Приглашаем посетить сайт

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова
Робеспьер (драма Р. Роллана)

Робеспьер (драма Р. Роллана)

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова Робеспьер (драма Р. Роллана)

«Робеспьер» («Robespierre») — драма Ромена Роллана (Rolland) (29. 01. 1866, Кламси, деп. Ньевр в Бургундии, — 30. 12. 1944, Везле, деп. Йона в Бургундии) — французского писателя и общественного деятеля, лауреата Нобелевской премии по литературе (1916) — см. статью: Роллан Ромен. Эта драма, написанная Ролланом уже на склоне лет, в 1938–1939 гг., стала возвращением в новых условиях к драматическому циклу «Театр Революции», создававшемуся в 1898–1902 гг., — см. статью: Театр Революции (цикл драм Р. Роллана). Она стала завершающей драмой цикла, в которой синтезируются черты предыдущих драм.

24 сцены с открытой структурой, каждая из кото­рых связана с предыдущей и последующей, документально вос­производят мир революции (действие начинается 5 апреля 1794 г. в «доме Дюпле на улице Сент-Оноре, № 376», в день каз­ни Дантона, и заканчивается 28 июля 1794 г. в 6 часов вечера на площади Революции, где казнят Робеспьера и Сен-Жюста; в уста героев вложены их подлинные слова, о чем Роллан сообща­ет в сносках к тексту пьесы). Допущено лишь несколько отступ­лений от фактов во имя большей динамичности. На эти отступ­ления Роллан указал в послесловии к пьесе («Слово принадле­жит истории», 1939), где писал: «В этой драме, как и во всем цикле моего «Театра Революции», я больше придерживался пси­хологической правды характеров, чем правды исторических фак­тов. Однако в «Робеспьере» я гораздо ближе следовал фактам, чем в какой-либо другой своей пьесе».

В основе истории, по Роллану, лежит «неотвратимый рок», который есть не что иное, как объективная закономерность ре­волюционного развития общества. В системе образов «Робеспье­ра» и всего «Театра Революции» центральным является образ революции, воплотившейся в республике. Все основные лица трагедии — «искренние и пламенные республиканцы». Главный конфликт трагедии заключается не в противо­поставлении Робеспьеру и его сторонникам (Сен-Жюсту, Кутону, Леба, Огюстену Робеспьеру) различных политических групп, как уже уничтоженных (Дантон, Демулен, Эбер), так и уничто­жающих их (Билло, Колло, Фуше, Баррас). Этот конфликт со­стоит в столкновении революционных идей в их идеальном выражении (свобода, равенство, братство, гуманизм, высокая духовность, счастье народа, гармония личности и общества, долга и чувства, — и надо всем этим дух Руссо — картина 11) с кризисом революции в действительности. Конфликт этот объек­тивно выражается в том, что революция не сумела достигнуть подлинной свободы, подлинного равенства, подлинного гуманиз­ма, буржуазия воспользовалась ее плодами (в картине 7 Роллан приводит циничные при­знания перекупщиков и торгашей), а народ отшат­нулся от вождей революции (кульминация объективного разви­тия конфликта — встреча Робеспьера с крестьянкой в картине 11).

­вующих лиц. Гракх Бабеф, исповедующий революционные идеи в самой бескомпромиссной форме и способствующий термидори­анскому перевороту; Баррер, республиканец по убеждениям, утративший бдительность и ставший игрушкой в руках врагов революции; Сен-Жюст, от которого прежде всего следовало ожидать защиты революции в дни термидора и который стоит в Конвенте скрестив руки в момент ареста Робеспьера и его сто­ронников, — носители этого конфликта.

Таков и Робеспьер. Роллан писал в послесловии: «Надо до­бавить, что Робеспьер 1794 года уже не был тем, каким он был между 1789 и 1793 годами. На мой взгляд, его величие ярче всего проявилось в период Учредительного собрания, когда он выступал в роли смелого, прозорливого и бесстрашного борца. В те времена он поистине олицетворял собой глас народа и его разум». Робеспьер не в силах продолжать свою деятельность не только потому, что «его истощили четыре года Революции», а прежде всего потому, что он утра­тил опору в народных массах, вынужденно идя на компромиссы, противные его революционным идеалам.

Здесь обнаруживается, что, развивая романтическую тради­цию в воспроизведении конфликта (конфликт между идеалом и действительностью), Роллан совершенно ее переосмысливает. Для романтиков конфликт идеала и действительности вечен, абсолютен и непреодолим. Роллан показывает, что этот конфликт присущ совершенно определенной исторической эпохе (кризис­ной фазе революции) и имеет под собой отчетливое социальное обоснование.

По-новому понимает Роллан и категорию героического, раз­вивая традиции классицистического и романтического искусства (П. Корнель, Ф. М. Вольтер, М. Ж. Шенье, П. Мериме, В. Гюго, Э. Ростан). Роллану чужда ростановская бравада геройст­вом, но, так же как Корнель, Гюго, Ростан, писатель видит в герое личность, обретающую достоинство, осознающую свое осо­бое место в жизни как особую ответственность. В героическом для драматурга нет ни классицистического противоречия между долгом и чувством (и долг и чувство требуют от героев преданности революции), ни романтического противопоставления героя и толпы (наоборот, герои у Роллана — это вожди народа). Но в «Робеспьере» мы застаем эпоху кризиса революции и, следовательно, героическо­го характера, что проявляется в возникновении обоих указан­ных противоречий, составляющих трагедию героя.

Героическое сливается с трагическим, при этом трагичность носит объективный характер, она порождена эпохой. В истории действует закон трагической иронии, управляющий поступками республиканцев. «Не только убеждения, но и личные интересы побуждают каждого из них спасать Республику, ибо их судьбы неразрывно связаны с ее судьбою: все они, даже Фуше, беспо­воротно скомпрометировали себя, голосуя за казнь короля. И, однако, они с ожесточением разрушают свое собственное созда­ние — Республику», — пишет Роллан в предисловии.

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова Робеспьер (драма Р. Роллана)

Трагическая вина героя, приводившая его к гибели, у Расина носила субъективный характер. Трагическое заблуждение героев «Робеспьера» носит объективный характер. «В иные минуты, словно при вспышках молнии, люди эти видят, в какую бездну они летят, они ужасаются, но уже не могут вернуться вспять». Роллан всячески подчеркивает, что революцио­неры — простые люди, которые любят, страдают, сомневаются (например, в картине 6, где Робеспьер и его друзья показаны в семейном кругу).

Герои не существуют вне выдвинувших их слоев общества, они — зеркало противоре­чий общественной жизни. Спор республиканцев показывает, что они борются не за одну и ту же республику: Билло нужна рес­публика буржуазная, Робеспьер сохраняет руссоистскую мечту о народной республике. Так за борьбой героев встает историче­ская социальная битва, борьба классов. Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон, как подлинные трагические герои, обладают прозорли­востью, они сознают неизбежность своей гибели, если не отка­жутся от борьбы, но сами выбирают свою судьбу, руководству­ясь высшими нравственными целями.

Роллан отметает пессимистическую концепцию мира, свой­ственную, например, драматургам-символистам. Трагическое локализуется во времени и пространстве, это не свойство жизни, а черта определенной эпохи, которая имеет социально-классо­вую основу. Поражение французской революции не есть пора­жение революции вообще, это лишь закономерный этап в рево­люционном развитии общества. Эта мысль подчеркивается в картине 23, где в памяти Робеспьера предстают образы прош­лого, разговор с Руссо — предтечей революции, и особенно в картине 24, где Гош запевает «Марсельезу». «И мне бы хоте­лось,— пишет Роллан в финальной ремарке, — чтобы в музыке Дариуса Мило или Оннегера, в свободном, страстном и пламен­ном контрапункте, «Марсельеза» перешла в мощные звуки «Ин­тернационала», который, родившись из «Марсельезы», все более разрастаясь, затмил бы ее и поглотил».

­рии. «История — отнюдь не собрание анекдотов или малодосто­верных рассказов, — писал Роллан в очерке «Вальми» («Valmy», 1938), — нет, в ней подытоживается опыт человечества, изучая который, мы узнаем не только прошлое, но и настоящее и увереннее идем к будущему».

— Роллан Р. Робеспьер // Роллан Р. Собр. соч.: В 14 т. М., 1954. Т. 1. С. 209–426.

«Ро­беспьер» (традиции и новаторство) // Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Н. П. Михальской, Б. И. Пуришева. М.: Просвещение, 1981. С. 201–206; Петрова Е. А., Боброва М. Н. «Театр Революции» Ромена Роллана: драмы 1920–1930-х годов. Саратов, 1983; Meyer-Plantureux C. Romain Rolland: Théâtre et engagement. Caen, 2012.

Вл. А. Луков