Приглашаем посетить сайт

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова
Ренан Эрнест

Ренан Эрнест

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова Ренан Эрнест

Э. Ренан. Фото Антуана Самюэля Адан-Соломона, 1870-е гг.

Ренан (Renan) Жозеф Эрнест (28. 02. 1823, Трегье, деп. Кот-д’Армор — 02. 10. 1892, Париж) — французский писатель, историк и филолог-востоковед. Член Французской академии (1879). Родился в Бретани, в старинном монастырском городке Трегье. Отец Ренана, моряк, погиб в 1828. Католичка-мaть готовила сына к духовной карьере. Ренан учился сначала в семинарии г. Трегье, затем, как способный ученик, был послан в парижскую семинарию св. Николая (с 1838). В семинарии будущий писатель познакомился с произведениями Ж. Мишле, В. Гюго и А. де Ламартина. В 1842 он перешел в большую семинарию св. Сульпиция (в Исси под Парижем), одновременно посещая лекции в Коллеж де Франс. B семинарии св. Сульпиция увлекся изучением культуры Востока, семитскими языками, познакомился с немецкой философией, немецкой библейской критикой (особенно тюбингенского направления), что заставило его разувериться в церковных догматах, отказаться от избранного поприща и посвятить себя филологии (с 1845). Занятия востоковедением и восточными языками, обучение семинаристов еврейской грамматике, преподавание философии в версальском лицее, переводы ветхозаветных книг, работа сотрудником Национальной библиотеки повлияли на то, что Р. всерьез решил заняться наукой.

Ренан в своих работах («Будущее науки», 1848; «Философские диалоги и фрагменты», 1876; и др.) проявил себя то приверженцем рационалистической философии, то скептиком, то проповедником пантеистических идей и богостроительства. Он то верит в нравственный миропорядок, в науку, то отрекается от них, становясь релятивистом. Критикуя основы христианства, Ренан одновременно проявляет к нему пиетет. Будучи непоследовательным атеистом, создает образ «Грядущего Бога», «всеведущего» и «всемогущего», который станет «итогом теогонической эволюции». То есть Бог у Ренана пребывает, как и мир в целом, в состоянии становления.

«романтиком, выступающим против романтизма, утопистом, проповедующим в политике пошлую практическую мудрость, идеалистом, затрачивающим бесполезно столько усилий, чтобы казаться буржуа». Двойственность, противоречивость взглядов сам Ренан объяснял принципом философского сомнения.

Для стиля Ренана характерны сочетание витиеватости и лаконизма, ирония, игра словами, категориями, понятиями, субъективная и оценочная тональность.

Успех историко-библейских книг Ренана прежде всего связан с его литературным мастерством, а не с научной значимостью. Он задумал написать историческое исследование, ключом к постижению которого должна была стать филология. Так в 1847 г. появилась «Сравнительная история семитских языков» (2-е изд. 1855; дополненные и переработанные издания выходили под названием «Общая история и сравнительная система семитских языков»). В основе работы типологическое и лингвистическое сравнение психоантропологии семитов и арийцев.

Результатом посещения Ливана (1860), куда Ренан был послан правительством для изучения финикийских древностей, стала «Жизнь Иисуса» (1863; рус. пер. — 1902). Публикация вызвала неоднозначные оценки, но сделала ее автора известным и положила начало восьмитомной «Истории происхождения христианства» (1863–1883; в рус. пер. — «История первых веков христианства» — сост. из 7 т.). В нее вошли также «Апостолы» (1866), «Святой Павел и его миссия» (1869), «Антихрист» (1873), «Евангелия и второе поколение христианства» (1877), «Христианская церковь» (1879), «Mapк Аврелий и конец античного мира» (1882). В многотомном труде Ренан переосмысливает клерикальные представления об Иисусе Христе, апостолах и т. п., отрицая и устраняя из них все сверхъестественное. В «Жизни Иисуса» он впервые применил историко-синтетический метод изложения, в котором доминируют художественное изображение, интуиция. Литературный образ Христа, созданный Ренаном, абсолютно не соответствовал евангельскому канону. Автор книги по-своему пытался объяснить мысли и поступки Иисуса, представив его сентиментальным, даже слабым человеком, который едва ли мог стать основателем мировой религии. К апостолу Павлу, например, Ренан относится с явной неприязнью, считая, что именно из-за него христианство отошло от учения Иисуса. Несмотря на то, что «История происхождения христианства» базируется на глубоком знании источников, она воспринимается учеными и богословами как романизированная история, как собрание «романов».

В «Истории израильского народа» Ренана (1887–1893) также тонкие, интересные наблюдения соседствуют с сомнительными, ничем не подкрепленными гипотезами (например, об изначальном монотеизме семитов) и с критикой современной политической жизни.

Р. был сторонником «аристократии ума». Эта позиция проявилась в «Философских диалогах и фрагментах» (1876) и отчасти в «философских драмах» («Калибан», 1878; «Живая вода», 1881; «Священник из Неми», 1885; «Жуарская абатисса», 1886). Пьесы Р. не обладают большими художественными достоинствами, но являются свидетельствами того, что их автор — крупный стилист, мастер нюансов и красноречивый полемист.

Р. оказал большое влияние на поколение 1870-х годов, на Э. Золя и натурализм. Его книги переведены на многие языки. Произведения Р. пользовались большим успехом в России, где его много переводили. Он был дружен с И. С. Тургеневым, знаком с Вл. Соловьевым и Д. С. Мережковским.

Соч.: Œuvres complètes. V. 1–10. P., 1947–1960; Correspondance (1846–1892). V. 1–2. P., 1926–1928; Vie de Jésus. P., 1967; Histoires des origines du Christianisme: T. 1: Vie de Jésus, Les Apôtres, Saint Paul. P., 1995; Qu’est-ce qu’une nation ? Suivi de: Le judaïsme comme race et comme religion P., 2011; Marc Aurèle ou La fin du monde antique. P., 2011; Souvenirs d’enfance et de jeunesse. P., 2011; в рус. пер. — Древняя египетская цивилизация // Западный Вестник, 1865, № 7; Разорение Иерусалима, М., 1886; Филон Александрийский и его сочинения // Восход. 1894, № 7; Собр. соч.: в 12 т. К., 1902–1903; Будущее науки. К., 1902; Аверроэс и аверроизм. К., 1903; История первых веков христианства. СПб., 1864—1907; Очерки по истории религии. СПб., 1907; История израильского народа. Т 1–2. СПб., 1908—1912.

Брошюры: О происхождении языка. Воронеж, 1886; Что такое нация. СПб., 1886; (2 изд., 1888); Ислам и наука, М., 1888; Место семитских народов в истории цивилизации. М., 1888; Разорение Иерусалима. М., 1886.

«Древние религии // Эпоха № 7. СПб., 1864; Конец античного мира // Дело. СПб., 1882. № 5, 6; Марк Аврелий // Заграничный Вестник. СПб., 1882. № 1; Иудаизм как раса и как религия // Восход. 1883, СПб, № 4; Талмуд // Научное Обозрение. 1900, № 5.

Сборники: Исторические очерки. СПб., 1886; Сборник мелких статей и речей. Т 1 – 2. СПб., 1895.

Репринтные издания: Апостол Павел. М., 1991; Жизнь Иисуса. М., 1991; Марк Аврелий и конец античного мира. М., 1991; Христианская церковь. М., 1991.

Лит.: Гетэ (аббат). Опровержение на выдуманную жизнь Иисуса Христа, соч. Э. Ренана (пер. с франц.). СПб., 1865; Берсье. Царское достоинство Иисуса Христа, ответ Э. Ренану и Л. Толстому // Православное Обозрение, 1889, № 4; Слонимский Л. Эрнест Ренан // Вестник Европы. 1892, кн. 11, 12; Слонимский Л. Философские драмы Ренана // Вестник Европы. 1893, кн. 1; Николаев Ю. Ренан, как беллетрист // Русское Обозрение, 1893, № 6; Годлевский С. Ф. Ренан. Его жизнь и научно-литературная деятельность. СПб., 1895; Трубецкой С. Н. Ренан и его философия // Русская Мысль. 1898, № 3; Михайловский Н. К. Драмы Ренана // К свету. СПб., 1904; Сорель Ж. Эрнест Ренан: критический этюд. СПб., 1908; Гараджа В. И. Ренан // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3.: Н — С. М., 2001. С. 443; Ермаков В. С. Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный. СПб., 2003. С. 174; Философский словарь / Пер. с нем.; под ред. Г. Шишкоффа, общ. ред. В. А. Малинина; 22-е, новое, переработ. изд. М., 2003. С. 384; Desportes H., Bournand F. Ernest Renan, sa vie et son œuvre. P., 1892; Grant Duff E. Ernest Renan, in memoriam. L. ; N. Y., 1893; Séailles G. Ernest Renan, essai de biographie psychologique. P., 1894; Monod G. Les maîtres de l’histoire: Renan, Taine, Michelet. P., 1894; Allier R. S. Ph. La philosophie d’Ernest Renan. P., 1895; Guillout P. L’esprit de Renan. P., 1912; Lasserre P. La jeunesse d’ Ernest Renan: V. 1–3, P., 1925–1932; Lаgrаngе M. J. Christ and Renan. Cincinnati, etc., 1928; Tieghem P. van. Renan. P., 1948; Chadbourne R. Ernest Renan as an essayist. Ithaca, 1957; Сharlton D. Positivist thought in France during the Second Empire. Oxford, 1959; Millepierres F. La vie d’Ernest Renan, sage d’Occident, P., 1961; Сhadbourne R. M. Ernest Renan. N. Y., 1968. Balcou J. Renan et la Bretagne. P., 1992; Richard E. Ernest Renan penseur traditionaliste? Aix ; Marseille, 1996; Deth J. -P. van. Ernest Renan. P., 2012.