Приглашаем посетить сайт

Логиш С. В.: Сборник статей по истории Итальянской литературы
Витальяно Бранкати

VITALIANO BRANCATI - ВИТАЛЬЯНО БРАНКАТИ
(Пакино, Сиракуза, 1907 - Турин, 1954)

Итальянский писатель. Родился в семье адвоката, не чуждой литературных пристрастий. В 1929 г. окончил университет в Катании, защитив дипломную работу о творчестве писателя Федерико Де Роберто. Несколько лет занимался преподаванием и публиковал свои первые литературные опыты, не имевшие большой художественной ценности (драматическую поэму "Федор" /"Fedor", 1928/, одноактную пьесу "Эверест" /"Everest", 1931/, патриотическую драму "Пьяве" /"Piave", 1932/), а также декларации и манифесты фашистской направленности. В 30-е гг. переезжает в Рим, где также занимается преподаванием. Знакомится с А. Моравиа и К. Альваро, пытается поставить на сцене свои сочинения, но этому препятствует фашистская цензура. После того, как был принят к печати его роман "Друг победителя" ("L'amico del vincitore", 1932), отходит от симпатий к существующему режиму, от националистических идей и "даннунцианства". Новый период творчества Бранкати начинается рассказом "Необычайное дорожное приключение" ("Singolare avventura di viaggio", 1934), публикации которого также препятствовала цензура. Новая стилистика очевидна и в повести "Потерянные годы" ("Gli anni perduti", 1938), в которой ощущается влияние произведений Гоголя и Чехова. Однако в поле зрения критики и читателей писатель попадает после выхода романа "Дон-Жуан на Сицилии" ("Don Giovanni in Sicilia", 1941). На образе главного героя, сорокалетнего Джованни Перколлы, автор показывает атмосферу "донжуанства", господствующую в сицилийском городке; описывая пустое хвастовство и воображаемые любовные приключения его юных жителей, Бранкати делает недвусмысленный намек на неудержимое стремление к имперскому величию, на авантюрный характер истории целой страны, которая растеряла себя в бесконечных многотысячных собраниях и митингах. Как писал Л. Шаша, "самый настоящий фашизм представлялся в глазах Бранкати своего рода синтезом автобиографии целой нации".

"Красавец Антонио" ("Il bell’Antonio"), в котором еще более остро описывается провинциальность в эпоху фашизма: гротескное мужское бессилие, которое охватывает главного героя и становится метафорой. Прошли три года с тех пор, как Антонио Маньяно и состоятельная красавица Барбара поженились, однако брак до конца так и не состоялся. Антонио, несмотря на сильную влюбленность, которую он испытывает по отношению к жене, в ее присутствии испытывает подавленность, некое оцепенение, граничащее с настоящей импотенцией. Разражается скандал, подогреваемый еще и слухами о нем как об общеизвестном соблазнителе и фарсовой атмосферой "донжуанства", бывшего в моде в эпоху фашизма. Сыновнюю "честь" искупает смерть отца Антонио, которого находят поле бомбежки в одном из кварталов Катании, пользующихся дурной славой, при этом старик прижимает к себе женскую туфельку. После падения фашизма Антонио остается равнодушен общему ожиданию перемен, но к нему возвращается его былой эротизм. По словам Л. Шаши, "эротизм" сицилийцев " состоит в том, чтобы думать, мечтать о женщине непрестанно и сильно, временами усложняя и изощряя желание настолько, чтобы не выдержать потом ее присутствия, чтобы быть потом этим униженным и опустошенным".

"Горячий Паоло" ("Paolo il caldo", 1954), а в более широком плане произведения представляет собой тонкий анализ нравов и поведения сицилийской провинции и послевоенные годы. Из новеллистики последних лет выделяется рассказ "Старик в сапогах" ("Il vecchio con gli stivali", 1944), в котором звучит едкая сатира на официальный фашизм и антифашизм (в 1947 г. режиссер Луиджи Дзампа на основе рассказа снял фильм "Трудные годы"). Лицемерный запрет на постановку лучшей из театральных работ Бранкати, пьесы "Гувернантка" ("La governante", 1952), основной темой которой является непризнанная женская гомосексуальность, побуждает Бранкати на написание острого памфлета "Возврат к цензуре" ("Ritorno alla censura", 1952), в котором писатель отстаивает право художника на свободу выражения. Бранкати написал также сценарии для фильмов "Спящая красавица" ("La bella addormentata ", 1943), "Тише, идет съемка!" ("Silenzio, si gira!", 1944), "Легкие годы" ("Anni facili", 1953), "Человек, чудовище и добродетель" ("L’uomo la bestia e la virtù", 1954) и др.