Камю Альбер
Камю (Camus) Альбер (7. 11. 1913, Мондови, Алжир, — 4. 01. 1960, Вильблевен, деп. Йонна, Франция) — французский писатель, мыслитель и моралист. Родился в Алжире, в семье сельскохозяйственного рабочего Люсьена Камю. Мать — Катрин Сантес, испанка по происхождению. Когда Камю не было еще года, от тяжелого ранения, полученного в битве на Марне, умирает отец. Мать Камю с двумя детьми переезжает в Алжир, где устраивается уборщицей.
В 1918 г. Камю отдан в начальную школу Белькура. Окончив ее с отличием, учится в Алжирском лицее на стипендию, которую выхлопотал для него его школьный учитель Луи Жермен. В лицее (1923–1932) Камю знакомится с трудами Ницше, с книгами А. Жида, М. Барреса, А. Мальро, М. Пруста. Одним из любимейших его писателей становится Ф. М. Достоевский.
В 1930 г. Камю заболевает туберкулезом, почти год лежит в больнице, после чего возвращается в лицей. В 1931 г. в классе философии Камю знакомится с молодым преподавателем философии и литературы Жаном Гренье, оказавшим огромное влияние на духовное становление будущего писателя и ставшим впоследствии его наставником и другом. Благодаря Ж. Гренье Камю знакомится с идеями религиозного экзистенциализма, определяется его интерес к философии.
ский факультет Алжирского университета, где упорно занимался, совмещая занятия в университете с работой. С увлечением изучает труды Кьеркегора, Шопенгауэра, Шпенглера, Шестова. В журнале «Юг» опубликованы небольшие заметки Камю, написанные по совету Жана Гренье: «Жан Риктюс. Поэт нищеты», «О музыке», «Философия века», эссе «Бред», «Сомнения», «Искушение лжи», «Пожелание», «Возвращение к самому себе». Первые заметки и эссе Камю при всей их незрелости содержат некоторые важные мотивы: анархический бунт против общественных условностей, уход в мир грез, принижение рационального начала в искусстве. В целом первые произведения Камю отражают кризисное состояние духа, характерное для значительной части европейской интеллигенции после первой мировой войны.
Осенью 1935 г. Камю вступает в алжирскую секцию коммунистической партии Франции. Он рассматривает коммунизм как «первый шаг, как аскезу, подготавливающую почву для более духовной деятельности». По поручению партии ведет пропагандистскую работу среди мусульман.
В 1936 г. Камю возглавил Театр труда, где выступил как режиссер, актер и автор. В театре были поставлены «Каменный гость» А. С. Пушкина, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, «На дне» М. Горького, пьесы по произведениям А. Жида, А. Мальро и др.
В 1937 г. Камю выходит из коммунистической партии.
В том же году он выпустил сборник эссе «Изнанка и лицо» («L’Envers et l’Endroit»), главной проблемой которого становится вопрос об обретении личностью достоинства в абсурдном мире. Камю говорит жизни «да», несмотря на абсурдность бытия, ибо нужно «быть самому вечной радостью становления…». Создавая в сборнике лирических эссе «средиземноморский миф», Камю стремится уйти от хаоса истории в мудрость природы.
ностью в газете «Альже репюбликен» и параллельно продолжает литературную работу, пишет философскую драму «Калигула» («Caligula», 1944), повесть «Посторонний» («L’étranger», 1942), эссе «Достоевский и самоубийство», вошедшее впоследствии в «Миф о Сизифе» под названием «Кириллов», заканчивает работу над романом «Счастливая смерть» («La mort heureuse», 1971). Во время оккупации фашистами Франции Камю ведет подпольную работу в организации «Комба».
Роман (часто называемый повестью) «Посторонний» имел огромный успех, надолго став одним из самых читаемых произведений французской литературы XX века. Он получил высокую оценку критики. См. статью: Посторонний (роман А. Камю); Мерсо (персонаж романа А. Камю).
Отмечая внешне бесстрастный тон повествования в «Постороннем», Р. Барт говорил о «нулевом градусе письма» в повести. Действительно, Камю убежден, что жизнь проста, что люди все усложняют, а поэтому и говорить о ней надо просто, без метафор, намеков, сложных культурных реминисценций, за которыми стремление убежать от осознания трагизма человеческого удела.
Этапным д,ля Камю произведением стала книга «Миф о Сизифе» («Le mythe de Sisyphe», 1942), завершающая первый период в творчестве писателя. «Миф о Сизифе» имеет подзаголовок: «Эссе об абсурде». Проблемы абсурда и «верховного самоубийства» как выражение человеческого бунта против него становятся центральными в этом цикле. В «Мифе о Сизифе» Камю дает определение абсурда: «Сам по себе мир попросту не наделен разумом: это все, что можно о нем сказать. Но столкновение этой иррациональности с отчаянным желанием ясности, зов которой раздается в глубинах человеческого существа, — вот что абсурдно. Абсурд зависит столько же от человека, сколько и от мира».
Абсурд влечет за собой бунт против Бога и человеческого удела. Предтечей экзистенциалистов в разработке этой проблематики Камю считает Ф. М. Достоевского. Один из персонажей «Бесов» Кириллов трактуется французским писателем как «человек абсурда», для которого самоубийство стало единственным средством освободиться от муки абсурдом. Кириллов—логический самоубийца: если жизнь не имеет смысла, то не имеет смысла ее проживать.
— это не конечный вывод, но лишь начальная точка в искании истинных ценностей.
Проблеме метафизического бунта посвящена пьеса Камю «Калигула». Непосредственным историческим источником сюжета является сочинение римского историка и писателя I в. н. э. Светония «О жизни двенадцати цезарей». По свидетельству Кристиан Галендо, в 1937 г. Камю читал «Калигулу» Светония. Он был очарован этой личностью. Он постоянно говорил о нем и главным образом его «играл».
В процессе художественной обработки исторического материала Камю отказывается от конкретно-исторического анализа и рассматривает главного героя как носителя метафизического бунта, а его трагедию как трагедию «верховного самоубийства». В 1958 г. в предисловии к американскому изданию сборника пьес Камю писал: «Калигула» — это история верховного самоубийства. История, которая в высшей степени трагична и человечна. Из верности самому себе, неверный по отношению к ближним, Калигула соглашается умереть, поняв, что никто не может спастись в одиночку и что нельзя быть свободным против других людей».
Потеряв любимую женщину, молодой император осознает простую истину: «Люди умирают и они несчастны». Калигулу раздражает успокоительная ложь, которая его окружает. Он стремится к абсолюту, хочет «жить по правде». Но абсолют недостижим, как недостижима луна, которую хочет заполучить Калигула. Император хочет изменить существующий порядок бытия. Его власть и свобода беспредельны. Постижение абсурдности жизни делает из доброго и созерцательного Калигулы жестокого тирана, убивающего своих подданных.
«Если правда Калигулы — в его бунте, то его ошибка — в отрицании людей. Нельзя все разрушить, не разрушив самого себя»,— писал впоследствии Камю.
См. статью: Калигула (пьеса А. Камю).
Роман «Чума» («La peste», 1947) — самое крупное из прозаических произведений Камю. По выходе в свет роман был отмечен премией критики. Французский критик Г. Пикон писал: «В этом стройном произведении, столь безмятежном на вид, звучит много различных голосов. В нем уживаются одновременно абсурд и бунт, безразличие и страсть, холодность и восторженность, отвлеченность и чувственность, ощущение вечного и сиюминутного…».
См. статью: Чума (роман А. Камю).
«Бунтующий человек» («L’homme révolté», 1951), в которой писатель прослеживает историю идеи бунта. Писатель последовательно рассматривает «метафизический», «исторический» бунт, «бунт и искусство». Исходным пунктом его философии остаются абсурд и вытекающий из него бунт. Однако в «Бунтующем человеке» дана несколько иная трактовка бунта, нежели в «Мифе о Сизифе». Бунт отныне не просто «отказ от примирения» и «зрелище человеческой гордыни», некое абсолютное отрицание, чреватое вседозволенностью, но требование человеческой солидарности, признание ценности «другого». «В бунте человек воссоединяется с другими людьми, и с этой точки зрения человеческая солидарность является метафизической», — писал Камю. Таким образом, в «Бунтующем человеке» «индивидуальная ценность личности обретает общечеловеческое значение и смысл» (К. М. Долгов).
«Изгнание и царство» («L’exil et le royaume», 1957) Камю вновь призывает презреть суетность повседневной жизни, одолеть в себе косность привычного существования и слиться с «нежным безразличием природы». Критика встретила сборник доброжелательными отзывами. Г. Пикон отмечал «материальную весомость», появившуюся в новеллах сборника, столь отличную от абстрактности и аллегоричности предшествующих произведений писателя.
В 1956 г. была опубликована повесть Камю «Падение» («La chute»). Первоначально он предполагал включить ее в состав «Изгнания и царства», но значительные размеры повести изменили его намерение.
«Падение» — произведение позднего Камю, отразившее существенные особенности его творческой эволюции. В повести заметна некоторая смятенность писателя, нечеткость его авторской позиции. Она представляет собой исповедь «ложного пророка», человека умного, но бесчестного, пытающегося собственный нравственный проступок оправдать всеобщей, по его убеждению, низостью и порочностью. Герой Камю — двуличен: он желает казаться порядочным, не будучи таковым. Его главная забота — оправдать себя, а главное качество, по выражению автора, — неспособность любить.
«Падении» Камю учиняет расправу над собственным мировоззрением, которая «неизбежно устраняла заслоны, оберегавшие его былой гуманизм от поглощения болезненным скепсисом и мизантропией».
В 1957 г. Камю становится лауреатом Нобелевской премии по литературе. Премия была присуждена писателю «за его значительную литературную деятельность, которая с чрезвычайной проницательностью осветила проблемы человеческой совести в нашу эпоху».
ской премии с речью, получившей название «Шведской речи» («Discours de Su?de», 1958), писатель изложил основные положения своей эстетики. Он возлагает на художника ответственность за все, что происходит вокруг. Он отмечает возрастающую роль искусства и художника в современном мире. Назначение искусства Камю видит в «отрицании лжи и сопротивлении угнетению».
В 1959 г. Камю осуществляет инсценировку «Бесов» Достоевского.
ря 1960 г. Ф. Мориак, говоря о месте писателя в современной культуре, отмечал: «Молодой человек жаждет моральных наставлений… И заслуга Камю состоит именно в том, что он удовлетворяет эту потребность».
Соч.: Théâtre. Récits. Nouvelles. P., 1962 (Bibl. de la Pléiade); Essais. P., 1965 (Bibl. de la Pléiade); Carnet I, mai 1935 à février 1942. P., 1962; Carnet II, janvier 1942 à mars 1951. P., 1964; Correspondance 1932–1960. P., 1982; в рус. пер. — Избранное. М., 1969; Сочинения. М., 1989; Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990; Творчество и свобода: Статьи, эссе, записные книжки. М., 1990; Соч.: В 5 т. Харьков, 1998; Записные книжки. М., 2000.
«несчастного сознания»: Театр, проза, философскя эссеистика, эстетика Альбера Камю. М., 1973; Кушкин Е. П. Альбер Камю. Ранние годы. Л., 1982; Барт Р. Нулевая степень письма // Барт Р. Семиотика. М., 1983. С. 306–349; Долгов К. М. От Кьеркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. М., 1990; Фокин С. Л. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. СПб., 1999; Трыков В. П. Камю // Зарубежные писатели: В 2 ч. М., 2003. Ч. 1. С. 496–500; Луков Вл. А. Драма Альбера Камю «Калигула» // Зарубежная литература ХХ века: Практикум / 4-е изд. М., 2004. С. 297–313; Луков Вал. А., Луков Вл. А. Горизонты истории идей и ключевых слов: поиск собеседника в едином поле литературы. «Миф о Сизифе» Альбера Камю и Ф. М. Достоевский // Горизонты гуманитарного знания: Колл. монография. М., 2011. С. 250–265; Luppé R. Albert Camus. P., 1957; Quilliot R. La mer et les prisons. P., 1970; Crochet M. Les mythes dans l’?uvre d’A. Camus. P., 1975; Moreau J. -L. Camus, l’intouchable. Polè?miques et complicités. P., 2010.