Ренан Эрнест
Э. Ренан. Фото Антуана Самюэля Адан-Соломона, 1870-е гг.
Ренан (Renan) Жозеф Эрнест (28. 02. 1823, Трегье, деп. Кот-д’Армор — 02. 10. 1892, Париж) — французский писатель, историк и филолог-востоковед. Член Французской академии (1879). Родился в Бретани, в старинном монастырском городке Трегье. Отец Ренана, моряк, погиб в 1828. Католичка-мaть готовила сына к духовной карьере. Ренан учился сначала в семинарии г. Трегье, затем, как способный ученик, был послан в парижскую семинарию св. Николая (с 1838). В семинарии будущий писатель познакомился с произведениями Ж. Мишле, В. Гюго и А. де Ламартина. В 1842 он перешел в большую семинарию св. Сульпиция (в Исси под Парижем), одновременно посещая лекции в Коллеж де Франс. B семинарии св. Сульпиция увлекся изучением культуры Востока, семитскими языками, познакомился с немецкой философией, немецкой библейской критикой (особенно тюбингенского направления), что заставило его разувериться в церковных догматах, отказаться от избранного поприща и посвятить себя филологии (с 1845). Занятия востоковедением и восточными языками, обучение семинаристов еврейской грамматике, преподавание философии в версальском лицее, переводы ветхозаветных книг, работа сотрудником Национальной библиотеки повлияли на то, что Р. всерьез решил заняться наукой.
Ренан в своих работах («Будущее науки», 1848; «Философские диалоги и фрагменты», 1876; и др.) проявил себя то приверженцем рационалистической философии, то скептиком, то проповедником пантеистических идей и богостроительства. Он то верит в нравственный миропорядок, в науку, то отрекается от них, становясь релятивистом. Критикуя основы христианства, Ренан одновременно проявляет к нему пиетет. Будучи непоследовательным атеистом, создает образ «Грядущего Бога», «всеведущего» и «всемогущего», который станет «итогом теогонической эволюции». То есть Бог у Ренана пребывает, как и мир в целом, в состоянии становления.
«романтиком, выступающим против романтизма, утопистом, проповедующим в политике пошлую практическую мудрость, идеалистом, затрачивающим бесполезно столько усилий, чтобы казаться буржуа». Двойственность, противоречивость взглядов сам Ренан объяснял принципом философского сомнения.
Для стиля Ренана характерны сочетание витиеватости и лаконизма, ирония, игра словами, категориями, понятиями, субъективная и оценочная тональность.
Успех историко-библейских книг Ренана прежде всего связан с его литературным мастерством, а не с научной значимостью. Он задумал написать историческое исследование, ключом к постижению которого должна была стать филология. Так в 1847 г. появилась «Сравнительная история семитских языков» (2-е изд. 1855; дополненные и переработанные издания выходили под названием «Общая история и сравнительная система семитских языков»). В основе работы типологическое и лингвистическое сравнение психоантропологии семитов и арийцев.
Результатом посещения Ливана (1860), куда Ренан был послан правительством для изучения финикийских древностей, стала «Жизнь Иисуса» (1863; рус. пер. — 1902). Публикация вызвала неоднозначные оценки, но сделала ее автора известным и положила начало восьмитомной «Истории происхождения христианства» (1863–1883; в рус. пер. — «История первых веков христианства» — сост. из 7 т.). В нее вошли также «Апостолы» (1866), «Святой Павел и его миссия» (1869), «Антихрист» (1873), «Евангелия и второе поколение христианства» (1877), «Христианская церковь» (1879), «Mapк Аврелий и конец античного мира» (1882). В многотомном труде Ренан переосмысливает клерикальные представления об Иисусе Христе, апостолах и т. п., отрицая и устраняя из них все сверхъестественное. В «Жизни Иисуса» он впервые применил историко-синтетический метод изложения, в котором доминируют художественное изображение, интуиция. Литературный образ Христа, созданный Ренаном, абсолютно не соответствовал евангельскому канону. Автор книги по-своему пытался объяснить мысли и поступки Иисуса, представив его сентиментальным, даже слабым человеком, который едва ли мог стать основателем мировой религии. К апостолу Павлу, например, Ренан относится с явной неприязнью, считая, что именно из-за него христианство отошло от учения Иисуса. Несмотря на то, что «История происхождения христианства» базируется на глубоком знании источников, она воспринимается учеными и богословами как романизированная история, как собрание «романов».
В «Истории израильского народа» Ренана (1887–1893) также тонкие, интересные наблюдения соседствуют с сомнительными, ничем не подкрепленными гипотезами (например, об изначальном монотеизме семитов) и с критикой современной политической жизни.
Р. был сторонником «аристократии ума». Эта позиция проявилась в «Философских диалогах и фрагментах» (1876) и отчасти в «философских драмах» («Калибан», 1878; «Живая вода», 1881; «Священник из Неми», 1885; «Жуарская абатисса», 1886). Пьесы Р. не обладают большими художественными достоинствами, но являются свидетельствами того, что их автор — крупный стилист, мастер нюансов и красноречивый полемист.
Р. оказал большое влияние на поколение 1870-х годов, на Э. Золя и натурализм. Его книги переведены на многие языки. Произведения Р. пользовались большим успехом в России, где его много переводили. Он был дружен с И. С. Тургеневым, знаком с Вл. Соловьевым и Д. С. Мережковским.
Соч.: Œuvres complètes. V. 1–10. P., 1947–1960; Correspondance (1846–1892). V. 1–2. P., 1926–1928; Vie de Jésus. P., 1967; Histoires des origines du Christianisme: T. 1: Vie de Jésus, Les Apôtres, Saint Paul. P., 1995; Qu’est-ce qu’une nation ? Suivi de: Le judaïsme comme race et comme religion P., 2011; Marc Aurèle ou La fin du monde antique. P., 2011; Souvenirs d’enfance et de jeunesse. P., 2011; в рус. пер. — Древняя египетская цивилизация // Западный Вестник, 1865, № 7; Разорение Иерусалима, М., 1886; Филон Александрийский и его сочинения // Восход. 1894, № 7; Собр. соч.: в 12 т. К., 1902–1903; Будущее науки. К., 1902; Аверроэс и аверроизм. К., 1903; История первых веков христианства. СПб., 1864—1907; Очерки по истории религии. СПб., 1907; История израильского народа. Т 1–2. СПб., 1908—1912.
Брошюры: О происхождении языка. Воронеж, 1886; Что такое нация. СПб., 1886; (2 изд., 1888); Ислам и наука, М., 1888; Место семитских народов в истории цивилизации. М., 1888; Разорение Иерусалима. М., 1886.
«Древние религии // Эпоха № 7. СПб., 1864; Конец античного мира // Дело. СПб., 1882. № 5, 6; Марк Аврелий // Заграничный Вестник. СПб., 1882. № 1; Иудаизм как раса и как религия // Восход. 1883, СПб, № 4; Талмуд // Научное Обозрение. 1900, № 5.
Сборники: Исторические очерки. СПб., 1886; Сборник мелких статей и речей. Т 1 – 2. СПб., 1895.
Репринтные издания: Апостол Павел. М., 1991; Жизнь Иисуса. М., 1991; Марк Аврелий и конец античного мира. М., 1991; Христианская церковь. М., 1991.
Лит.: Гетэ (аббат). Опровержение на выдуманную жизнь Иисуса Христа, соч. Э. Ренана (пер. с франц.). СПб., 1865; Берсье. Царское достоинство Иисуса Христа, ответ Э. Ренану и Л. Толстому // Православное Обозрение, 1889, № 4; Слонимский Л. Эрнест Ренан // Вестник Европы. 1892, кн. 11, 12; Слонимский Л. Философские драмы Ренана // Вестник Европы. 1893, кн. 1; Николаев Ю. Ренан, как беллетрист // Русское Обозрение, 1893, № 6; Годлевский С. Ф. Ренан. Его жизнь и научно-литературная деятельность. СПб., 1895; Трубецкой С. Н. Ренан и его философия // Русская Мысль. 1898, № 3; Михайловский Н. К. Драмы Ренана // К свету. СПб., 1904; Сорель Ж. Эрнест Ренан: критический этюд. СПб., 1908; Гараджа В. И. Ренан // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3.: Н — С. М., 2001. С. 443; Ермаков В. С. Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный. СПб., 2003. С. 174; Философский словарь / Пер. с нем.; под ред. Г. Шишкоффа, общ. ред. В. А. Малинина; 22-е, новое, переработ. изд. М., 2003. С. 384; Desportes H., Bournand F. Ernest Renan, sa vie et son œuvre. P., 1892; Grant Duff E. Ernest Renan, in memoriam. L. ; N. Y., 1893; Séailles G. Ernest Renan, essai de biographie psychologique. P., 1894; Monod G. Les maîtres de l’histoire: Renan, Taine, Michelet. P., 1894; Allier R. S. Ph. La philosophie d’Ernest Renan. P., 1895; Guillout P. L’esprit de Renan. P., 1912; Lasserre P. La jeunesse d’ Ernest Renan: V. 1–3, P., 1925–1932; Lаgrаngе M. J. Christ and Renan. Cincinnati, etc., 1928; Tieghem P. van. Renan. P., 1948; Chadbourne R. Ernest Renan as an essayist. Ithaca, 1957; Сharlton D. Positivist thought in France during the Second Empire. Oxford, 1959; Millepierres F. La vie d’Ernest Renan, sage d’Occident, P., 1961; Сhadbourne R. M. Ernest Renan. N. Y., 1968. Balcou J. Renan et la Bretagne. P., 1992; Richard E. Ernest Renan penseur traditionaliste? Aix ; Marseille, 1996; Deth J. -P. van. Ernest Renan. P., 2012.