Приглашаем посетить сайт

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова
Фор Поль

Фор Поль

Современная французская литература. Под редакцией профессора Вл. А. Лукова Фор Поль

Фор (Fort) Поль (1. 02. 1872, Реймс, — 20. 04. 1960, Монлери, деп. Эсон) — французский поэт и драматург, театральный деятель, издатель литературных журналов. Вышел из простой среды (отец его был мукомолом). В искусстве создавал себя сам. Обычно его включают в круг «малых символистов».

Еще учась в парижском Лицее Людовика Великого, в 18 лет Поль Фор основал «Театр д’Ар» («Théâtre d’Art» — «Художественный театр») и руководил им несколько лет (1890–1894). Здесь утвердилась новая для парижских театров форма представления — чтение стихов, поэтических композиций со сцены с музыкальным сопровождением и продуманным художественным оформлением (что привлекло к театру П. Верлена, П. Гогена). Фор и сам написал одноактную комедию в прозе «Маленькое чудовище» («La Petite Bête»), которую поставил на сцене своего театра 5 октября 1890 г. Статическая манера исполнения показалась привлекательной для молодого М. Метерлинка, чьи маленькие драмы «Непрошенная» (1890), «Слепые» (1890) были в 1891 г. поставлены Полем Фором на сцене «Театр д’Ар».

Несколько остыв к театральной деятельности, Фор обратился к поэзии, издав в 1894 г. сборник стихов «Несколько вещей» («Plusieurs choses»). Он увлекся жанром баллады, стал писать циклы символистских стихов в форме ритмической прозы и в 1897–1908 гг. публиковал их под общим названием «Французские баллады» («Ballades françaises»). В те же годы он занялся изданием журналов. Его журнал «Ливр д’Ар» («Livre d’Art», «Художественная книга») был назван по образцу его же «Художественного театра», самой знаменитой публикацией стало появление в этом журнале 25 апреля 1896 г. пьесы Альфреда Жари «Король Юбю», впоследствии признанной прообразом драмы абсурда. Не менее значим для культуры Франции оказался журнал П. Фора «Стихи и проза» («Vers et prose», 1905–1914), здесь печатались Г. Аполлинер, П. Валери. Бурная деятельность Поля Фора во всех этих направлениях снискала ему признание в творческой среде, и в соответствии с результатами проведенных опросов в 1912 г. он был объявлен «королем поэтов» (или «принцем поэтов», «Prince des poètes»; так при жизни называли Пьера Ронсара; этот символический титул присуждался с 1885 г. пожизненно Шарлю Леконту де Лилю, Полю Верлену, Стефану Малларме, Леону Дьерксу, которого и сменил Поль Фор, а после смерти Фора — Жюлю Сюпервьелю, Жану Кокто, бельгийскому поэту Морису Карему, сенегальскому поэту и первому президенту Сенегала Леопольду Сенгору, тесно связанному с французской культурой).

исторических хрониках (в отличие от хроник Шекспира, названы «французскими хрониками», они имеют разные размеры, от 1 до 6 актов, устанавливая размеры пьесы, длину сцен в зависимости от воплощаемых в них исторических событий подобно хроникам 1820-х годов Л. Вите и П. Мериме): «Людовик XI, любопытный человек» («Louis XI, curieux homme», в 6 актах, 1921); «Изабо» («Ysabeau», в 6 актах, была поставлена в парижском театре Одеон, премьера 26. 10. 1924); «Поле Золотой Парчи» («Le Camp du Drap d’or», в 5 актах, 1926; повеcтвует о переговорах Генриха VIII и Франциска I, состоявшихся 7–24 июня 1520 г. недалеко от Кале, тогда английской территории, на местности, получившей название Поле [или Лагерь] Золотой парчи из-за роскоши обеих королевских свит, причем огромные затраты обоих королевств на эти переговоры для установления вечного мира между ними не дали никаких результатов, через два года война между ними продолжилась); «Золото» («L’Or», в 3 актах, 1927); «Руджиери» («Ruggieri», одноактная хроника, 1927, героем которой стал флорентийский астролог Козьма Руджиери, привезенный во Францию Екатериной Медичи для укрепления ее борьбы с гугенотами, но изменявший и ей, и спасенному им в Варфоломеевскую ночь от католиков Генриху IV; была представлена в один вечер с предыдущей хроникой в Одеоне в мае 1927 г.); «Вильгельм Бастард, или Завоевание Англии» («Guillaume le Bâtard, ou la Conquête de l’Angleterre», в 3 актах, 1928); «Битва за Париж» («L’Assaut de Paris», в 4 актах, 1933).

В 1922 г. П. Фор начал выпускать том за томом, закончив эту работу незадолго до смерти, «Окончательное издание французских баллад и хроник» («Édition définitive des Ballades françaises et Chroniques de France», т. 1–17, 1922–1958), включившее все созданное Ф. — поэтом и драматургом (в названиях первых шести томов не были упомянуты хроники, очевидно, мысль об их включении в это «Окончательное [т. е. не допускающее пересмотра текста, каноническое] издание», пришла П. Фору не сразу).

Интерес представляют и другие работы Фора, прежде всего «История французской поэзии с 1850 года» («Histoire de la poésie française depuis 1850», в соавторстве с Луи Мандэном, 1926) и «Мои мемуары…» («Mes mémoires…», 1944).

Соч.: Édition définitive des Ballades françaises et Chroniques de France: Т. 1–17. P.: Flammarion, 1922–1958; Mes mémoires (toute la vie d’un poète: 1872–1943). P.: Flammarion, 1944; в рус. пер. — [Стихи] / Пер. К. Д. Бальмонта // Бальмонт К. Д. Из мировой поэзии. Берлин: Слово, 1921. С. 177–181; Баллада // Торжественный привет: Стихи зарубежных поэтов в переводе Валерия Брюсова. М.: Прогресс, 1977. С. 159; Моя радость в траву упала; Мой портрет // Тень деревьев: Стихи зарубежных поэтов в переводе Ильи Эренбурга. М.: Прогресс, 1969. С. 122–123; [Стихи] / Пер. Ю. Стефанова, Ю. Денисова // Западноевропейская поэзия XX века. М.: Худ. лит., 1977. С. 534–537. (БВЛ).

éarn P. Paul Fort. P.: Seghers, 1965.

Вл. А. Луков