Сартр Жан-Поль
Сартр (Sartre) Жан-Поль Шарль Эмар (21. 06. 1905, Париж, — 15. 04. 1980, там же) — французский писатель, публицист и философ-экзистенциалист, один из самых влиятельных мыслителей ХХ века.
Окончив в 1929 г. Высшую нормальную школу и отслужив в армии, Сартр преподает философию в лицее Гавра. В 1933–1934 гг. находился на стажировке во Французском институте (Берлин), где познакомился с феноменологией Э. Гуссерля и экзистенциализмом М. Хайдеггера.
— «Трансцендентность Эго» («La transcendance de l’Ego», 1934), «Воображение» («L’Imagination», 1936), «Эскиз теории эмоций» («Esquisse d’une théorie des émotions», 1939), «Воображаемое. Феноменологическая психология воображения» («L’Imaginaire. Psycologie phénoménologique de l’imagination», 1940) — обнаруживают ориентацию его на феноменологические методы. Сартр менее всего стремится обобщить данные естественных и социальных наук, но пытается дать описание конкретных, отдельных состояний сознания индивидуума. Отсюда особый интерес писателя к проблеме эмоций и воображения, их природы и роли в жизни индивидуума. Он выдвигает тезис о неэффективности эмотивного поведения, ибо, с его точки зрения, эмоция есть бегство личности от мира. Сталкиваясь с реальными проблемами, человек отдается эмоции, которая как бы «отключает» его от опасной или трудной ситуации. Таким образом, эмоция есть иллюзорный способ разрешения проблемы.
«интенциональных актов» Э. Гуссерля. Сартр говорит о творческой сущности воображения, хотя и ограничивает действие воображения сферой сознания. Он противопоставляет воображающему сознанию сознание практическое. Для него воображение ирреально и предполагает «неантизацию» действительности в ее наиболее существенных структурах.
«Тошнота» («La Nausée», 1938) уже присутствуют отдельные экзистенциалистские мотивы и идеи. См. статью: Тошнота (роман Ж. -П. Сартра).
В сборнике рассказов и новелл «Стена» («Le Mur», 1939) Сартр развивает основную тему «Тошноты». В одноименной новелле писатель показывает превращение человека в вещь, в дрожащую и агонизирующую плоть перед лицом неизбежной смерти. Осознание близости конца отнимает у человека свободу. Страх смерти превращает человека в животное. Трое республиканцев, сражающихся против испанских фашистов, схвачены и в подвале, куда их посадили, ждут решения своей участи. Они обречены на пытку ожиданием. Их бьет нервная дрожь, они покрываются холодным потом. За этими физиологическими проявлениями страха наблюдает военный врач. Героев новеллы охватывает апатия, они утрачивают волю и мужество.
А. Камю «Посторонний», зазвучит лейтмотивом в устах Мерсо — мотив индифферентности. Размышляя над предложением фашистов спасти свою жизнь ценой предательства, Иббиета приходит к выводу: «…все в принципе равноценно. Я прекрасно знал, что он был нужнее Испании, но теперь мне было начхать и на Испанию, и на анархизм: ничто больше не имело значения». Пабло Иббиета оказывается в «пограничной ситуации», в ситуации выбора. И он выбирает смерть, направляя фашистов по ложному, как ему кажется, следу, но но иронии судьбы приводит их к человеку, которого они разыскивали. Таким образом, всякое действие бессмысленно и губительно, но сам акт выбора делает человека экзистенциирующей личностью вне зависимости от последствий и результатов этого акта для других и для самого человека.
рез год он был освобожден по состоянию здоровья.
«Евангелием» французского атеистического экзистенциализма стал философский труд Сартра «Бытие и ничто» («L’Etre et le Néant», 1943), в котором писатель предпринимает систематическое изложение своей философии. Он анализирует диалектику взаимоотношений человека («бытия-для-себя») и объективной действительности («бытия-в-себе»). «Бытие-в-себе» лишено саморазвития, которым наделено лишь «бытие-для-себя». Человек отрицает объективную действительность для достижения свободы. По Сартру, «я» есть чистая духовность, абсолютная свобода, неограниченная субъективность. «Отчуждение» («L’aliénation») есть атрибут «бытия-для-себя». «Бытие вне меня. Единственная истина — мое личное существование», — пишет Сартр.
В работе Сартр обосновывает концепцию абсурда, утверждая случайность и бессмысленность бытия, которое «не имеет ни повода, ни причины, ни необходимости». Человеческое пребывание в мире непрочно, смерть неизбежна («бытие-для-смерти»). «Абсурдно то, что мы родились, абсурдно то, что мы умрем», — провозглашает философ. Человек одинок и покинут. Оставленность (délaissement) человека есть результат богоут-раты. Главный признак человеческого бытия — постоянная тревога, тоска, тошнота, порождаемые тягостной неопределенностью мира. Преодоление этих состояний возможно в акте свободного выбора как фундаментальной основы личности. «Мы не избираем быть свободными: мы осуждены на свободу»,— заключает Сартр. Он отвергает детерминизм: у него действие, выбор предшествуют мотиву, побуждению, которыми человек пост фактум лишь оправдывает свое поведение. Свобода — это способность изменения наличествующего состояния, это всегда превозмогание себя. По утверждению Сартра, «быть свободным — это быть-свободным-для-изменения». Одно из проявлений свободы «я» — художественное творчество, служащее эманацией постоянного обновления художника.
главлял журнал «Новые времена» («Les Temps modernes»). В конце 40-х — начале 50-х годов он пытался основать партию левой интеллигенции.
В это время написана незавершенная трилогия «Дороги свободы» («Les Chemins de la liberté», 1945–1949), которая включает в себя романы «Возмужание» («L’Age de raison», 1945), «Отсрочка» («Le Sursis», 1945), «Смерть в душе» («La Mort dans l’âme», 1949). Главный герой — интеллигент Матьё Делярю, терзаемый невзгодами в личной жизни и осознающий необходимость занять какую-то позицию перед лицом надвигающейся фашистской угрозы, погибает, пы таясь остановить колонну гитлеровцев.
Проза Сартра аналитична и физиологична одновременно. Он сочетает эссе с дробными в натуралистическом духе зарисовками. Сартр выступил апологетом «ангажированной литературы» («Littérature engagée»). В эссе «Что такое литература?» («Qu’est-ce que Littérature?», 1947) Сартр декларирует необходимость для писателя «не созерцать мир, а его переделывать», содействуя своим творчеством «самосозиданию человека». Тип художника, пытающегося убежать от действительности, представлен Сартром в очерке «Бодлер» («Baudelaire», 1947) и в книге «Святой Жене, комедиант и мученик» («Saint Genеt, comédien et martyr», 1952). В трактовке Сартра Бодлер — это художник, пытавшийся увидеть себя со стороны, как Другого, т. е. слить в единстве собственной личности одновременно субъект и объект бытия. Это приводит Бодлера к отказу от экзистенции как подлинного существования, основанного на свободном выборе себя, к бегству в прошлое, в мир своих воспоминаний и образов. Бодлер разрывается между экзистенцией и бытием — в этом Сартр видел источник бодлеровской противоречивости, раздвоенности.
чал еще в 1940 г., когда в лагере для военнопленных он написал и поставил рождественскую мистерию «Бариона». Признание к Сартру как драматургу пришло лишь в 1943 г. после постановки в оккупированном Париже его пьесы «Мухи» («Les Mouches»). В основе сюжета — античный миф об Оресте, который мстит своей матери царице Клитемнестре за убийство своего отца — царя Агамемнона. Писатель использует античный миф для выражения экзистенциалистской концепции мира и человека. Сочетание крайних форм натурализма с модернизированным мифом — отличительная особенность сартровской драматургии. Орест, прибыв в Аргос, где жители города живут в страхе и покорности, задавленные чувством вины, открывает для себя косность и мертвящую неподвижность бытия. Орест, осознав свою свободу, делает выбор: он убивает убийц своего отца — царя Эгисфа и Клитемнестру. Совершив этот акт возмездия, Орест становится экзистенциирующим героем. Но обретение абсолютной свободы сопровождается утратой единственного близкого Оресту человека, его сестры Электры. За свободу Орест расплачивается одиночеством, покинутостью.
«Мертвые без погребения» («Morts sans sépultures», 1946), «Грязные руки» («Les Mains sales», 1948), «Дьявол и Господь Бог» («Le Diable et le bon Dieu», 1951), «Затворники Альтоны» («Les S?questr?s d’Altona», 1960) Сартр развивает приемы и принципы новой театральности, «театра ситуаций», которые через призму конкретной ситуации пытается разглядеть некие универсальные, трактуемые в экзистенциалистском духе первоосновы человеческого существования. «…Если верно, что человек свободен в данной ситуации, что он сам избирает себя в этой ситуации и посредством ее, — это значит, что в театре необходимо показывать простые и человечные ситуации, равно как и свободу, которая избирается в таких ситуациях», — писал Сартр в работе «К театру ситуаций» («Pour un théâtre de situations»).
В начале 50-х годов начинается сближение Сартра с французской компартией. Французский писатель дважды побывал в СССР, он поддерживал кубинскую революцию, выступал против колониальных войн во Вьетнаме и в Алжире, против американской агрессии во Вьетнаме. В 1960 г. вышел в свет первый том его философского труда «Критика диалектического разума» («Critique de la raison dialectique»), свидетельствующий об эволюции философско-эстетических воззрений Сартра под влиянием марксизма. В центре исследования — по-прежнему индивид, его личные свойства и внутренние детерминации его деятельности. Однако Сартр исходит теперь из марксистского тезиса о том, что каждый индивид — член общества, детерминированный уровнем развития производительных сил и общественной структурой. В предисловии к «Критике диалектического разума» Сартр писал: «Я считаю марксизм непреходящей философией нашего времени». Он предпринимает попытку связать экзистенциалистскую антропологию с марксизмом.
«Слова» («Les Mots», 1964) обозначила отход писателя от прежнего круга проблем экзистенциалистской философии. В центре — проблема ответственности художника. Сартр отрекается от существования в замкнутом мире слов, показывает формирование личности под влиянием определенной социальной среды в конкретную историческую эпоху; он отходит от мифологем своего раннего и зрелого творчества, рисует правдивую картину довоенной Франции. Повесть была удостоена Нобелевской премии (1964), от которой Сартр отказался. См. статью: Слова (повесть-эссе Ж. -П. Сартра).
В книге Сартра «В семье не без урода. Гюстав Флобер. 1821—1857» («L’Idiot de la famille. Gustave Flaubert de 1821 à 1857», 1971—1972) предпринимается попытка соединить экзистенциализм с марксизмом и психоанализом. Для объяснения творческого гения Флобера Сартр обращается к анализу детских переживаний будущего писателя в духе 3. Фрейда и порожденных ими неврозов. Однако Сартр не ограничивается психоаналитической методикой исследования творческой личности. Он признает, что формирование личности Флобера было обусловлено исторической эпохой. Экзистенциалистская установка Сартра проявилась в том, что центральное место в работе о Флобере, как и в его предыдущих произведениях, отводится «микроанализу» личности, т. е. анализу ее внутреннего мира, сложной системы мотивов и целей ее практической деятельности.
разив ее сомнения и поиски. Творчество французского писателя оставило след в философии и литературе, в эстетике и критике, в театре и кинематографе.
’être et le néant. P., 1943; Nekrassov. P., 1946; Situations: En 10 vol. P., 1947–1976; Théâtre. P., 1947; Les Mains sales. P., 1948; Le Diable et le bon Dieu. P., 1951; Critique de la raison dialectique. P., 1960; L’Idiot de la famille: En 3 vol. P., 1971–1972; Œuvres romanesques. P., 1981 (Bibl. de la Pléiade); Cahiers pour une morale. P., 1983; Les Carnets de la drôle de guerre. P., 1983; в рус. пер. — Пьесы. М., 1967; Стена: Избранные произведения. М., 1992; Фрейд. Сценарий: Первый вариант (1959 г.). М., 1992; Философские пьесы. М., 1996; Пьесы: В 2 кн. М., 1999; Тошнота: Роман. М., 2000; Последний шанс. СПб., 2000; Что такое литература? СПб., 2000; Слова. Затворники Альтоны. М., 2002; Бодлер. М., 2004; Человек в осаде. М., 2006; Пьесы. М., 2008.
–1990. М., 1995. С. 70–86; Трыков В. П. Сартр // Зарубежные писатели: В 2 ч. М., 2003. Ч. 2. С. 313–317; Юровская Э. П. Жан-Поль Сартр. Жизнь — философия — творчество. СПб., 2006; Косиков Г. К. Жан-Поль Сартр: искусство как способ экзистенциальной коммуникации // Косиков Г. К. Собр. соч. М., 2012. Т. 2. С. 532–536; Albérès R. M. J. -P. Sartre. P., 1960; Audry C. Sartre et la réalité humaine. P., 1966; Audry C. Sartre. P., 1970 («Philosophes de tous les temps»); Hollier D. Politique de la prose. P., 1982; Cohen-Solal A. Jean-Paul Sartre: Biographie. P., 1985; Webber J. The existentialism of Jean-Paul Sartre. L., 2009.
В. П. Трыков