Фор Поль
Фор (Fort) Поль (1. 02. 1872, Реймс, — 20. 04. 1960, Монлери, деп. Эсон) — французский поэт и драматург, театральный деятель, издатель литературных журналов. Вышел из простой среды (отец его был мукомолом). В искусстве создавал себя сам. Обычно его включают в круг «малых символистов».
Еще учась в парижском Лицее Людовика Великого, в 18 лет Поль Фор основал «Театр д’Ар» («Théâtre d’Art» — «Художественный театр») и руководил им несколько лет (1890–1894). Здесь утвердилась новая для парижских театров форма представления — чтение стихов, поэтических композиций со сцены с музыкальным сопровождением и продуманным художественным оформлением (что привлекло к театру П. Верлена, П. Гогена). Фор и сам написал одноактную комедию в прозе «Маленькое чудовище» («La Petite Bête»), которую поставил на сцене своего театра 5 октября 1890 г. Статическая манера исполнения показалась привлекательной для молодого М. Метерлинка, чьи маленькие драмы «Непрошенная» (1890), «Слепые» (1890) были в 1891 г. поставлены Полем Фором на сцене «Театр д’Ар».
Несколько остыв к театральной деятельности, Фор обратился к поэзии, издав в 1894 г. сборник стихов «Несколько вещей» («Plusieurs choses»). Он увлекся жанром баллады, стал писать циклы символистских стихов в форме ритмической прозы и в 1897–1908 гг. публиковал их под общим названием «Французские баллады» («Ballades françaises»). В те же годы он занялся изданием журналов. Его журнал «Ливр д’Ар» («Livre d’Art», «Художественная книга») был назван по образцу его же «Художественного театра», самой знаменитой публикацией стало появление в этом журнале 25 апреля 1896 г. пьесы Альфреда Жари «Король Юбю», впоследствии признанной прообразом драмы абсурда. Не менее значим для культуры Франции оказался журнал П. Фора «Стихи и проза» («Vers et prose», 1905–1914), здесь печатались Г. Аполлинер, П. Валери. Бурная деятельность Поля Фора во всех этих направлениях снискала ему признание в творческой среде, и в соответствии с результатами проведенных опросов в 1912 г. он был объявлен «королем поэтов» (или «принцем поэтов», «Prince des poètes»; так при жизни называли Пьера Ронсара; этот символический титул присуждался с 1885 г. пожизненно Шарлю Леконту де Лилю, Полю Верлену, Стефану Малларме, Леону Дьерксу, которого и сменил Поль Фор, а после смерти Фора — Жюлю Сюпервьелю, Жану Кокто, бельгийскому поэту Морису Карему, сенегальскому поэту и первому президенту Сенегала Леопольду Сенгору, тесно связанному с французской культурой).
исторических хрониках (в отличие от хроник Шекспира, названы «французскими хрониками», они имеют разные размеры, от 1 до 6 актов, устанавливая размеры пьесы, длину сцен в зависимости от воплощаемых в них исторических событий подобно хроникам 1820-х годов Л. Вите и П. Мериме): «Людовик XI, любопытный человек» («Louis XI, curieux homme», в 6 актах, 1921); «Изабо» («Ysabeau», в 6 актах, была поставлена в парижском театре Одеон, премьера 26. 10. 1924); «Поле Золотой Парчи» («Le Camp du Drap d’or», в 5 актах, 1926; повеcтвует о переговорах Генриха VIII и Франциска I, состоявшихся 7–24 июня 1520 г. недалеко от Кале, тогда английской территории, на местности, получившей название Поле [или Лагерь] Золотой парчи из-за роскоши обеих королевских свит, причем огромные затраты обоих королевств на эти переговоры для установления вечного мира между ними не дали никаких результатов, через два года война между ними продолжилась); «Золото» («L’Or», в 3 актах, 1927); «Руджиери» («Ruggieri», одноактная хроника, 1927, героем которой стал флорентийский астролог Козьма Руджиери, привезенный во Францию Екатериной Медичи для укрепления ее борьбы с гугенотами, но изменявший и ей, и спасенному им в Варфоломеевскую ночь от католиков Генриху IV; была представлена в один вечер с предыдущей хроникой в Одеоне в мае 1927 г.); «Вильгельм Бастард, или Завоевание Англии» («Guillaume le Bâtard, ou la Conquête de l’Angleterre», в 3 актах, 1928); «Битва за Париж» («L’Assaut de Paris», в 4 актах, 1933).
В 1922 г. П. Фор начал выпускать том за томом, закончив эту работу незадолго до смерти, «Окончательное издание французских баллад и хроник» («Édition définitive des Ballades françaises et Chroniques de France», т. 1–17, 1922–1958), включившее все созданное Ф. — поэтом и драматургом (в названиях первых шести томов не были упомянуты хроники, очевидно, мысль об их включении в это «Окончательное [т. е. не допускающее пересмотра текста, каноническое] издание», пришла П. Фору не сразу).
Интерес представляют и другие работы Фора, прежде всего «История французской поэзии с 1850 года» («Histoire de la poésie française depuis 1850», в соавторстве с Луи Мандэном, 1926) и «Мои мемуары…» («Mes mémoires…», 1944).
Соч.: Édition définitive des Ballades françaises et Chroniques de France: Т. 1–17. P.: Flammarion, 1922–1958; Mes mémoires (toute la vie d’un poète: 1872–1943). P.: Flammarion, 1944; в рус. пер. — [Стихи] / Пер. К. Д. Бальмонта // Бальмонт К. Д. Из мировой поэзии. Берлин: Слово, 1921. С. 177–181; Баллада // Торжественный привет: Стихи зарубежных поэтов в переводе Валерия Брюсова. М.: Прогресс, 1977. С. 159; Моя радость в траву упала; Мой портрет // Тень деревьев: Стихи зарубежных поэтов в переводе Ильи Эренбурга. М.: Прогресс, 1969. С. 122–123; [Стихи] / Пер. Ю. Стефанова, Ю. Денисова // Западноевропейская поэзия XX века. М.: Худ. лит., 1977. С. 534–537. (БВЛ).
éarn P. Paul Fort. P.: Seghers, 1965.
Вл. А. Луков