Приглашаем посетить сайт

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова
Камю Альбер

Камю Альбер

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова Камю Альбер

Камю (Camus) Альбер (7. 11. 1913, Мондови, Алжир, — 4. 01. 1960, Вильблевен, деп. Йонна, Франция) — французский писатель, мыслитель и мо­ралист. Родился в Алжире, в семье сельскохозяйственного рабочего Люсьена Камю. Мать — Катрин Сантес, испанка по происхождению. Когда Камю не бы­ло еще года, от тяжелого ранения, полученного в битве на Марне, умирает отец. Мать Камю с дву­мя детьми переезжает в Алжир, где устраивает­ся уборщицей.

В 1918 г. Камю отдан в начальную школу Белькура. Окончив ее с отличием, учится в Алжир­ском лицее на стипендию, которую выхлопотал для него его школьный учитель Луи Жермен. В лицее (1923–1932) Камю знакомится с трудами Ницше, с книгами А. Жида, М. Барреса, А. Мальро, М. Пруста. Одним из любимейших его писателей становится Ф. М. Достоевский.

В 1930 г. Камю заболевает туберкулезом, почти год лежит в больнице, после чего возвращается в лицей. В 1931 г. в классе философии Камю знакомится с молодым преподавателем философии и литературы Жаном Гренье, оказавшим огром­ное влияние на духовное становление будущего писателя и став­шим впоследствии его наставником и другом. Благодаря Ж. Гренье Камю знакомится с идеями религиозного экзистенциализма, определяется его интерес к философии.

­ский факультет Алжирского университета, где упорно занимался, совмещая занятия в универ­ситете с работой. С увлечением изучает труды Кьеркегора, Шопенгауэра, Шпенглера, Шестова. В журнале «Юг» опубликованы небольшие заметки Камю, написанные по совету Жана Гренье: «Жан Риктюс. Поэт нищеты», «О музыке», «Фи­лософия века», эссе «Бред», «Сомнения», «Иску­шение лжи», «Пожелание», «Возвращение к са­мому себе». Первые заметки и эссе Камю при всей их незрелости содержат некоторые важные мотивы: анархический бунт против общественных условностей, уход в мир грез, принижение ра­ционального начала в искусстве. В целом пер­вые произведения Камю отражают кризисное состояние духа, характерное для значительной части европейской интеллигенции после первой мировой войны.

Осенью 1935 г. Камю вступает в алжирскую сек­цию коммунистической партии Франции. Он рассматривает коммунизм как «первый шаг, как аскезу, подготавливающую почву для более ду­ховной деятельности». По поручению партии ве­дет пропагандистскую работу среди мусульман.

В 1936 г. Камю возглавил Театр труда, где вы­ступил как режиссер, актер и автор. В театре были поставлены «Каменный гость» А. С. Пуш­кина, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, «На дне» М. Горького, пьесы по произведени­ям А. Жида, А. Мальро и др.

В 1937 г. Камю выходит из коммунистической партии.

В том же году он выпустил сборник эссе «Из­нанка и лицо» («L’Envers et l’Endroit»), главной проблемой которого ста­новится вопрос об обретении личностью достоин­ства в абсурдном мире. Камю говорит жизни «да», несмотря на абсурдность бытия, ибо нужно «быть самому вечной радостью становления…». Создавая в сборнике лирических эссе «средизем­номорский миф», Камю стремится уйти от хаоса ис­тории в мудрость природы.

­ностью в газете «Альже репюбликен» и парал­лельно продолжает литературную работу, пишет философскую драму «Калигула» («Caligula», 1944), повесть «Посторонний» («L’étranger», 1942), эссе «Достоевский и самоубийство», во­шедшее впоследствии в «Миф о Сизифе» под на­званием «Кириллов», заканчивает работу над романом «Счастливая смерть» («La mort heureu­se», 1971). Во время оккупации фашистами Франции Камю ведет подпольную работу в организации «Комба».

Роман (часто называемый повестью) «Посторонний» имел огромный успех, надолго став одним из самых читаемых произведений французской литературы XX века. Он получил высокую оценку критики. См. статью: Посторонний (роман А. Камю); Мерсо (персонаж романа А. Камю).

Отмечая внешне бесстрастный тон повествования в «Постороннем», Р. Барт говорил о «нулевом градусе письма» в повести. Действительно, Камю убежден, что жизнь проста, что люди все усложняют, а поэтому и говорить о ней надо просто, без метафор, намеков, слож­ных культурных реминисценций, за которыми стремление убежать от осознания трагизма че­ловеческого удела.

Этапным д,ля Камю произведением стала книга «Миф о Сизифе» («Le mythe de Sisyphe», 1942), завершающая первый период в творчестве писа­теля. «Миф о Сизифе» имеет подзаголовок: «Эс­се об абсурде». Проблемы абсурда и «верховно­го самоубийства» как выражение человеческого бунта против него становятся центральными в этом цикле. В «Мифе о Сизифе» Камю дает опре­деление абсурда: «Сам по себе мир попросту не наделен разумом: это все, что можно о нем ска­зать. Но столкновение этой иррациональности с отчаянным желанием ясности, зов которой раз­дается в глубинах человеческого существа, — вот что абсурдно. Абсурд зависит столько же от че­ловека, сколько и от мира».

Абсурд влечет за собой бунт против Бога и человеческого удела. Предтечей экзистенциа­листов в разработке этой проблематики Камю счи­тает Ф. М. Достоевского. Один из персонажей «Бесов» Кириллов трактуется французским писателем как «человек абсурда», для которого самоубийство стало единственным средством освободиться от муки абсурдом. Кириллов—логический самоубийца: если жизнь не имеет смысла, то не имеет смысла ее проживать.

— это не конечный вывод, но лишь на­чальная точка в искании истинных ценностей.

Проблеме метафизического бунта посвящена пьеса Камю «Калигула». Непосредственным истори­ческим источником сюжета является сочинение римского историка и писателя I в. н. э. Светония «О жизни двенадцати цезарей». По свидетельст­ву Кристиан Галендо, в 1937 г. Камю читал «Калигулу» Светония. Он был очарован этой личностью. Он постоянно говорил о нем и глав­ным образом его «играл».

В процессе художественной обработки исто­рического материала Камю отказывается от конк­ретно-исторического анализа и рассматривает главного героя как носителя метафизического бунта, а его трагедию как трагедию «верховного самоубийства». В 1958 г. в предисловии к амери­канскому изданию сборника пьес Камю писал: «Ка­лигула» — это история верховного самоубийст­ва. История, которая в высшей степени трагична и человечна. Из верности самому себе, неверный по отношению к ближним, Калигула соглашает­ся умереть, поняв, что никто не может спастись в одиночку и что нельзя быть свободным против других людей».

Потеряв любимую женщину, молодой император осознает простую истину: «Люди умирают и они несчастны». Калигулу раздражает успокоительная ложь, которая его окружает. Он стремится к абсолюту, хочет «жить по правде». Но абсолют недостижим, как недостижима луна, которую хочет заполучить Калигула. Император хочет изменить существующий порядок бытия. Его власть и свобода беспредельны. Постижение абсурдности жизни делает из доброго и созерцательного Калигулы жестокого тирана, убивающего своих подданных.

«Если правда Калигулы — в его бунте, то его ошибка — в отрицании людей. Нельзя все разрушить, не разрушив самого себя»,— писал впоследствии Камю.

См. статью: Калигула (пьеса А. Камю).

Роман «Чума» («La peste», 1947) — самое крупное из прозаических произведений Камю. По выходе в свет роман был отмечен премией критики. Французский критик Г. Пикон писал: «В этом стройном произведении, столь безмятежном на вид, звучит много различных голосов. В нем уживаются одновременно абсурд и бунт, безразличие и страсть, холодность и восторженность, отвлеченность и чувственность, ощущение вечного и сиюминутного…».

См. статью: Чума (роман А. Камю).

«Бунтующий человек» («L’homme révolté», 1951), в которой писатель прослеживает историю идеи бунта. Писатель последо­вательно рассматривает «метафизический», «ис­торический» бунт, «бунт и искусство». Исходным пунктом его философии остаются абсурд и выте­кающий из него бунт. Однако в «Бунтующем че­ловеке» дана несколько иная трактовка бунта, нежели в «Мифе о Сизифе». Бунт отныне не про­сто «отказ от примирения» и «зрелище человече­ской гордыни», некое абсолютное отрицание, чреватое вседозволенностью, но требование че­ловеческой солидарности, признание ценности «другого». «В бунте человек воссоединяется с другими людьми, и с этой точки зрения челове­ческая солидарность является метафизиче­ской», — писал Камю. Таким образом, в «Бунтующем человеке» «индивидуальная ценность личности обретает об­щечеловеческое значение и смысл» (К. М. Дол­гов).

«Изгнание и царство» («L’exil et le royaume», 1957) Камю вновь призывает пре­зреть суетность повседневной жизни, одолеть в себе косность привычного существования и слиться с «нежным безразличием природы». Критика встретила сборник доброжелательными отзывами. Г. Пикон отмечал «материальную ве­сомость», появившуюся в новеллах сборника, столь отличную от абстрактности и аллегорично­сти предшествующих произведений писателя.

В 1956 г. была опубликована повесть Камю «Па­дение» («La chute»). Первоначально он предпо­лагал включить ее в состав «Изгнания и царст­ва», но значительные размеры повести изменили его намерение.

«Падение» — произведение позднего Камю, от­разившее существенные особенности его творче­ской эволюции. В повести заметна некоторая смятенность писателя, нечеткость его авторской позиции. Она представляет собой исповедь «ложного пророка», человека умного, но бесчест­ного, пытающегося собственный нравственный проступок оправдать всеобщей, по его убежде­нию, низостью и порочностью. Герой Камю — двули­чен: он желает казаться порядочным, не будучи таковым. Его главная забота — оправдать себя, а главное качество, по выражению автора, — неспособность любить.

«Падении» Камю учиняет рас­праву над собственным мировоззрением, кото­рая «неизбежно устраняла заслоны, оберегав­шие его былой гуманизм от поглощения болез­ненным скепсисом и мизантропией».

В 1957 г. Камю становится лауреатом Нобелев­ской премии по литературе. Премия была при­суждена писателю «за его значительную литера­турную деятельность, которая с чрезвычайной проницательностью осветила проблемы челове­ческой совести в нашу эпоху».

­ской премии с речью, получившей название «Шведской речи» («Discours de Su?de», 1958), писатель изложил основные положения своей эстетики. Он возлагает на художника ответственность за все, что происходит вокруг. Он отмечает воз­растающую роль искусства и художника в со­временном мире. Назначение искусства Камю видит в «отрицании лжи и сопротивлении угнетению».

В 1959 г. Камю осуществляет инсценировку «Бе­сов» Достоевского.

­ря 1960 г. Ф. Мориак, говоря о месте писателя в совре­менной культуре, отмечал: «Молодой человек жаждет моральных наставлений… И заслуга Ка­мю состоит именно в том, что он удовлетворяет эту потребность».

Соч.: Théâtre. Récits. Nouvelles. P., 1962 (Bibl. de la Pléiade); Essais. P., 1965 (Bibl. de la Pléiade); Carnet I, mai 1935 à février 1942. P., 1962; Carnet II, janvier 1942 à mars 1951. P., 1964; Correspondance 1932–1960. P., 1982; в рус. пер. — Избранное. М., 1969; Сочинения. М., 1989; Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990; Творчество и свобода: Статьи, эссе, записные книжки. М., 1990; Соч.: В 5 т. Харьков, 1998; Записные книжки. М., 2000.

«несчастного сознания»: Театр, проза, философскя эссеистика, эстетика Альбера Камю. М., 1973; Кушкин Е. П. Альбер Камю. Ранние годы. Л., 1982; Барт Р. Нулевая степень письма // Барт Р. Семиотика. М., 1983. С. 306–349; Долгов К. М. От Кьеркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. М., 1990; Фокин С. Л. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. СПб., 1999; Трыков В. П. Камю // Зарубежные писатели: В 2 ч. М., 2003. Ч. 1. С. 496–500; Луков Вл. А. Драма Альбера Камю «Калигула» // Зарубежная литература ХХ века: Практикум / 4-е изд. М., 2004. С. 297–313; Луков Вал. А., Луков Вл. А. Горизонты истории идей и ключевых слов: поиск собеседника в едином поле литературы. «Миф о Сизифе» Альбера Камю и Ф. М. Достоевский // Горизонты гуманитарного знания: Колл. монография. М., 2011. С. 250–265; Luppé R. Albert Camus. P., 1957; Quilliot R. La mer et les prisons. P., 1970; Crochet M. Les mythes dans l’?uvre d’A. Camus. P., 1975; Moreau J. -L. Camus, l’intouchable. Polè?miques et complicités. P., 2010.