Приглашаем посетить сайт

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова
Неоромантическое движение

История литературы. Движение как понятие теории истории литературы.

Неоромантическое движение

(статья Вл. А. Лукова)

— истории литературы со своей теорией (прежде это была часть общей теории литературы, теперь же она тоже оформляется в самостоятельный раздел филологической науки — теорию истории литературы. Позволим себе, несколько отступая от темы, точнее — расширяя ее, дать общую характеристику зарождающейся самостоятельной науке.

— филологическая наука, входящая в состав литературоведения и изучающая историю всемирной литературы, отдельных национальных литератур. История литературы — относительно новая наука, хотя имеющая предысторию. На протяжении тысячелетий человечество фиксировало сведения о развитии литературы в других формах. Изустно бытовали и записывались легенды о древних певцах, сказителях, мудрецах — Орфее и Гомере, Конфуции и Вальмики, Заратуштре и Моисее. Биографии трубадуров (XIII век) также носят легендарный характер, как и первая биография Шекспира (Н. Роу, 1709). Реальное, документальное смешивалось с фантастическим, история представала в персоналиях авторов, главное не отделялось от второстепенного. Параллельно развивался другой источник науки о литературе — поэтика как нормативная теория. Здесь со времен «Поэтики» Аристотеля царило представление об извечных законах литературного творчества, особое внимание уделялось жанровой классификации и кодификации. Третий важнейший источник истории литературы — литературная критика, достигшая больших высот уже к XVIII веку. Чтобы могла появиться новая наука, необходимо было: осознать специфику научного знания как достоверного и проверяемого (сделано в философии и точных науках в XVII–XVIII веках); разработать и освоить принцип историзма (сделано романтиками в начале XIX века); соединить в анализе данные о писателе и его произведении (сделано литературным критиком Ш. О. Сент-Бевом в 1820–30-е годы); выработать представление о литературном процессе как закономерно развивающемся явлении культуры (сделано литературоведами XIX–XX веков). К началу XXI века история литературы обладает основными признаками науки: определен предмет изучения — мировой литературный процесс; сформировались научные методы исследования (сравнительно-исторический, типологический, системно-структурный, мифологический, психоаналитический, историко-функциональный, историко-теоретический, тезаурусный и др.); выработаны ключевые категории анализа литературного процесса.

— начале ХХ века в России («Всеобщая история литературы» под ред. В. Ф. Корша и А. Кирпичникова, 4 т., 1880–1892), Германии («Иллюстрированная всемирная история литературы» И. Шерра, 3 т., 1884–1885; «История всемирной литературы и театра всех времен и народов» Й. Харта, 2 т., 1894; «История литературы всех народов» О. фон Лейкснера, 4 т., 1898–1899; «История мировой литературы» К. Буссе, 2 т., 1910–1913), Франции («Литературное развитие различных племен и народов» Ш. Летурно, 1894), США («Литература всех наций и всех веков» под ред. Д. Хоторна и др., 10 т., 1902) и др. Наиболее интересные издания второй половины ХХ в. — «История литератур» под ред. Р. Кено (3 т., Париж, 1957–1963), «Всемирная литература» Б. Б. Травика (2 т., Нью-Йорк, 1963–1964, «Всемирная история литературы» под ред. Ф. Й. Биллесков-Янсена (12 т., Стокгольм, 1971–1974), «Великие писатели мира» под ред. П. Брюнеля и Р. Жоанни (5 т., Париж, 1976–1978). Вершиной реализации возможностей истории литературы как науки можно считать «Историю всемирной литературы», подготовленную коллективом российских ученых в 1990-е годы (среди авторов — крупнейшие отечественные литературоведы С. С. Аверинцев, Н. И. Балашов, Ю. Б. Виппер, М. Л. Гаспаров, Н. И. Конрад, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Е. М. Мелетинский, Б. И. Пуришев и др.). Вышли авторитетные издания об истории большинства национальных литератур мира, об отдельных эпохах, направлениях, стилях и т. д.

К ключевым категориям истории литературы относятся такие, как «литературный процесс» (и ряд сопутствующих понятий, в том числе стабильные и переходные периоды, эпохи), «литературный факт», «жанр» (и «система жанров»), «направление», «течение», «школа», «художественный метод» (и сопутствующие этому понятию категории «концепция мира человека и искусства», «нравственно-эстетический идеал»), «стиль».

«литературный процесс» появился в конце 1920-х годах для характеристики исторического существования, функционирования и эволюции литературы как целостности, воспринимаемой в контексте культуры: «Литературный процесс есть неотторжимая часть культурного процесса» (М. М. Бахтин).

«литературный факт» введен Ю. Н. Тыняновым в статье «Литературный факт» (сб. «Архаисты и новаторы», 1929) в рамках разработки (совм. с Б. М. Эйхенбаумом) концепции литературного быта. К литературным фактам Тынянов причислил те события и отношения литературной жизни, которые входят в структуру литературы эпохи как целого.

«направление», «течение», «школа» возникали в литературоведении XIX–XX вв. для обозначения совершенно разных явлений. Все они имеют отношение к писателям и их произведениям (то есть к истории литературы), а не к принципам художественного творчества (то есть к поэтике). Направление — наиболее общее типологическое объединение писателей определенной эпохи на основе общности художественного метода. Течения — более тонкая дифференциация группировки писателей в рамках одного направления или (в переходные периоды) не сформировавшиеся в направления литературные явления из-за размытости системы художественных принципов. Школа — объединение писателей, осознанное ими самими.

«Художественный метод» — это поэтологический термин, в последнее время подвергнутый критике. Однако он может использоваться в истории литературы как ориентир для выделения направлений. Художественный метод — это система принципов отбора, оценки и воспроизведения действительности. В его основе лежат определенная концепция мира, человека и искусства (то есть логически осмысленная и сформулированная позиция писателя, заявленная им или реконструированная исследователем) и нравственно-эстетический идеал (то есть образ должной жизни). О художественных методах говорят только начиная с Нового времени, когда они потеснили жанровый способ развития литературного процесса и начали оказывать большое, все более и более определяющее влияние на генезис жанров и жанровых систем.

«стиль» в равной степени относится к поэтике (система художественных приемов, по которым определяется авторство, индивидуальность, противопоставленность другим системам) и к истории литературы (тогда говорят о литературном процессе как о смене стилей эпохи). Стиль — это характеристика формы, того, что непосредственно представлено глазам читателя (композиция, язык, способы создания характера и т. д.), а также аспект единичного и особенного, в отличие от аспекта общего, что представлено в содержании понятия художественного метода.

Историография литературоведения и, в частности, историография истории литературы пока недостаточно разработана, хотя в любой литературоведческой диссертации есть обязательный раздел, посвященный анализу критической литературы по теме исследования. Такая наука необходима не только для признания авторства идей в гуманитарной области знаний, но и для того, чтобы не возникало иллюзии, будто все, что излагается в истории литературы, носит объективный характер, не зависимый от точки зрения исследователя. Так, огромная литература об эпохе Возрождения создает представление, что это точный термин, обозначающий реально существовавшую эпоху в истории человечества. Но представление о Возрождении как отдельной эпохе сложилось лишь во 2-й половине XIX века («Возрождение» Ж. Мишле, 1855; «Культура Италии в эпоху Возрождения» Я. Буркхардта, 1860). Й. Хёйзинга подверг критике взгляды Буркхардта и предложил вообще не использовать это понятие как малопродуктивное и безосновательное (статья «Проблема Возрождения», 1930), одни ученые утверждали, что был не один, а несколько Ренессансов (У. Фергюссон, Э. Панофский и др.), а другие — что Ренессанса вообще не было (Л. Торндайк, Р. Мунье и др.).

— наиболее динамично развивающаяся часть литературоведения. Что же обозначает в этой системе терминов понятие «литературное движение»?

— это объединение писателей против господствующих тенденций в искусстве при формировании нового направления.

«движение» входит в одну группу с терминами «направление», «течение», «школа», но имеет важную особенность: он может объединять все эти понятия (точнее, стоящие за ними явления) против господствующих форм искусства, да и его устоявшегося содержания, создавая ощущение надвигающейся смены культурной парадигмы эпохи.

затухания до конца 1910-х годов. Неоромантическое движение противостояло комплексу явлений предыдущего периода, в который вошли как литературно-художественные направления (реализм, принявший во второй половине века форму «искреннего реализма», натурализм, бидермейер), так и философско-научные составляющие (позитивизм, дифференциация естественно-научного знания и успехи его различных областей), к которым добавляются особенности обыденной культуры (развитие техники, изменение моды, уклад быта, отразившийся в бидермейере). Неоромантическое движение рядом черт напоминало романтическое движение начала XIX века, но, в отличие от него, противостояло не классицизму, поэтому во многом вобрало в себя неоклассицистские тенденции, установки, формы. К неоромантическому движению могут быть отнесены направления (символизм), течения (собственно неоромантизм, эстетизм), школы и кружки (например, С. Малларме), национальные разновидности (например, бельгийский символизм, т. н. латиноамериканский модернизм и постмодернизм).

— М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. — 102 с.