеи.

К с. 46.

Ясперс Карл (1883—1969) — немецкий философ, один из основателей религиозного экзистенциализма.

К с. 48.

— территориальные притязания (лат.}.

К с. 52.

Caritas generis hwnani — любовь к роду человеческому (лат.).

К с. 53.

— в древнегреческой мифологии строитель и царь Коринфа, после смерти принужденный вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз; отсюда выражения: «сизифов труд», «сизифов камень», означающие тяжелую, бесконечную и безрезультатную работу.

—1932) — французский писатель и политический деятель, член Французской Академии; один из родоначальников жанра политического романа; в политике был носителем националистических и почвеннических идей.

К с. 57.

Кемаль — Ататюрк Мустафа Кемаль (1881—1938) —первый президент (1923—1938) Турецкой Республики; в 1921—1923 гг. руководил вооруженными силами в национально-освободительной войне против англо-греческой интервенции; по инициативе Кемаля была провозглашена республика (1923), проведен ряд прогрессивных реформ в области государственного строительства, юстиции, культуры и т. п.

—1610) — французский король, первый из династии Бурбонов; содействовал укреплению абсолютизма.

Мирабо Оноре Габриэль (1749—1791) — деятель Великой французской революции.

Манихейство — религиозное учение об окончательном торжестве добра над злом, созданное персом Мани (III в. н. э.).

Энвер-Паша (1881—1922) — турецкий военный и политический деятель, один из главных проводников идеологии пантюркизма и панисламизма.

... когда поднялась анархистская возня... — Думается, Мунье имеет в виду Парижское восстание в августе—сентябре 1944 г.

— См.: Мунье Э. Персонализм. Ч. II: Персонализм и революция XX века.

К с. 66.

«Combat» («Борьба») — подпольная антифашистская организация; выпускала газету под тем же названием.

К с. 71.

«Sept piliers» («Семь столпов мудрости», 1926) — произведение Т. Э. Лоуренса (см. примеч. к с. 34).

Леви-Брюль Люсьен (1857—1939) — французский философ, психолог, социолог, автор теории «дологического мышления», согласно которой мышление первобытного человека принципиально отличается от мыслительной деятельности в цивилизованных обществах.

Фробениус Лео (1873—1938) — немецкий этнограф-африканист, теоретик культуры как особого социального организма, имеющего мистическое начало — «душу».

К с. 73.

«Посторонний» пришел к нам под сенью «Бытия и ничто»... — Роман Камю «Посторонний» вышел в 1942 г., а в 1943-м была опубликована книга Ж. -П. Сартра «Бытие и ничто», в которой излагались основные идеи экзистенциализма; в том же году Сартр дал анализ роману «Посторонний» (Sartre I. -Р. Interprétation de l'Etranger.— In: Situation. I. Paris, 1947), которым Камю восхищался, признавая обоснованность многих критических замечаний и суждений.

—1951) — французский писатель, лауреат Нобелевской премии.

«Брачный пир» (Noce, 1938) — сборник лирических очерков Камю.

«Рассуждение о методе» (Discours de la méthode, 1637) — одно из основных сочинений французского философа Рене Декарта (латинизированное имя Картезий, 1597—1650), представителя классического рационализма, в котором содержится изложение принципов его философии; такую же роль выполняет и «Миф о Сизифе» Камю — в нем автор теоретически формулирует свое философское кредо (на русском языке работа опубликована в кн.: Камю А. Бунтующий человек. М., 1990).

— речь идет о знаменитом выражении Декарта «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»); согласно Декарту, этот принцип является первым достоверным суждением нйуки и в то же время свидетельством о непосредственно данном сознанию объекте мышления — мыслящей субстанции.

К С. 74.

«Осадное положение» (L'Etat de siège, 1948) — пьеса Камю.

К С. 75.

—524) — римский философ и поэт, автор «Утешения философией», посвященной теме свободы духа среди текучей видимости житейских дел, оправдания бытия перед лицом страдания.

Экзшрт Иоганн (Майстер Экхарт, ок. 1260—1327) — немецкий философ-мистик, монах-доминиканец.

Лютер Мартин (1483—1546) — немецкий религиозный мыслитедь и общественный деятель.

—1938) — русский философ и литератор, последователь Паскаля, Кьеркегора, Достоевского, Ницше.

—1778) — французский писатель и философ эпохи Просвещения.

К с. 76.

Бетховен Людвиг ван (1770—1827) — немецкий композитор, автор всемирно известных симфоний «Героическая», «Пасторальная», Девятая и др.

Куперен Франсуа (1668—1773) — французский композитор, органист и клавесинист; основное место в наследии Куперена занимают пьесы для клавесина, отличающиеся мелодичностью и изяществом.

—1924) — французский писатель, член Французской Академии.

Минерва — древнеримская'богиня, покровительница науки, ремесла и искусства.

К с. 77.

«абстрактный политеизм» гуссерлевских сущностей... — Речь идет об учении о сущностях, объектах интеллектуальной, интуиции, немецкого философа, основоположника феноменологиии Эдмунда Гуссерля (1859—1938).

«Яства земные» (Les Nourritures terrestres, 1897) — роман А-Жида.

К с. 81.

Янсенизм — неортодоксальное течение в католицизме, названное по имени нидерландского теолога Корнелиуса Янсенш (1585—1638), в котором проповедовалась строгость религиозно-этических принципов, отрицалась свобода воли и поддерживалась идея предопределенности.

—1881) — английский публицист, историк, философ, мировоззрение которого сложилось под сильным влиянием немецкого романтизма и классического идеализма; согласно Карлейлю, мир и история предстают в виде внешних одеяний, «эмблем», за которыми пребывает вечная божественная сущность.

Руссо Жан-Жак (1712—1778) — французский мыслитель и писатель, один из представителей Просвещения; стоял на позициях деизма, считая реальный мир вторичным, порожденным Богом.

Кафка Франц (1883—1924) — австрийский писатель, отразивший трагическое бессилие, обреченность «маленького человека» перед лицом беспощадного и жестокого мира; автор романов «Замок» (1931), «Процесс» (1931) и др.

Стоицизм — школа древнегреческой философии, с точки зрения которой всякое нравственное действие направлено на самосохранение и самоутверждение человека, противостоящего внешним обстоятельствам и самой судьбе.

К с. 88.

— 65 г. н. э.) — римский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоической философии; родился в Кордове (Испания).

Батай Жорж (1897-1962) - французский писатель, философ, экономист.

К с. 93.

Прудон Пьер Жозеф (1809—1865) — французский философ, социолог, экономист, теоретик анархизма.

—1601) — испанский мистик и поэт.

К с. 98.

Эпикур (341—270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.

К с. 99.

— герой романа Жоржа Дюамеля (см. примеч. к с. 23) «Жизнь и приключения Салавена» (1966); Дописан — персонаж романа Ж-Бернаноса «Радость» (1929).

Августин Аврелий (354—430) — христианский философ и теолог, важной чертой мышления которого было внимание к человеческой личности и общечеловеческой истории.

К с. 102.

— персонаж греческой мифологии и трагедии Софокла «Царь Эдип».

«Вечное возвращение» — идея Ницше о бесцельном становлении мира, а также о желании человека «пережить все еще раз».

Прометей — в древнегреческой мифологии титан, защитник людей от произвола богов; похитил с Олимпа огонь и передал его людям, за что был прикован к скале и обречен на непрекращающиеся мучения.

Пьеро делла Франческа (1420—1492) — итальянский живописец, автор работ «Крещение Христа», «Бичевание Христа», «Воскресение Христа» и др.

К с. 105.

— А. Камю родился в Алжире в 1913 г. и жил там до 1940 г. — до того, как получил приглашение занять место технического редактора в газете «Paris-soir» («Вечерний Париж»).

Бретон Андре (1896—1966) — лидер и идеолог сюрреализма, авангардистского направления в искусстве и эстетике, провозгласившего своей целью изменение мышления и чувствования человека и общественного уклада путем освобождения интуиции от власти интеллекта и человеческого «Я» от оков материализма, логики, морали. «Второй манифест сюрреализма» написан Бретоном в 1930 г.

К с. 108.

Виньи Альфред Виктор (1797—1863) — французский писатель, чье творчество проникнуто мрачным пессимизмом.

Сократ (470--399 гг. до н. э.) — древнегреческий философ.

Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.

К с. 119.

—1831) — немецкий философ, представитель немецкой классической философии; социальную жизнь понимал как сверхиндивидуальную целостность, возвышающуюся над отдельными людьми и проявляющуюся через их связи и отношения к друг к другу.

—1857) — французский философ, один из основоположников позитивизма и социологической науки; развивал идею трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологическая, метафизическая, позитивная), определяющих развитие общества.

Спенсер Герберт (1820—1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма и органической школы в социологии; строение общества и возникновение в его рамках различных институтов истолковывал по аналогии с живым организмом, для которого характерно разделение функций между органами.

«Праведные» (Les Justes, 1949) — пьеса Камю.

Левиафан — в библейской мифологии морское чудовище.

Квиетизм — религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное отношение к миру, душевное спокойствие, полное подчинение божественной воле, безразличие к добру и злу, раю и аду.

—1972) — философ и эссеист, сторонник христианского экзистенциализма; в 1931 г. лицеист Камю знакомится с Гренье, молодым преподавателем философии и литературы, который становится его духовным наставником и другом; именно Гренье привил Камю вкус к философским размышлениям, научил лучше понимать самого себя. В 50—60-е гг.

Гренье — профессор философии в Сорбонне.

К с. 129.

«Affaire Mauritius» («Дело Маурициуса», 1928) — роман австрийского писателя Я. Вассермана.

«Древо экзистенциализма» Мунье нарисовал в работе «Введение в экзистенциализмы» (Mounter Ε. Introduction aux existentialismes, 1946).

Кьеркегор Серен (1813—1855) — датский философ, теолог, писатель, предшественник экзистенциализма.

Бердяев Николай Александрович (1874—1948) — русский философ-экзистенциалист, близкий идеям персонализма.

—1949) — французский философ-спиритуалист, создатель «философии действия».

Бубер Мартин (1878—1965) — еврейский религиозный философ, представитель «диалогического персонализма».

Марсель Габриэль (1889—1973) — французский философ, представитель христианского экзистенциализма, драматург, литературный и музыкальный-критик.

К с. 131.

— французский философ и социолог, в 1930—1958 гг. один из ведущих теоретиков марксизма; впоследствии развивал идеи «перманентной культурной революции»; в книге «Экзистенциализм» (L'Existentialisme, 1946) подверг критике философию существования с позиций марксизма.

Св. Фома — Фома Аквинский (Фома Аквинат, ок. 1225—1274) — средневековый философ и теолог, основатель философии томизма, для которой характерно стремление соединить строго ортодоксальную позицию в религиозных вопросах с уважением к правам рассудка и здравого смысла.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) — немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед, завершитель философии XVII в. и предшественник немецкой классической философии.

—1973) — французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма.

К с. 134.

— аристократический род испанского происхождения, игравший значительную роль в XV — начале XVI в. в истории Италии.

К с. 137.

—1153) — деятель католической церкви, теолог-мистик; выступал против теологического рационализма Абеляра (см. след. примеч.) и различных еретических течений; мистические тексты св. Бернара отмечены лиризмом и устремлением к самораскрытию человеческого «Я».

Абеляр Пьер (1079—1142) — французский философ, теолог и поэт, сформулировавший собственное учение, получившее название концептуализма, в котором разум частично обособляется от веры и становится ее предварительным условием («понимаю, чтобы верить»).

Подражание — речь идет о «Подражании Христу», сборнике религиозно-нравственных наставлений и размышлений, пользовавшемся после Библии наибольшей популярностью в христианско-католическом мире, автором которого считают монаха Фому Кемпийского (1379-1471).

—1226) — итальянский религиозный деятель; в 1207—1209 гг. основал братство миноритов («меньших братьев»),преобр азованноевмонашес кийорденфранцисканцев; с 1206 г. посвятил себя проповеди евангельскойбедности.

Шелер Макс (1874—1928) — немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии, аксиологии и социологии знания.

«Что вы стоите...» — Деяния Святых Апостолов, 1, 10—11.

Гностицизм — философское учение, широко распространившееся в первые столетия после возникновения христианства. Его представители пытались познать скрытые в вере таинства путем философского умозрения.

Жильсон Этьен (1884—1978) — французский философ и историк философии, специалист по философии Средневековья.

К с. 142.

Левинас Эмманюэль (р. 1906) — французский философ, представитель экзистенциалистско-феноменологической диалогической философии.

— учение Лейбница (см. примеч. к с. 130) о совершенстве действительного мира как гармонии сущности и существования.

К с. 146.

Бергсон Амри (1859—1941) — видный представитель «философии жизни» и интуитивизма.

«Объективированное бытие» у Бердяева характеризуется ниспадением свободы в необходимость; в «падшем» мире результаты деятельности, самовыражения духа принимают форму мертвых продуктов, объектов, отчужденных от субъекта и подчиненных необходимости — законам пространства и времени, причинно-следственным отношениям, формальной логике.

«Привычное бытие» у Бергсона — образ жизни человека,следующего привычке, ложным установкам, стереотипам, сковывающим его свободу.

— термин древнегреческой философии, означающий бесконечное, неопределенное, неоформленное.

К с. 150.

— с помощью образа вихря Декарт (см. примеч. к с. 73) объяснял космическое движение: текучая материя, непрерывно заполняющая мир, вихреобразно движется вокруг центра — Солнца.

К с. 151.

В одной работе... — См.: Мунье Э. Персонализм; см. также: Что такое персонализм? (Qu'est-ce que le personnalisme? 1946); Трактат о характере (Traité du caractère, 1947).

— Французское слово «salaud» переводится как «мерзавец», «сволочь»; Сартр обозначает этим словом прозябающих «хозяев жизни», самодовольно уверенных в своих правах и пытающихся доказать, что их существование необходимо, а сами они достойны почитания.

К с. 157.

Барт — речь идет о Карле Борте (1886—1968) — швейцарском протестантском теологе, основоположнике «диалектической теологии», категорически отвергавшем попытки религиозных мыслителей исходить из потребностей и задач земного мира и считавшем, что обоснование веры надо искать в ней самой: вера — это божественное чудо, и проявляется она в форме диалога между Богом и человеком.

К с. 163.

— У Ницше образ горы является символом места, где человек может наслаждаться «своим духом и своим одиночеством», «не утомляться счастьем» (Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990, с. 9), а также «взглянуть на человека сверху вниз* (см.: Ницше Ф. Соч. в 2-х т., т. 1. M., 1990, с. 792). Паскаль с его власяницей... — Паскаль (см. примеч. к с. 16), как известно, чтобы не утратить религиозного настроения, покинул свет, удалился в деревню, ще организовал свою жизнь на строгих началах умеренности. Чтобы не изменять этому правилу, он одевал на голое тело утыканный острыми шипами пояс («власяницу»), тем самым постоянно напоминая себе о своем долге.

К с. 165.

«Экзистенциализм — это гуманизм» (L'Existentialisme est un humanisme, 1946) — название работы Ж. -П. Сартра, в которой популярно излагаются основные положения философии существования (на русском языке опубликована в сб.: Сартр Ж.. -П. Тошнота. М-, 1994).

Патристика — совокупность учений первых христианских теологов, так называемых отцов церкви; формировалась в борьбе против гностицизма (см. примеч. к с. 139); начиная с III в. отцы церкви старались приспособить философию к обоснованию христианства; главные представители патристики — Тертуллиан (ок. 160 — ок. 222), Ориген (ок. 185 — ок. 254), Августин (см. примеч. к с. 100).

—1972) — немецкий писатель.

К с. 174.

Pater Noster — Огче наш (лат.}.

Янсенизм — см. примеч. к с. 81.

— монастырь в окрестностях Парижа, основанный в 1204 г., от которого в 1625-м отделился еще один монастырь, обосновавшийся в Париже. В XVII в. оба монастыря были важными центрами литературной и философской мысли; с 30-х гг. XVII в. — центры янсенизма.

К с. 179.

— в иудаистическюс и христианских преданиях страдающий праведник, с позволения Бога ввергнутый сатаной и ангелами в несчастья, болезни и нищету (см. Библия. Книга Иова).

Блуа Леон (1846—1917) — французский писатель католической ориентации.

К с. 180.

—1977) — французский историк философии.

Пери Габриэль (1902—1941) — член ЦК Компартии Франции, главный редактор газеты французских коммунистов «Юманите» («Humanité»), участник движения Сопротивления, расстрелянный гитлеровцами.

К с. 185.

Дрюмон Эдуард (1844—1917) — французский националистически настроенный писатель и общественный деятель.

Вилье деЛильАдан Филипп Огюст (1838—1889) — французский писатель, прозаик, драматург.

К с. 198.

Α в результате мы имели Мюнхен. — Речь идет о Мюнхенском соглашении 1938 г. о расчленении Чехословакии, подписанном главами правительств Англии, Франции, Германии, Италии.

», согласно которой человек, не желая задумываться о своем несовершенстве, стремится убежать от себя самого во внешнее существование: развлечения, погоню за удовольствиями, азартные игры и т. п.; к этой теме неоднократно обращались философы-экзистенциалисты для описания «неподлинной жизни» людей.

К с. 205.

Sanare oculos cordis - исцеление, очищение сердца (лат.}.