Приглашаем посетить сайт

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова
Тереза Ракен (роман Э. Золя)

Тереза Ракен (роман Э. Золя)

Итоговым произведением молодого Эмиля Золя (1840–1902) стал роман «Тереза Ракен» (1867) ? наиболее яркий образец «физиологиче­ского романа», романа-эксперимента. Произве­дение написано под влиянием «Жермини Ласерте» братьев Гонкуров. Подобно тому как Гонку­ры в своем романе хотели предпринять «клини­ческий анализ любви», 3оля в «Терезе Ракен», по его собственному выражению, хочет дать «кли­нический анализ угрызений совести». В центре романа — «любовный треугольник»; традицион­ность сюжетной схемы подчеркивает нетрадици­онность трактовки избранной темы. Поведение главной героини Терезы мотивируется ее темпе­раментом: в ее жилах течет горячая африкан­ская кровь, она по происхождению — креолка. Однако, будучи натурой страстной и чувствен­ной, Тереза вынуждена подавлять свои страсти, выйти замуж за нелюбимого и слабосильного Камилла. Встреча с Лораном и вспыхнувшая страсть, которая носит грубо чувственный ха­рактер, определяют судьбу Терезы. Стремясь устранить препятствия на пути своей страсти, Тереза и Лоран убивают Камилла, но, мучимые угрызениями совести и страхом, в финале рома­на кончают с собой.

Писатель ясно осознавал некоторую нетипич­ность своих героев. Тереза и Лоран — натуры, наделенные исключительными темпераментами. «Тереза и Лоран — два человеческих животных организма. Я старался шаг за шагом в этих лю­дях-животных описать работу страстей. Любовь моих героев — удовлетворение физиологической потребности. Душа здесь совершенно отсутству­ет, именно этого я добивался», — писал 3оля в пре­дисловии к роману. Таким образом, писатель до­бивается чистоты эксперимента, устраняя психо­логические мотивировки в поведении героев. 3оля понимал, что предпринял «исследование слу­чая чересчур исключительного».

«Мадлен Фера» (1868) концепция личности остается без су­щественных изменений. Но герои этого второго натуралистического физиологического романа 3оля наделены несколько более тонкой духовной орга­низацией, чем герои «Терезы Ракен». Это услож­няет эксперимент, но ничего не меняет в его ре­зультатах: биологический фатум оказывается не­одолимым, и герои терпят поражение.

­ной описательностью, с одной стороны, и повы­шенной эмоциональностью — с другой.

Лит.: Вихорева Н. Н. Натуралистический роман: поэтика жанра. М., 2001; Troyat H. Zola. P., [1992].

В. П. Трыков