Приглашаем посетить сайт

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова
Трактат о Нарциссе (эссе А. Жида)

Трактат о Нарциссе (эссе А. Жида)

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова Трактат о Нарциссе (эссе А. Жида)

«Трактат о Нарциссе (теория символа)» («Traité du Narcisse», 1891) — эссе выдающегося французского писателя Андре Жида (Gide, 22. 11. 1869, Париж, — 19. 02. 1951, там же) — см. статью: Жид Андре. Миф о Нарциссе истолковывается как драма самопознания.

Томясь от невыносимого однообразия жизни, Нарцисс подходит к реке времени и наклоняется над ней. Он видит, как в реке отражаются прибрежные цветы, стволы деревьев, кусочки неба. Взгляд Нарцисса вызвал их к жизни. Жид ставит проблему соотношения объекта и субъекта, действительности и искусства. Является ли искусство отражением жизни или, наоборот, жизнь отражает, воплощает формы, созданные творцом? «Нарцисс смотрит зачарованный, но никак не может взять в толк, то ли это его душа отражается в реке, то ли река — в душе», — писал Жид.

Поток реки времени неостановим. Прообразы вещей, едва явившись из будущего, воплощаются на мгновение в настоящее (наличное состояние вещей), а затем утекают в прошлое. Это течение времени, где сменяются одни и те же образы, угнетает Нарцисса однообразием. «Перед его взором текут одни и те же формы. Набегающая волна – вот единственное, что их разнообразит, меняет». Набегающая волна — символ искусства, творческого сознания, субъективного начала, привносящего движение и разнообразие в монотонность объективной реальности.

— за несовершенными и однообразными предметами окружающей действительности прозреть их идею, изначальную, утраченную ныне «райскую форму». Нарцисс грезит о рае, о Саде Идей. Искусство в раздробленных временем, изменчивых и преходящих формах прозревает мир абсолютных и вечных идей, первообразов. «Рай надобно возрождать ежечасно и повсеместно; он ведь лежит не за тридевять земель, он не в далекой Фуле. Он — под покровом видимостей».

«Проблема морали для художника вовсе не в том, чтобы явленная им Идея оказалась как можно более нравственной и полезной для большинства; она в том, чтобы явить эту Идею наилучшим образом».

Эстетизм Жида в эссе свидетельствет о переходном эстетическом явлении — переходе от символизма к ранней форме эстетики модернизма.

В. П. Трыков