Приглашаем посетить сайт

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова
Принцип морализма в литературе ХХ века

Принцип морализма в литературе ХХ века

Принцип морализма связан с исторической ситуацией в ХХ веке, когда человечество после «переоценки ценностей», о которой говорил Ницше, познало разгул аморальности, литература не только отразила это обесценивание морали, но и вернулась к традициям моралистов XVII–XVIII веков. В литературе нередко на первом месте оказываются моральные проблемы, герои здесь вводятся для испытания моральных истин на прочность. Однако мораль не превращается в дидактизм, она понимается как освобождение природной сущности человека от лицемерия. Одной из отправных точек для развития этого взгляда стало осуждение в Англии Оскара Уайльда на тюремное заключение за безнравственное поведение и последующая обструкция великого писателя со стороны ханжеского английского великосветского общества. Во Франции эта позиция была объявлена бездушной, ему была предоставлена возможность проживания в Париже после освобождения. Уайльд оказал огромное влияние на крупнейшего представителя моралистической литературы Андре Жида (см. статьи об А. Жиде и его произведениях). Здесь же, во Франции, сложилась группа писателей-католиков (Ф. Мориак, Ж. Бернанос, Ж. Грин), произведения которых тоже можно рассматривать как примеры моралистической литературы. Принцип морализма в литературе ХХ века свойствен и реалистической литературе, и литературе модернизма, причем последней даже в большей степени, хотя иногда и в причудливых, антиморалистических обличиях («Имморалист» А. Жида, «Калигула» и «Посторонний» А. Камю, «В ожидании Годо» С. Беккета, «Дневник вора» и «Кэрель» Ж. Жене).

Лит: Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней / 6-е изд. М., 2009.