Приглашаем посетить сайт

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова
Сименон Жорж

Сименон Жорж

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова Сименон Жорж

Сименон (Simenon) Жорж (полн. имя Жорж Жозеф Кристиан Сименон, 13. 02. 1903, Льеж, Бельгия, — 4. 09. 1989, Лозанна, Швейцария) — бельгийский писатель, писал на французском языке. Член Королевской академии Бельгии (1952).

Родился в Льеже в семье бухгалтера страховой компании, учился в иезуитском колледже Сен-Серве. От студентов, снимавших комнаты в доме родителей, Сименон узнал о русской литературе, глубокое впечатление на него произвели произведения Гоголя, Достоевского, Чехова, Л. Толстого, у которого он больше всего ценил «Смерть Ивана Ильича». Оставив колледж незадолго до окончания курса, Сименон начал работать репортером местной газеты, с 1919 включился и в литературную деятельность (первый юмористический рассказ «Идея гения», 1919; первый небольшой юмористический роман «На Мосту Стрелков», 1920, опубл. 1921). В 1922 г. Сименон переехал в Париж, публиковался под множеством псевдонимов (не меньше 17: Georges Sim, Jacques Dersonne, Georges-Martin Georges, Luc Dorsan и др.). Писал с огромной скоростью, до 80 с. в день (к 1931 г. написал 181 роман от небольших размеров до, как правило, 200 с. каждый, более 1200 рассказов, в т. ч. для детей). Это не мешало ему вести достаточно легкомысленный образ жизни, что нередко давало ему материал для произведений. Сименон много путешествовал. Оказавшись в 1929 г. на севере Голландии, в г. Делфзейл, он за 6 дней написал роман «Петерс Латыш», с которого начинается принесшая мировую известность автору серия детективных романов о комиссаре Мегрэ. Хотя редактор упрекнул роман за его несоответствие канонам детективной литературы, но взял рукопись, и это так вдохновило Сименона, что за месяц он написал следующих пять романов, где бывший второстепенным персонажем Мегрэ стал центральным героем. До 1972 г. писатель создал 76 романов и 26 повестей (рассказов) о Мегрэ, над которыми он работал и во время путешествий 1930-х годов (по странам Европы, путешествие в СССР, кругосветное путешествие), и в годы второй мировой войны (после которой его в течение пяти лет не публиковали, безосновательно подозревая в коллаборационизме), и в период жизни в Канаде и США, затем во Франции — в Париже и Каннах. Из романа в роман переходил, постепенно старея, комиссар парижской полиции Жюль Мегрэ (полное имя Жюль Жозеф Ансельм Мегрэ, род. 1884, дер. Сен-Фиакр, Бретань, в 1929 г. ему 44 года — возраст, до которого дожил отец Сименона, горячо им любимый, умерший в 1921 г.; черты отца отразились в образе Мегрэ), всегда узнаваемый благодаря крупной фигуре, драповому пальто и трубке, которая была даже в центре сюжета одной из повестей («Трубка Мегрэ», 1947). Он работает на набережной Орфевр в уголовной полиции, с ним работают Люка, Жанвье и другие верные помощники, дома – всегда понимающая жена, детей нет, поэтому работа неизменно на первом месте. Настоящим отрытием для детективной литературы стало введение Сименоном в качестве главного героя не талантливого аналитика, участвующего в раскрытии преступлений по собственной инициативе, или частного детектива (как Огюст Дюпен у Э. А. По, Шерлок Холмс у А. К. Дойла, патер Браун у Г. К. Честертона, Эркюль Пуаро и мисс Марпл у А. Кристи), а полицейского, ведущего расследование по долгу службы и опирающегося на официальную систему сыска с ее возможностями негласной слежки, экспертизы и т. д. Обычный для жанра мотив глупости и неспособности полицейских чинов (например, Лестрейд в произведениях о Шерлоке Холмсе) опровергается незаурядными качествами Мегрэ, всегда позволяющими ему достигнуть успеха в расследовании, что нередко усиливает его и без того несколько пессимистичное представление об обществе, основы которого он призван защищать. Сименон нашел очень убедительный стиль повествования — простой, без приукрашивания, сенсационности, в котором загадка преступления не вызывает у героя ажиотажа, а воспринимается как специфика его повседневной работы. Так же просто, но убедительно, раскрывается любовь Мегрэ к простым людям, уважение к служителям порядка, неброская нежность к жене, затаенная грусть по отношению к детям. Среди произведений Сименона, входящих в цикл о Мегрэ, — романы «Дело Сен-Фиакр» (1932), «Мегрэ сердится» (1947), «Мегрэ и мертвец» (1948), «Первое дело Мегрэ (1949), «Мегрэ и старая дама» (1949), «Записки Мегрэ» (1951), «Мегрэ и человек на скамейке» (1953), «Мегрэ путешествует» (1958), «Мегрэ у министра» (1954), «Мегрэ и бродяга» (1963), «Мегрэ и убийца» (1969), «Мегрэ и господин Шарль» (1972), повести «Драма на бульваре Бомарше» (1936), «Ошибка Мегрэ» (1937), «Приют утопленников» (1938), «Показания мальчика из церковного хора» (1947), «Рождество Мегрэ» (1951) и др.

«трудные романы», как их называл автор: «Грязный снег» (1948), «Новый человек в городе» (1949), «Смерть Беллы» (1951), «Братья Рико» (1952); «Президент» (1957), «Поезд» (1961), «Поезд из Венеции» (1965), «И все-таки орешник зеленеет» (1969) и др. Внутренний творческий конфликт привел Сименона в 1972 г. к решению больше не писать романов (к тому времени Сименон опубликовал, не считая многочисленных юношеских сочинений, 214 томов художественных произведений; роман «Оскар» оказался недописанным). Сименон посвящает свой писательский талант новой задаче — создать грандиозную серию мемуаров, которые он надиктовывал на магнетофон. В 1975 г. начинают выходить тома автобиографического произведения «Я диктую», в 1981 г. вышел 21-й том этого сочинения Сименона.

социально-психологического анализа современного общества, чем «трудные романы» Сименона, но в них найдена более впечатляющая форма, позволяющая сделать их значимыми и легко адаптируемыми для культурного тезауруса современного человека. Именно поэтому произведения о Мегрэ постоянно экранизируются (более 70 фильмов и сериалов в разных странах, в роли Мегрэ — Ж. Габен, Ч. Лаутон, Б. Тенин, высоко оцененный автором, и др.), переводятся на многое языки мира, переиздаются, читаются миллионами. Одно время в списке самых читаемых книг мира Сименон занимал 3-е место после Библии и трудов В. И. Ленина, да и сейчас он остается одним из наиболее популярных писателей за всю историю существования литературы.

Соч.: Œuvres complètes: Romans et nouvelles: V. 1–40 / éd. par G. Sigaux. [Lausanne ; P., 1967–70]; Œuvres complètes: [Maigret]: V. 1–25 / éd. par G. Sigaux. [Lausanne ; P., 1967–70]; в рус. пер. — Неизвестные в доме: Повести и рассказы. М., 1966; Первое дело Мегрэ. М., 1968 (Б-ка приключений. т. 12); Трубка Мегрэ. М., 1981; Собр. соч.: в 30 т. М., 1994–97; Постоялец. М., 2004; Голубая комната. М., 2004; Похороны мсье Буве. М., 2007; Косоглазая Мари. М., 2007; Вдова Кудер. М., 2007; Собр. соч.: В 10 т. М., 2008.

Лит.: Модестова Н. А. Комиссар Мегрэ и его автор: социально- психологический детектив Жоржа Сименона. Киев, 1973; Надеждин Н. Жорж Сименон: Вдвоём с комиссаром Мегрэ. М., 2009; Tillinac D. Le Mystère Simenon. P., 1980; Rutten M. Simenon: Ses origines, sa vie, son œuvre. Nandrin, 1986; Eskin S. G. Simenon: A Critical Biography. Jefferson, 1987; Camus J. -Ch. Simenon avant Simenon: Les années de journalisme (1919–1922). Bruxelles, 1989; Lacassin F. Conversations avec Georges Simenon. Genève, 1990; Assouline P. Simenon: Biographie. P., 1992; Gauteur C. D’après Simenon: Simenon et le Cinéma. P., 2001; Simenon, l’homme, l’univers, la création. Bruxelles, 2002; Richter A. Simenon sous le masque. Bruxelles, 2007.