Приглашаем посетить сайт

Логиш С. В.: Сборник статей по истории Итальянской литературы
Серджо Кораццини

SERGIO CORAZZINI – СЕРДЖО КОРАЦЦИНИ
(Рим, 1886 - 1907)

Итальянский поэт. Родился в Риме в 1886 г. После финансового краха, который постиг его семью, вынужден оставить учебу и, уже будучи больным туберкулезом, устраивается на работу в одну из страховых контор. Работа для него неинтересна, однако в свободное время Кораццини серьезно занимается поэзией, изучая как итальянских, так и зарубежных авторов, особенно французскую поэзию конца 19 в. Последние годы своей недолгой жизни проводит в различных санаториях и лечебницах, время от времени на недолгое время возвращаясь в Рим. Умирает в возрасте 21 года, окруженный многочисленными друзьями-поэтами, в числе которых Марино Моретти и Коррадо Говони.

Кораццини очень рано начал писать. Его первый сборник стихотворений «Наслаждения» («Le dolcezze») вышел в 1904 г. Годом позже появляются вторая книга «Горькая чаша» («L’amaro calice») и третья «Нимбы» («Le aureole»); в 1906 г. «Маленькая ненужная книжка» («Piccolo libro inutile»), «Элегия» («Elegia») и «Книга для воскресного вечера» («Libro per la sera della domenica»). Посмертно вышел сборник «Лирика» («Liriche», 1908).

навязчивой идеи и жалости, сострадания по отношению к самому себе. Мысль об угасании тела и «распаде» всего вокруг, осознание неизбежного приближения конца существования сопровождаются в его лирике то смирением, то тревогой, ужасом смерти, иногда растерянностью; мотив болезни и смерти является доминирующим в его стихотворениях и находит выражение в некоторых постоянно повторяющих ключевых образах.

Художественный и поэтический инструментарий Кораццини типичен для поэтов-«сумеречников»: это одинокие заброшенные дома, монастыри и больницы, монахини и больные, старые шарманки. Однако, в отличие от других поэтов, Кораццини пишет об этом почти простодушно, в его стихах практически отсутствует ирония (широко используемая, например, в лирике Гвидо Гоццано). Его лирический герой лишен отстраненности от окружающего, он не стремится развенчивать идеалы, осмеивая их, - окружающий мир предстает в его стихотворениях отражением, проекцией – меланхолической либо патетической – его собственного «я» и его жизненной истории.

Лирика Кораццини носит ярко выраженный автобиографический характер, но в то же время не лишена литературной основы. В его творчестве ощутимо влияние крупнейших итальянских поэтов конца 19-начала 20 вв. Джованни Пасколи (в частности, его теории «поэта-ребенка») и Габриэле Д'Аннунцио; кроме того, несомненна близость его лирики творчеству французских и бельгийских поэтов-символистов младшего поколения (Т. Корбьера, Ж. Лафорга, Ж. Роденбаха, в некоторой степени Ф. Жамма) и П. Верлена.

Поэзии Кораццини присущ поиск новых форм выразительности, отрывистость поэтической фразы, повышенная музыкальность, которая порой приобретает ритмический рисунок, близкий к библейскому псалму. В этом заключается ее оригинальность, позволяющая назвать Кораццини одним из самых ярких поэтов-«сумеречников».