Приглашаем посетить сайт

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова
Принцип философизма в литературе ХХ века

Принцип философизма в литературе ХХ века

Принцип философизма формировался во французской литературе в течение веков (произведения Монтескье, Вольтера, Дидро, Руссо и др.). В ХХ веке он становится одним из основных литературе «культурного запроса», входящей в круг чтения высокообразованной интеллигенции. Принцип философизма (или философствования) предполагает, что основными героями произведения становятся не персонажи, а идеи, что меняет структуру произведения во всех его звеньях. Усиливается связь новейшей литературы с древней притчей — дидактико-аллегорическим жанром литературы, в ос­новных чертах близким басне. В отличие от нее форма притчи, как считает С. С. Аверинцев, возникает в некотором контексте, в связи с чем она допуска­ет отсутствие развитого сюжетного движения и может редуциро­ваться до простого сравнения, сохраняющего, однако, симво­лическую наполненность; с содержательной стороны отличается тяготением к глубинной «премудрости» религиозного или моралистического порядка. В своих модификациях притча — универсальное явление ми­рового фольклора и литературного творчества. Однако для определенных культурных эпох, особенно тяготеющих к дидактике и аллего­ризму, притча была центральным жанром, эталоном для других жанров, отмечает С. С. Аверинцев. Притчевость свойственна произведениям Ж. П. Сартра, А. Камю, представлена в драматургии С. Беккета, Ж. Жене.

В области поэзии философичность присутствует со времен античности. Однако магистральной линией такой поэзии была направленность на философское осмысление мироустройства, мировой гармонии, дисгармоничность же мира чаще представала как личное переживание, приобретая лирическое, а не философское звучание. В поэзии ХХ века эти линии сливаются, при этом острота лирического чувства ослабляется интеллектуальным постижением бытия, в котором многие поэты подчеркивают абсурдность мира, ничтожность человека.

Вл. А. Луков