Приглашаем посетить сайт

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова
Сюрреализм: жанровые поиски в поэзии

Сюрреализм: жанровые поиски в поэзии

(статья Вл. А. Лукова и В. И. Пинковского)

Общую характеристику сюрреализма см. в статье: Сюрреализм.

В отличие от дадаистов, как бы игравших с художественными формами, разрушая их подобно детям (dada, от которого происходит термин, — ничего не означающее слово, лепет младенца), сюрреалисты с самого начала, еще до появления в 1924 г. первого «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона[1], заняты не эпатажем, а серьезными поисками первоэлементов искусства.

«поэтами, понятными для немногих». Они как раз хотели быть поэтами «для всех». По нашему убеждению, игнорирование жанровой природы сюрреалистических текстов существенно зат­рудняет их понимание. Сами особенности произведений сюрреа­листов (нетрадиционная образность, не связанные с содержани­ем — или представляющиеся такими — названия, алогизм построения и т. д.) обусловливают, в целях сохранения коммуникатив­ности, наличие определенного организующего начала. Эта роль принадлежит жанру. Именно жанр направляет читателя в нужную смысловую сторону, подготавливает некоторые читательские ожидания.

Сложность отнесения того или иного сюрреалистического текста к определенному жанру заключается в том, что сюрреа­листы часто обращались к жанрам старинным, полузабытым, а также находящимся на периферии словесного (устного и пись­менного) творчества, очень своеобразно, кроме того, их ис­пользуя.

Наиболее, может быть, трудными для понимания являются произведения, созданные сюрреалистами в период увлечения экспериментами в области языка («словесной игрой»). Наиболее в этом преуспел Робер Деснос, который «наиболее приблизился к истине сюрреализма, в своих произведениях… полностью оп­равдав надежду, возлагавшуюся мною на сюрреализм…», как отмечал в «Манифесте сюрреализма» Андре Бретон (1924). «Сло­весная игра» сочетается с «жанровой игрой», и в этом отноше­нии возникает довольно неожиданная параллель: ровно на сто­летие раньше «жанровая игра» была основой литературной дея­тельности молодого Проспера Мериме («Театр Клары Гасуль», «Гюзла») и его современников. И очень показательно, что от «жанровой игры», скорее разрушающей старые жанры за счет их пародийного использования, чем создающей новые, Мериме пере­шел к формам «безжанрового повествования» («Жакерия»). Он был не одинок — достаточно указать на «Баррикады» Луи Вите и другие «драмы для чтения» 1820-х годов. Сюрреалисты проделали тот же путь. Однако их цели отличаются от целей их предшест­венников. Если Мериме, Вите стремились создать «свободный» жанр для того, чтобы преодолеть условности литературы, меша­ющие максимально приблизиться к пониманию исторической ре­альности и ее законов, то сюрреалисты (Бретон, Арагон, Элю­ар, Деснос) искали свободы от пут традиционных жанров для постижения тайн человеческой психики. Поэтому формы «безжан­рового повествования» оказались совершенно другими.

Наибольшая близость подходов устанавливается при сопоставлении поэзии сюрреализма с психоанализом, в частности с методикой анализа снов, изложенной З. Фрейдом в «Толковании сновидений» (1900). Предваряя во второй главе анализ своего «сна об инъекции Ирме», Фрейд пишет: «Первый шаг при приме­нении этого метода учит, что в качестве объекта внимания следует брать не сновидение во всем его целом, а лишь от­дельные элементы его содержания» — и далее рассматривает сон именно так, поэлементно, выделяя в сне, изложенном на одной странице, 21 элемент, требующий раздельной интерпретации, и не стремясь при этом истолковать сон как целое.

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова Сюрреализм: жанровые поиски в поэзии

Робер Деснос (на переднем плане). Фотография 1920 г.

— характерная черта сюрреалистической поэзии. Жанровым аспектом творчества здесь становится поиск первоэлемента, простейшего образа, о кото­ром можно говорить уже как о художественном произведении. Так, цикл Десноса «Рроз Селави» (1922) состоит из 150 корот­ких (от одной до трех строк) пронумерованных текстов, разно­образных в жанровом отношении (афоризмы, каламбуры, эпита­фии, риторические восклицания, призывы, вопросы и обращения, поговорки) — своего рода «атомов» сознания и подсознания. За «жанровой игрой» мельчайшими единицами текста стоит стремле­ние ухватить некий «первожанр», первоэлемент, с которого на­чинается творчество.

Сюрреалисты не одиноки в поисках первоэлементов. В на­чале ХХ века эта тенденция прослеживается в самых различных областях науки и искусства, достаточно вспомнить резерфор­довскую планетарную модель атома (1911), пять пьес для ор­кестра А. Веберна (1913), одна из которых длится всего 19 се­кунд, «Черный квадрат» К. С. Малевича (1913), увеличение зна­чимости отдельного предложения у М. Пруста («В поисках утра­ченного времени», т. 1 — 1905–1911, опубл. 1913), «атомар­ность» стиля Дж. Джойса («Улисс», 1914), тяготение Ф. Кафки к притче и многие аналогичные явления.

Следует заметить, что сюрреализм, в отличие от дадаиз­ма, идет не по пути разрушения жанровой системы, а по пути создания новой системы жанров (отсюда стремление к созданию циклов). Французские сюрреалисты расстаются с жанровыми тен­денциями переходного времени — рубежа веков — и вносят вклад в систематизацию художественного мышления стабильного перио­да — собственно ХХ века.

Лит.:

Бретон А. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М.: Прогресс, 1986. С. 40–73.

Луков Вл. А., Луков М. В., Луков А. В. Сюрреализм во французской художественной культуре // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. C. 173–181.

«словесной игры» в поэзии сюрреализма // Из заветных папок: Вып. 2: Проблемы жанра и стиля в русской и зарубежной литературе XIX–XX вв. Магадан: Межд. пед. ун-т, 1997. С. 9–30.

–196.

Пинковский В. И. Поэзия французского сюрреализма: проблема жанра. Магадан: Кордис, 2007.

Пинковский В. И. Поэзия французского сюрреализма: проблема жанра: Автореф. дис… доктора филол. наук. М., 2009.

Пинковский В. И. Сюрреализм и фрейдизм: параллели и расхождения // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 1. С. 167–171.

–250.

Béhar H. André Breton: Le grand indésirable. [P.]: Calmann-Lévy, 1990.

Beranger M. -P. Le surréalisme fait-il du genre? // L’Éclatement des genres au XX-e siècle. P.: Presses de la Sorbonne nouvelle, 2001. P. 143–159.

Вл. А. Луков, В. И. Пинковский