Приглашаем посетить сайт

Логиш С. В.: Сборник статей по истории Итальянской литературы
Себастьяно Вассалли

SEBASTIANO VASSALLI – СЕБАСТЬЯНО ВАССАЛЛИ
(Генуя, 1941)
 

Итальянский писатель, один из представителей современной итальянской постмодернистской прозы. С раннего детства живет в г. Новаре. Окончил филологический факультет Миланского университета, защитив дипломную работу, посвященную влиянию психоанализа на современное искусство. В годы учебы начал серьезно заниматься литературой, основывает журналы «Pianura» и «Ant Ed», в которых печатаются его стихотворения и критические статьи. Принял участие в движении неоавангарда («Gruppo ‘63»), которое оставило свой значительный след в его дальнейшем творчестве, отмеченном стремлением к поиску и эксперименту, как в плане содержания и тематики (обращение к настоящему, экскурсы в прошлое и «экстраполяция» в будущее), так и в плане формы (сочетание «высокого» стиля, цитат и аллюзий с формами разговорного языка и с диалектизмами). Влияние поэтики неоавангарда ощущается в первом поэтическом сборнике Вассалли «Сбитый с толку» («Disfaso», 1968) и в первых прозаические опытах в жанре экспериментальной прозы, романах «Нарцисс» («Il Narcisso», 1968) и «Время истребления» («Tempo di massacro», 1970). В конце 70-х – начале 80-х гг. появляются три романа писателя, представляющие собой размышления о самосознании и идеологии итальянцев 70-х гг.: «Оплата аренды» («L’arrivo della locazione», 1976), «Жить внутри ветра» («Abitare il vento», 1980), главный герой которого оказывается неспособным изменить мир жестокими, противозаконными, революционными методами и потому обречен на гибель, и «Синее море» («Mareblù», 1982). В эти годы Вассалли пытается создать новую, «чистую» литературу, находится в поиске нового типа героя. Образцом такого героя становится поэт Дино Кампана: на его биографии построен роман «Ночь кометы» («La notte della cometa», 1984), в котором значительное место отведено размышлениям о роли и поэта и поэзии, о судьбах литературы в целом.

В романе «Золото мира» («L’oro del mondo», 1987) переплетаются три сюжетные линии: первая, автобиографическая, повествует о мальчишке, родившемся во время войны, и о его сложных отношениях с отцом; вторая посвящена событиям, связанным с падением фашистского режима; третья (самая интересная и оригинальная) рассказывает о том, как создавался сам роман и с какими трудностями при этом столкнулся автор в литературных и издательских кругах.

типичных черт национального характера. Его романы – это еще и своеобразное путешествие во времени, повествование о событиях различных эпох, начиная с XVI века: роман «Химера» («La chimera», 1990) представляет собой трагическую историю юной колдуньи Антонии из небольшой паданской деревушки конца Чинквеченто; о событиях XVIII века идет речь в романе «Марк и Матфей» («Marco e Mattio», 1992); в конце XIX в. происходит действие романа «Лебедь» («Il cigno», 1993), в котором рассказывается история об убийстве сицилийского банкира, взятая из криминальной хроники того времени, изобличающая беззаконие и жестокость в мафиозной и политической среде в Италии. В будущее перенесено действие романа «3012», в котором писатель создает ужасающую картину будущего человечества как следствие пагубного развития форм современной жизни, пороков и аберраций настоящего времени.

Первые годы XXI в. стали плодотворным периодом для писателя. За пять лет он написал несколько романов, различных по тематике, но все же, как и ранее, обращенных в прошлое как к источнику понимания и объяснения настоящего, - как, например, роман «Dux» (2002), посвященный Казанове, или роман «Отравленная звезда» («Stella avvelenata», 2003), - рассказ о событиях далекого XV в., захватывающая история о любви, приключениях и дальних странствиях.

В 2002 г. Вассалли опубликовал эссе-альбом «Мой Пьемонт» («Il mio Piemonte»), проиллюстрированный большим количеством фотографий, на страницах которого возникает живой и красочный образ одного из самых известных регионов Италии в прошлом, настоящем и будущем. В подобном «жанре» создана и книга «Земля вод» («Terra d’acque», 2005), в ней рассказывается о «малой родине» Вассалли – городе Новаре – в 40-50-е гг. прошлого века писателя, это своего рода путешествие в детство писателя.

«Стрега» (1990, за роман «Химера»). Произведения писателя переведены на многие языки мира.