Приглашаем посетить сайт

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова
Театр Революции (цикл драм Р. Роллана)

Театр Революции (цикл драм Р. Роллана)

Цикл драм «Театр Революции» («Théâtre de la Révolution») — значимое произведение Ромена Роллана (Rolland) (29. 01. 1866, Кламси, деп. Ньевр в Бургундии, — 30. 12. 1944, Везле, деп. Йона в Бургундии) — французского писателя и общественного деятеля, лауреата Нобелевской премии по литературе (1916) — см. статью: Роллан Ромен.

Замысел цикла в который вошли восемь пьес, создававшихся в течение сорока лет, возник у Роллана в конце XIX века и был тесно связан с современностью. Открывшая цикл драма «Волки» («Les Loups», 1898) воспроизводила перенесенную в эпо­ху Великой Французской революции ситуацию «дела Дрейфуса» и была запрещена после первого представления. Этапной стала драма «14 июля» (1901), связанная с программой искусства для народа, которую Роллан изложил в трактате «Народный те­атр» (1903). Развивая идеи Ж. Ж. Руссо, Роллан попытался создать спектакль, который был бы одновременно народным празднеством. Впервые главным героем пьесы стал сам народ, масса, охваченная революционным порывом. В драмах цикла, написанных в 1920-е годы, Роллан выступил с проповедью гуманистических идей.

Обращаясь к циклу драм о революции, Роллан ориентиро­вался на цикл «исторических хроник» Шекспира, а также на французскую драматургию романтического движения 1820-х го­дов.

(все английские короли, сменявшие друг друга на троне, от Ричарда II до Генриха VIII, изображены в его цикле хроник); единой концепцией истории, в которой смена царствований связывается с законами гармони­чески устроенного мира, с течением всесильного времени.

Следуя за Шекспиром, французские драматурги школы Стендаля обратились к жанру «исторических сцен», в которых воспроизводились поворотные моменты национальной истории, восстания, грандиозные общественные катастрофы («Баррика­ды» Л. Вите, 1826; «Жакерия» П. Мериме, 1828). Но если Вите отличался стремлением воспроизвести историю с документаль­ной точностью, то Мериме хотел раскрыть социальную суть об­щественных движений.

­ность, документальность Вите, раскрытие социальных основ восстания, присущее Мериме,— все эти черты синтезируются в завершающей цикл «Театр Революции» драме «Робеспьер» («Robespierre»), написанной уже на склоне жизни, в 1938–1939 гг. См. статью: Робеспьер (драма Р. Роллана).

Текст: в рус. пер. — Роллан Р. Собр. соч.: В 14 т. М., 1954. Т. 1.

Лит.: Луков Вл. А. Трагедия Р. Роллана «Ро­беспьер» (традиции и новаторство) // Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Н. П. Михальской, Б. И. Пуришева. М.: Просвещение, 1981. С. 201–206; Петрова Е. А., Боброва М. Н. «Театр Революции» Ромена Роллана: драмы 1920–1930-х годов. Саратов, 1983; Трыков В. П. Роллан // Зарубежные писатели: В 2 ч. М., 2003. Ч. 2; Meyer-Plantureux C. Romain Rolland: Théâtre et engagement. Caen, 2012.