Приглашаем посетить сайт

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова
Мореас Жан

Мореас Жан

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова Мореас Жан

Мореас (Moréas) Жан (псевд., настоящее имя — Яннис, иначе Иоаннис Пападиамандопулос, 15. 04. 1856, Афины, — 30. 04. 1910, Сен-Манде, департамент Сена) — французский поэт греческого происхождения. Мореас — автор термина «символизм».

Отец его был крупным юристом в Афинах, занимался поэзией. Юноша рано начал писать. Его первый сборник стихов «Горлицы и змеи» (1873) был написан по-гречески, в 18 лет он возглавил журнал «Парфенон». Благодаря гувернантке-француженке Мореас с детства знал французский язык. В 1875 Мореас отправился в Париж изучать в Сорбонне право, с 1882 постоянно жил в Париже, познакомился с Г. Мопассаном и др. писателями. Здесь он опубликовал символистские сборники «Сирты» («Les Syrtes», 1884), «Кантилены» («Les Cantilènes», 1886). В гармоничности и неподвижности изображаемого Мореасом материаль­ного мира видны традиции «Парнаса». Характерный для символизма мотив воспоминания, связующего лирического героя с идеальным миром, у Мореаса приобретает пессимистическое звучание (стихотворение «Быть безмятежным» в сборнике «Сир­ты»). В его поэзии очевидны черты декаданса.

В «Манифесте символиз­ма» («Le Symbolisme», 1886) Мореасом была сформулирована эстетическая программа, охватывающая как вопросы содержания, так и вопросы формы символистских произведений. Он возводит традицию символизма к поэмам А. де Виньи, к У. Шекспиру, к мистикам и еще дальше, из современных поэтов рассматривает Ш. Бодлера как подлинного предшественника нового поэтического движения, где Мореас выделяет С. Маллар­ме, который «открыл в нем ощущение таинственного и невыразимого», П. Верлена, который «разорвал жестокие путы стиха». Главное в символизме, по Мореасу: «…подлинный характер символического искусства состоит в том, чтобы никогда не доходить до познания Идеи-в-себе. Таким обра­зом, в этом искусстве картины природы, поступки людей, все кон­кретные явления не могли бы выступать сами по себе: здесь это осязаемые оболочки, имеющие целью выявить свое скрытое род­ство с первичными Идеями».

«Манифест символизма» принес Мореасу широкую известность. Он способствовал декадентскому пе­рерождению символизма в 1880-х.

Однако в начале 1890-х годов поэт отходит от символизма. Его сборник «Страстный пилигрим» («Le Pèlerin passioné», 1891) и особенно предисловие к нему способст­вовали созданию неоклассицистической «романской школы» (М., М. Дюплесси, Р. де Латайед, Ш. Моррас, Э. Рейно), в которой возрождение поэти­ческих принципов «Плеяды» сочеталось с декадентской направленностью творчества этих поэтов, с противопоставлением французской «ясности» творчеству «северных варваров» П. Б. Шелли, Г. Ибсена, Л. Толстого. Исследователи считают «романскую школу» первым проявлением неоклассицизма во фран­цузской модернистской поэзии.

Лучшее произведение Мореаса этой поры неоклассицизма — семь книг небольших стихотворений в 2–3 строфы «Стан­сы» («Les Stances», 1899–1901, 1920). Писал он также прозу («Рассказы старой Франции» — «Contes de la vieille France», 1905; «Эскизы и воспоминания» — «Esquisses et Souvenirs», 1908; раньше, в 1886 г., в соавторстве с Полем Аданом написал романы «Девицы Курбе» и «Чай у Миранды», своего рода пародии на роман натурализма), пытался возродить мотивы античной трагедии на французской сцене («Ифигения в Авлиде» — «Iphigénie à Aulis», 1904), писал статьи.

«Русской мысли» опубликовал некролог о Мореасе, в котором высоко оценил его вклад в поэзию), Б. Лифшиц, И. Эренбург и др.

— Le Symbolisme; текст перевода (в сокр.).

Œuvres: V. 1–2. P., 1923–26; в рус. пер. — [Стихи] // Брюсов В. Полн. собр. соч. и переводов. Т. XXI. СПб., 1913; [Стихи] // Эренбург И. Тень деревьев. М., 1969; [Стихи] // Лившиц Б. У ночного окна. М., 1970; Манифест символизма (в сокр.) // Храповицкая Г. Н., Ладыгин М. Б., Луков Вл. А. Зару­бежная литература XX века: Хрестоматия. Т. 1: 1871–1917. М., 1980; [Стихи; Символизм] // Поэзия французского символизма. Лотреамон Песни Мальдорора. М., 1993.

Лит.: Гурмон Р. де. Книга масок. СПб., 1913; Обломиевский Д. Д. Французский символизм. М., 1973; Embiricos A. Les étapes de Jean Moréas. Lausanne, 1948; Butler J. D. Jean Moréas: A Critique of His Poetry and Philosophy. The Hague, 1967; Jouanny R. A. Jean Moréas, écrivain Grec. Athènes, 1975; Adamson W. L. Embattled Avant-gardes: Modernism’s Resistance to Commodity Culture in Europe. Los Angeles, 2007.