Приглашаем посетить сайт

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова
Роллан Ромен

Роллан Ромен

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова Роллан Ромен

Роллан (Rolland) Ромен (29. 01. 1866, Кламси, деп. Ньевр в Бургундии, — 30. 12. 1944, Везле, деп. Йона в Бургундии) — французский писатель и общественный деятель, музыковед, лауреат Нобелевской премии по литературе (1916).

Роллан родился в маленьком бургундском городке Кламси в семье нотариуса. В 1881 г. семья пе­реезжает в Париж, где Роллан окончил лицей Людо­вика Великого и поступил в Высшую Нормальную школу. В студенческие годы Роллан знакомится с куль­турной жизнью Парижа, много читает. Особое внимание будущего писателя привлек русский роман. Книги Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевско­го, И. С. Тургенева ввели Роллана в новый, более здо­ровый и цельный мир, чем тот, который его окружал. Разгром Франции во франко-прусской войне 1870 г., поражение Парижской коммуны и по­следовавший за этим кровавый террор, духов­ный кризис французского общества в конце XIX века, наиболее ярким проявлением которого стал культурный декаданс, — все это окраши­вает мироощущение раннего Роллана в пессимистиче­ские тона.

­дой Роллан обращается к искусству как к средству компенсации личной неспособности к действию. Для него искусство — деятельность, не­обходимая прежде всего для самого художника, способ обогащения его индивидуальности посредством расширения личности. «Я влюблен в искусство, потому что оно взрывает мою ма­ленькую жалкую личность…», — писал Роллан. Но мир искусства был осужден кумиром юного Роллана Л. Н. Толстым в его трактате «Так что же нам делать?». В 1887 г. молодой французский студент пишет пись­мо Л. Н. Толстому, в котором выражает свою любовь к великому писателю, но одновременно и оспаривает его взгляд на искусство. В ответ­ном письме Толстой говорит, что отрицает не искусство вообще, но ка­стовое, оторванное от народа. Кроме Л. Н. Толстого, на раннего Роллана замет­ное влияние оказали пантеизм Спинозы и фата­лизм Ренана.

­тации. Здесь он изучает изобразительные искусства, много занимается музыкой. Его куми­ры — Микеланджело, Бах, Моцарт, Бетховен и Вагнер. Его увлекает искусство героическое. Пребывание в Италии Роллан позже охарактеризует как «лечение просветлением». Он действительно излечивался от юношеского пессимизма.

По возвращении в Париж Роллан защитил в Сор­бонне две докторские диссертации (1895): «Про­исхождение современного лирического театра: история оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» и «Упадок живописи в Италии после XVI века». После защиты диссертаций Роллан занимался науч­но-педагогической деятельностью: читал лекции по истории музыки в Высшей Нормальной школе и в Сорбонне.

К этому времени относится начало литера­турной деятельности Роллана. Еще в Италии он вына­шивает замысел первого своего литературного произведения, драмы «Орсино». Действие пьесы перенесено в эпоху Возрождения. Главный ге­рой — кондотьер Орсино, в котором автору хоте­лось выразить «страстную и всеобщую актив­ность этого замечательного времени». Ранние «античные» и «итальянские» пье­сы Роллана — «Орсино» (1890), неокончен­ная пьеса «Эмпедокл» (1890), «Бальони» (1891), «Ниобея» (1892), «Калигула» (1893), «Оса­да Мантуи» (1894) — не имели успеха. Ни одна из них не была поставле­на на сцене или опубликована. Обращение Роллана к драматургии и характер первых пьес отразили его стремление синтезировать мечту и действие, возро­дить в современниках волю к действию.

«Людовик Святой» (1897), вошедшая впоследствии в цикл «Трагедии веры». Конфликт пьесы имеет этический и философ­ский характер: вера в идеал сталкивается с без­верием и эгоизмом. Воплощением веры стано­вится в драме Людовик Святой, который возгла­вил поход в Иерусалим для отвоевания гроба Господня. Людовику противопоставлены его сеньоры, одержимые гордыней и презирающие толпу (Готье де Салисбери, Манфред и др.). В системе образов пьесы намечена антитеза, которая долгое время будет занимать мысль Роллана и получит свое дальнейшее развитие: противопос­тавление нравственной элите («sorte d’une élite morale») элиты интеллектуальной. В «Людовике Святом», как и в двух последу­ющих пьесах цикла — «Аэрте» (1898) и «Настанет время» (1903), Р. пытается соединить достижения социально-философской интеллектуальной драмы Г. Ибсе­на и Дж. Б. Шоу с революционно-романтической традицией Ф. Шиллера и В. Гюго. В цикле «Трагедии веры» выражена убеж­денность Р. в неизбежности крушения старой, одряхлевшей цивилизации. Он верит в необходи­мость обновления искусства и жизни. На этом этапе искусство перестает восприниматься Р. как единственный способ преодоления пассивно­сти. Писатель хочет стать активным участником событий. Во второй половине 1890-х годов Роллан увлекается со­циалистическими идеями, хотя и не вступает в какие-либо организации, сохраняя насторо­женное отношение к политике.

Призыв к обновлению искусства прозвучал в книге «Народный театр» (1903), в которой Роллан излагает новую концепцию театра. Книга представляет собой сбор­ник статей, опубликованных в 1899−1903 гг. на страницах журнала «Ревю д’ар драматик». Роллан отказывается от трактовки искусства как «убежища» для творческой личности. Свою за­дачу он видит в том, чтобы создать новый тип театра — театр для народа, целью которого ста­ло бы поддержание в народе «душевной бодро­сти». Театр как стимул к действию — такова главная мысль Роллана. С этих позиций он критически оценивает предшествующую европейскую драматургиче­скую и театральную традицию. Театр Шекспира, классицистическая комедия Мольера, романтиче­ская драма Шиллера и Гюго, современный Роллану буржуазный театр, с точки зрения писателя, оторваны от интересов и забот широких масс. Чтобы приблизить театр к народу, необходи­мо выработать новые художественные формы, нужно создать «монументальное искусство, тво­римое народами для народа».

«Театр революции», в который вошли пьесы: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое июля» (1902). Цикл рассказывает о событиях Великой французской революции XVIII века. Обра­щаясь к истории, Роллан ищет ответы на вопросы со­временности, его занимают проблемы возмож­ной революции и ее последствий, проблема наро­да и его роли в истории, вопрос о судьбах интел­лигенции в период социальных катаклизмов. В «Театре револю­ции» конфликт переносится внутрь революцион­ного лагеря, сохраняя свой философско-этический характер, что позволяет автору показать драматизм революционной борьбы, неразреши­мость некоторых нравственных проблем в рам­ках революционной этики. В пьесе «Четырнадцатое июля» черты нового «народного театра» проявились особенно отчет­ливо. Роллан удается создать действие широкого раз­маха. В пьесе много массовых сцен, предполага­ется участие зрителей в хороводах, песнях и тан­цах. Роллан как бы включает зрителя в драматиче­ское действие, а драматическое действие претво­ряет в реальность. Народ в драме не фон, это главный герой, осознающий свою историческую миссию и свою силу.

Роллановская драматургия не прижилась на сцене, поскольку не отвечала вкусам публики, которой был чужд ее героический пафос. Р. ищет новые формы воплощения своего идеала. В этом поиске он обращается к биографическому жанру и пишет цикл «Героические жизни», включивший в себя «Жизнь Бетховена» (1903), Жизнь Микеланджело» (1906) и «Жизнь Толстого» (1911). Отныне идеал нравственного величия писатель находит не в фигурах полководцев, законодателей, государственных деятелей, вождей революции, но в творческой личности. Проблема мечты и действия остается центральной и в этом цикле. Так, в «Жизни Микеланджело» показан конфликт мощного гения и слабого человека в душе одной личности. В «Героических жизнях» Роллан приходит к новому пониманию героизма, который заключен не в преодолении исключительных трудностей и опасностей революционного времени, но в каждодневном единоборстве личности с собой, с болезнью, бедностью, одиночеством, собственной слабостью. Обращаясь к традиции Плутарха, Роллан выступил на рубеже XIX–XX веков как новатор в жанре биографии, создатель синтетической жанровой модификации, в которой содержались зародыши развития новой системы жанровых форм — биографического жанра XX века (прежде вcero в творчестве А. Моруа, С. Цвейга). Он синтезирует в своих биографических очерках черты различных жанров: психологического очерка, литературного и музыкально-исторического портрета, научной биографии и т. д. В роллановских биографиях соединяются различные начала: документальное, художественное, психологическое, публицистическое и философское.

­маном «Жан-Кристоф» (1904–1912). Роман разрушает традиционные для XIX века принципы романной формы. Это «роман-поток», роман-симфония, где каждая из трех частей имеет свою тональность, свой ритм. Многочис­ленные вставные эпизоды и лирические отступ­ления создают атмосферу взволнованности и эмоциональной приподнятости. В образе гениального музыканта, немца Жан-Кристофа воплощена мечта о герое, о «со­временном Бетховене». События духовной био­графии Жан-Кристофа — основа развития сю­жета. Восстав против деспотизма немецких вла­стей, против насилия, Кристоф бежит во Францию. Знакомство Кристофа с большим миром ев­ропейской культуры и политики разочаровывает его. Французская культура воспринимается им как «ярмарка на площади», где все продается и покупается. Книга «Ярмарка на площади» свидетельствовала об усилении остроты социального анализа в творче­стве Роллана и о его мастерстве сатирика. В «Жан-Кристофе» рассказ о событиях внут­ренней жизни героя сочетается с созданием ши­рокой социальной и культурной панорамы европейской жизни в начале XX века. См. статью: Жан-Кристоф (роман Р. Роллана и его герой).

В «Жан-Кристофе» Роллан не нашел способа соединить мечту и действие в реальной действи­тельности. Поиск продолжен в повести «Кола Брюньон» (опубл. 1918), самом жиз­неутверждающем произведении Роллан довоенного периода. См. статью: Кола Брюньон (повесть Р. Роллана).

Первая мировая война ознаменовала начало нового периода в творчестве Роллана. Он включается в активную общественную борьбу, выступает с антимилитаристских позиций, становится од­ним из виднейших общественных деятелей Евро­пы, к голосу которого прислушиваются. В 1915 г. выходит в свет сборник его антивоен­ных статей «Над схваткой». В 1916 г. Роллану присуждена Нобелевская пре­мия: «За возвышенный идеализм его литератур­ных произведений, а также за подлинную симпа­тию и любовь, с которой писатель создает раз­личные человеческие типы».

«Предтечи», получившая широкий отклик у ев­ропейской интеллигенции. Оба произведения свидетельствуют об эволюции взглядов Роллана на природу войны. Если в «Над схваткой» Р. считает, что война является результатом идей­ных противоречий, шовинистической пропаган­ды, то в «Предтечах» он приходит к пониманию истинных причин войны: это деньги, материальные интересы тех, кто наживается на войнах.

— фарсе «Лилюли» (1919), повести «Пьер и Люс» (1920), романе «Клерамбо» (1920). Летом 1919 г. Роллан публикует «Декларацию независимости духа», программную статью, в которой обрщается к европейской интеллигенции с призывом объединиться и отстоять духовную свободу.

Весной 1921 г. Роллан вместе с отцом и сестрой перебирается в Швейцарию, покупает дом в Вильневе, где напряженно работает, принимает многочисленных посетителей, отвечает на поток писем. Когда здоровье позволяет, он предпринимает заграничные поездки. В 1923 г. — в Лондон и Зальцбург. В 1924 г. — в Вену и Прагу. В 1925 г. — в Германию. В начале 20-х годов Роллан ищет ответ на вопрос, как примирить декларируемый им отказ от насилия с необходимостью изменить существующий общественный порядок. Именно различия в подходе к этой проблеме стали причиной разногласий между Ролланом и А. Барбюсом, возглавлявшим группу «Кларте», в которую объединились интеллектуалы, считавшие, что единственным средством осуществления принципов справедливости, мира и свободы является революция. Роллан отказался войти в состав группы. Приветствуя русскую революцию, писатель страшился, тем не менее, ее возможных последствий и крайностей. Сведения, доходившие из России, не слишком радовали Роллана. Он решительно отвергал принцип «цель оправдывает средства». В 20-х годах Роллану более всего импонирует толстовский принцип непротивления злу насилием. В это время он сочувственно следит за освободительной борьбой индийского народа против английского владычества. Писателю близка мысль М. Ганди о необходимости добиваться независимости ненасильственными средствами.

В поисках мировоззрения, которое служил бы руководством к действию, Роллан обращается к изучению политической и религиозно-философской мысли Индии. Результатом этих штудий стали книги «Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды» (1930), в которых он излагает и исследует идеи индийских мистиков.

Роллан, несмотря на доходившие до него факты террора и репрессий в СССР, неизменно поддерживал в своих выступлениях советское госу- дарство, о чем свидетельствуют его статьи «На смерть Ленина» (1924) «Ответ К. Бальмонту и И. Бунину» (1928) и др. Р. был убежден, что, несмотря на ошибки, промахи, даже преступления, русская революция является «величайшим социальным усилием, самым мощным и самым плодотворным в современной Европе». В 1917 г. состоялось заочное знакомство Роллана с М. Горьким, завязалась переписка. Общение с Горьким сказалось на эволюции взглядов Роллана. В статье «Прощание с прошлым» (1931) писатель отходит от своей концепции «независимости духа» и признает историческое значение русской революции.

­изведением Роллана послевоенного периода является роман «Очарованная душа» (1922−1933). Интерес Роллана перемещается с проблем эстетических на социальные. Главная героиня романа Аннета Ривьер — новый тип женщины, отстаивающей свое право на независимость, самостоятельный труд и человеческое достоинство.

встречается с писателями, дважды беседует со Сталиным. Впечатления от поездки отражены в дневнике, частично опубликованном в журнале «Эроп» в 1960 г. В 1936 г. выходит в свет сборник «Спутники», состоящий из статей и эссе, посвященных великим художникам и мыслителям, которых Роллан считал спутниками своей жизни. В частности, в сборник вошли очерки о Шекспире, Гëте, Л. Н. Толстом, Гюго. Завершает сборник статья «Ленин, искусство и действие». В 1938 г. Роллан возвратился из Швейцарии во Францию. В это время его особенно волнуют со­бытия, происходящие в СССР. Встревоженный сообщениями об усиливающихся репрессиях, Роллан выражает беспокойство в частных письмах своим высокопоставленным друзьям в СССР, но не получает ответов. Итогом размышлений Роллана о судьбах и преврат­ностях революций стала драма «Робеспьер» (1939), завершившая цикл «Театр революции». «Робеспьер» — монументальное произведение с большим количеством действую­щих лиц, с царящей в нем атмосферой револю­ционного возбуждения, людской многоголосицы. В центре драмы — проблемы революционной этики, прежде всего вопрос о целесообразности террора. Роллан показывает, как кровавая мясорубка террора затягивает и его зачинателей. Якобин­цы отталкивают от себя массы, что становится причиной их собственной гибели.

Начало второй мировой войны застало Роллана в бургундском городе Везле недалеко от его родных мест. Он немедленно высту­пает с заявлением, обращенным к тогдашнему премьер-министру Франции Э. Даладье, в кото­ром подтверждает свою «полную привержен­ность борьбе демократии против гитлеровской тирании». Через несколько месяцев Везле был оккупирован фашистами. Несмотря на то, что часть его дома была занята немцами, Роллан продол­жает работать над автобиографическими произ­ведениями «Внутреннее путешествие» (1942), «Кругосветное плаванье» (1946) и многотомным исследовани­ем «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1928−1949), в которых отразились смятение и тяжелые душевные переживания старого и больного пи­сателя, вызванные событиями войны. Последним произведением Роллана стала книга «Пеги» (1944), воссоздающая облик по­эта и полемиста Ш. Пеги, бывшего главного редактора «Двухнедельных тетрадей» (где был опубликован «Жан-Кристоф»), друга Роллан, а также его эпоху.

Роллан − один из крупнейших французских писа­телей XX века, творчество которого ока­зало существенное влияние на Р. Мартена дю Гара, Ж. -Р. Блока, А. де Сент-Экзюпери, Л. Арагона, С. Цвейга, А. Моруа, А. Барбюса, Г. Гессе, Я. Ивашкевича, многих советских писателей.

— писатель, который, наряду с А. Фран­сом, Г. Уэллсом, М. Прустом, А. Жидом, Т. Ман­ном, стоит у истоков интеллектуального романа XX века. Роллан привнес в западноевропейскую литера­туру мощное героическое начало, веру в возмож­ности человека.

­ведения Роллана изданы у нас многомиллионными тиражами. На сюжет повести «Кола Брюньон» Д. Кабалевский написал оперу «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси»), поставленную в 1938 г. Переводчиками произведений Роллана были М. Ло­зинский, А. Франковский, Н. Любимов.

Соч.: Cahiers Romain Rolland: V. 1–23. P., 1948–1975; в рус. пер. — Собр. соч.: В 20 т. Л., 1930–1936; Собр. соч.: В 14 т. М., 1954–1958; Воспоминания. М., 1966; Статьи, письма. М., 1985; Вселенское евангелие Вивекананды. Опыт исследования мистики и духовной жизни современной Индии. Самара, 2009.

«Жан-Кристоф». Л., 1968; Мотылева Т. Л. Ромен Роллан. М., 1969; Петрова Е. А., Боброва М. Н. «Театр Революции» Ромена Роллана: драмы 1920–1930-х годов. Саратов, 1983; Трыков В. П. Роллан // Зарубежные писатели: В 2 ч. М., 2003. Ч. 2; Barrère J. -B. Romain Rolland par lui-même. P., 1955; Robichez J. Romain Rolland. P., 1961; Duchatelet B. Romain Rolland tel qu’en lui-même. P., 2002; Meyer-Plantureux C. Romain Rolland: Théâtre et engagement. Caen, 2012.