Тереза Ракен (роман Э. Золя)
Итоговым произведением молодого Эмиля Золя (1840–1902) стал роман «Тереза Ракен» (1867) ? наиболее яркий образец «физиологического романа», романа-эксперимента. Произведение написано под влиянием «Жермини Ласерте» братьев Гонкуров. Подобно тому как Гонкуры в своем романе хотели предпринять «клинический анализ любви», 3оля в «Терезе Ракен», по его собственному выражению, хочет дать «клинический анализ угрызений совести». В центре романа — «любовный треугольник»; традиционность сюжетной схемы подчеркивает нетрадиционность трактовки избранной темы. Поведение главной героини Терезы мотивируется ее темпераментом: в ее жилах течет горячая африканская кровь, она по происхождению — креолка. Однако, будучи натурой страстной и чувственной, Тереза вынуждена подавлять свои страсти, выйти замуж за нелюбимого и слабосильного Камилла. Встреча с Лораном и вспыхнувшая страсть, которая носит грубо чувственный характер, определяют судьбу Терезы. Стремясь устранить препятствия на пути своей страсти, Тереза и Лоран убивают Камилла, но, мучимые угрызениями совести и страхом, в финале романа кончают с собой.
Писатель ясно осознавал некоторую нетипичность своих героев. Тереза и Лоран — натуры, наделенные исключительными темпераментами. «Тереза и Лоран — два человеческих животных организма. Я старался шаг за шагом в этих людях-животных описать работу страстей. Любовь моих героев — удовлетворение физиологической потребности. Душа здесь совершенно отсутствует, именно этого я добивался», — писал 3оля в предисловии к роману. Таким образом, писатель добивается чистоты эксперимента, устраняя психологические мотивировки в поведении героев. 3оля понимал, что предпринял «исследование случая чересчур исключительного».
«Мадлен Фера» (1868) концепция личности остается без существенных изменений. Но герои этого второго натуралистического физиологического романа 3оля наделены несколько более тонкой духовной организацией, чем герои «Терезы Ракен». Это усложняет эксперимент, но ничего не меняет в его результатах: биологический фатум оказывается неодолимым, и герои терпят поражение.
ной описательностью, с одной стороны, и повышенной эмоциональностью — с другой.
Лит.: Вихорева Н. Н. Натуралистический роман: поэтика жанра. М., 2001; Troyat H. Zola. P., [1992].
В. П. Трыков