В. Кандинский. Композиция IX. 1936. Париж. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду.
Слово «авангард» — французское, впервые зафиксировано в памятниках XII века. Первоначальное значение слова «Avant-garde» — военный отряд, следующий перед основными силами. В 1853 г. это слово впервые было употреблено для обозначение литературного движения, стремившегося к обновлению искусства.
В ХХ веке именно это второе значение стало особенно популярным для наименования нереалистических течений в различных видах искусства. Одновременно используется и более, может быть, точный термин — авангардизм.
Из литературоведения понятие авангарда (авангардизма) пришло в киноведение и там закрепилось. Если в отечественной науке о литературе оно многие десятилетия носило, как правило, резко отрицательный характер, то в киноведении его негативный оттенок присутствовал при характеристике лишь некоторых, а не всех явлений авангарда.
Установилось два значения термина: узкое и широкое. В узком смысле слова авангард — характеристика некоторых явлений французского кино 1920-х годов.
Французский авангард разделяется на «Первый авангард» и «Второй авангард». См. статью: Сюрреализм и кино.
сходные явления в американском кино. В этом — широком — смысле к авангарду относят и деятельность советских кинорежиссеров-новаторов 1920-х годов. В этом случае отечественный кинематограф даже опережает по времени западный (осмысление «эффекта Кулешова», например, относится к 1917 г.).
В целом авангард определяется как «направление в западноевропейском кино 1920-х гг., связанное с поисками формальных средств киновыразительности» (Кино, 1986: С. 8).
Лит.: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986; Луков Вл. А., Луков А. В. Авангард во французском кино 1920-х годов // XII Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сб. статей и материалов. М., 2000. С. 41–45.
А. В. Луков, Вл. А. Луков