Приглашаем посетить сайт

Логиш С. В.: Сборник статей по истории Итальянской литературы
Пьер Витторио Тонделли

PIER VITTORIO TONDELLI - ПЬЕР ВИТТОРИО ТОНДЕЛЛИ
(1955-1991)

Елена Тищенко

людей, которых сам автор охарактеризует как "обычных, заурядных людей, людей, которые ступают по провинциальным улочкам, людей далеких от светской хроники и сплетен ". Тонделли вспоминает голубей своего дедушки Дембрао и отца Бренно, бабушку, которая за руку водила его в часовню к алтарю Святой Богородицы и вазы с цветами. Он вспоминает и игры с луком и стрелами, и то, как с ребятами они ловили лягушек в лужах и на каналах, чтобы потом украшать ими свои шалаши, сделанные из веток, в тени которых они оставляли велосипеды. В 1967 года Тонделли поступает в классический лицей "Ринальдо Корсо " (Rinaldo Corso) в Корреджо и активно участвует в молодежной католической ассоциации. В этом же году он начинает писать для периодических изданий. Его знали под прозвищем Вики, и именно так Тонделли подписывает свои первые произведения, а так же свою театральную постановку "Маленького принца " Антуана де Сент- Экзюпери. В 1975 году Тонделли поступает в DAMS в Болонью, посещает киноклуб, некоторое время работает в театральном кооперативе и участвует в создании культурных программ на радио. В 1976 году Тонделли занимает пост в комитете, руководившем театром Азиоли (Asioli) в Корреджо. Позже, в одном из своих интервью, автор признается в том, что ему всегда нужно было самовыражение в художественном плане и, возможно, литературу он выбрал лишь потому, что это средство более прямое и простое. В Болонье автор посещает лекции Джанни Челати (Gianni Celati) и Умберто Эко (Umberto Eco). Известно, что его работа о культуре вина вызвала бурные дебаты со знаменитым профессором. Вот что об этом рассказывает сам У. Эко. "Это было отличное эссе - и, насколько я помню, написанное отличным языком: именно это спровоцировало наш спор, так как я отдавал себе отчет в том, что передо мной был действительно умный молодой человек, достойный соперник ". В этом же году Тонделли пишет свой первый роман, который относит к Альдо Тальяферри (Alde Tagliaferri), в издательский дом Фельтринелли (Feltrinelli), этот роман был переписан, и в результате вышла дебютная книга рассказов. Занятия в Болонье и впоследствии в Милане изменили перспективы и культурные ориентиры писателя: Тонделли пересматривает свой мистицизм, ежедневно читает радикальную газету "Борьба продолжается ", ежемесячно - журнал "Голый король " (Re nudo) и "Лямбду " (Lambda), короткие романы, дневники, исповеди, издаваемые в большом количестве издательскими домами.

"Другие либертины "╗ (Altri libertini). Довольно значимую роль в его творческом становлении Тонделли сыграл Альдо Тальяфеppи, редактор и литературный критик. По признанию самого Тонделли, "первая вещь, которой я научился у Альдо - это переписывание. Когда впервые я представился ему со своим сочинением, я ожидал немедленной публикации. Клянусь, я и понятия не имел, что эти четыреста страниц будут сокращены, изрядно попорчены и, наконец, забыты для того, чтобы перерасти затем в мою первую настоящую книгу ". В этом же году автор переезжает в Милан, "город фантазий, свободы и желаний ", который живет под знаком современности, воплощает в себе поэзию урбанистических гетто и периферийных кварталов. Книга "Другие либертины " публикуется в январе 1980 года и сразу же привлекает к себе огромное внимание публики, особенно молодежи и критиков. Однако через 20 дней после своего появления в книжных магазинах книга изымается из продажи по решению суда за непристойность, хотя в тот момент готовился к выходу уже третий добавочный тираж. Однако чуть позже книга была реабилитирована. В 1981 году Тонделли заканчивает университет, защитив дипломную работу по эпистолярной литературе как проблеме в теории романа. В феврале он начинает публиковаться в некоторых ежедневных изданиях, а в апреле отправляется на службу в армию, сначала в г. Орвьето, а потом в Рим.

В тот же период он начинает публиковать целые серии статей, в которых рассказывает эпизоды из своей службы и об армейской атмосфере. Это десять хроник под названием "Дневник солдата Аччи " (Il diario del soldato Acci), написанные лпутем тяжелого преодоления препятствий и всевозможных запретов╗. Хроники предвосхищают многие темы последующего романа Тонделли "Пао Пао " (Pao Pao). Автор подумывает и о телевизионной версии произведения в качестве сериала про Аччи - главного героя - и его армейских друзей. В 1982 году начинает сотрудничество с журналом "Линус " (Linus) и его первая статья там - "Путешествие в саванну " (Trip savanico) о "постмодернистской " Болонье. В том же году автор переезжает в этот город. В июне в издательстве Фельтринелли выходит его второй роман "Пао Па " - игра слов с итальянской аббревиатурой PAO (Picchetto Armato Ordinario - линейный вооруженный отряд) - которая уже указывает на содержание произведения - жизнь в казарме. В начале 80-х годов автор начинает обдумывать свой третий роман, который должен был называться "Постмодернистский уикенд ". Однако Тонделли написал всего три главы этого романа и оставил текст незавершенным. В 1983 году он начинает работать над своим третьим полностью написанным романом "Римини " (Rimini). Автор занят им вплоть до 1985 года. Между тем в 1984 году появляется черновик пьесы "Dinner party ". " Эта история жизни тридцатилетних людей, история поколения, которому трудно наклеить этикетки. История немного жестокая и немного искусственная. Комедия- жанр, мало используемый мной, и я доволен и полон энтузиазма. Рассчитываю поставить ее в будущем сезоне во Флоренции. Я был в тупике, работая над своим романом "Римини ", не мог продвинуться ни на шаг вперед - и вот, странным образом творческая свобода вернулась ко мне в размышлениях над театром. "Dinner party " написана на одном дыхании. За 2 недели круглосуточной работы. Сюжет был взят из моего старого рассказа, который я планировал переписать как роман, но получилась оригинальная комедия ". В том же году начинается работа над "Записками друзьям ". Тонделли знакомится с Франсуа Уоллом (Francois Wahl) из издательства "Сей " (Seuil) в Париже, который впоследствии опубликует "Пао Пао " во французском переводе и который станет очень значимым собеседником для Тонделли и критиком многих его последующих литературных произведений.

В мае 1985 года выходит роман "Римини ", означивший переход Тонделли из издательства Фельтринелли в Бомпиани. Критики определили этот роман как "массовый " - этот ярлык очень не понравился автору, который видел в "Римини " прежде всего попытку описать Адриатическое побережье как "сборник разных историй, как фреску, возможно, симфонию итальянской реальности тех лет ". Роман действительно становится очень популярным и одним из бестселлеров лета 1985 года. Со статьи "Отбросы " (Gli scarti) в журнале "Линус " начинается работа над проектом для молодых литераторов "Проект до 25 " (Progetto under 25). Тонделли пишет: "Проект до 25 " создан, и наше предсказание таково, что год за годом, с новыми и новыми авторами "до 25 " этот проект будет все более интересным и увлекательным для последующих поколений, чем-то вроде игры, в которой в качестве читателей мы никогда не устанем принимать участие ". Уже к 31-му декабря, установленному сроку издания первого тома, в редакцию приходит около четырехсот текстов, а в первые месяцы 1986 года - еще около сотни. Тонделли начинает сотрудничать с крупнейшими изданиями "ЛТЭспрессо " (LТespresso) и с "Коррьере дела сера " (Corriere della sera), но сотрудничество с миланским еженедельником прерывается после публикации интервью в журнале "Магадзини" ( "Уже не криминальные диалоги на улице с Магадзини ") в декабре. В этом же году за новое издание комедии в двух актах под названием " Ночь победы " (La notte della vittoria) (Dinner party) Тонделли получает специальную премию имени Паоло Биньями (Paolo Bignami), со следующим комментарием: "Это произведение в общем плане представляет традиционную городскую среду, однако при помощи сухого ироничного диалога выражает настроения и проблемы поколения восьмидесятых и означает приход в театр очень перспективного автора ". Тонделли начинает сотрудничество с некоторыми кинематографическими проектами, связанными с его литературными произведениями. Однако фильм на основе книги "Другие либертины " так никогда и не был снят, также как и фильм, основанный на сюжете романа "Римини ". 30 ноября 1985 года в Корреджо в театре Азиоли происходит премьера спектакля режиссера Джанфранко Джанетти (Gianfranco Gianetti), поставленного по мотивам двух рассказов из книги "Другие либертины " - "Автобан " (Autobahn) и "Утешение " (Postoristoro). В декабре Тонделли начинает сотрудничество с ежемесячным изданием "Рокстар " (Rockstar), которое продлится до 1989 года, где открывает очень успешную рубрику "Калче клаб " (Culture Club) (по названию группы Боя Джорджа), посвященную литературе, музыкальной хронике, и которая становится своего рода "публичным дневником " и практически живой беседой с молодыми читателями журнала.

"Ребята на Рождество " (Ragazzi a Natale) и т. д.)

В 1986 году Тонделли также курирует выход первой книги "Проекта до 25 " - "Блюзовая молодежь " (Giovani blues), которая выходит в мае, и представляет там рассказы Андреа Каноббио, Андрея Лассандари, Роберто Пеццуто, Джулианы Казо, Паолы Сансоне, Рори Каппелли, Алессандры Буски, Джанкарло Висконвича, Клаудио Камарки, Витторио Коццолино, Габриэле Романьоли (Andrea Canobbio, Andrea Lassandari, Roberto Pezzuto, Giuliana Caso, Paola sansone, Rory Cappelli, Alessandra Buschi, Giancarlo Visconvich, Claudio Camarca, Vittorio Cozzolino, Gabriele Romagnoli )

"аписки друзьям " (Biglietti agli amici), книгу "очень личную ", для узкого круга, тщательно подготовленную, "книгу-ремесло, драгоценное изделие ". По своей структуре книга тесно связана с ангелическими и астрологическими картами, взятыми из Барретта (Barrett). Книга издается очень маленьким тиражом (всего 100 экземпляров) и не предназначена для продажи; существует и другое издание, поступившее в книжные магазины, однако и здесь автор просит журналистов сохранять приватный характер книги и не говорить или писать о ней. Начинается подготовка второй книги "Проекта до 25 " - "Красивые и извращенные "- которая выйдет в свет в декабре 1987 года и представит рассказы Андреа Манчинелли, Франческо Силбано, Ромоло Бугаро, Джузеппе Борджа, Ренато Менегат, Андреа Демарки, Тонино Сеннис (Andrea Mancinelli, Francesco Silbano, Romolo Bugaro, Giuseppe Borgia, Renato Menegat, Andrea Demarchi, Tonino Sennis). Она не посвящена какой-то определенной теме, но в ней, по сравнению с первой книгой, больше внимания уделяется литературной форме. Работает над проектом издательской серии "Маус ту маус " (Mouse to mouse), где собираются публикации из мира моды, рекламы, музыки и театра.

Весной 1988 года выходят в свет две первых публикации из этой серии: "Фотомодель " Элизабеты Валентини (Fotomodella di Elisabeta Valentini) и "Отель Оазис " Джанни де Мартино (Hotel Oasis di Gianni de Martino). В Колумбийском университете в Нью-Йорке вместе с Алайном Элканном, Энцо Сичилиано, Манфреди Пикколомини, Дэйвидом Левитом (Allain Elkann, Enzo Siciliano, Manfredi Piccolomini, David Leavitt) Тонделли представляет американский номер журнала "Новые аргументы " (Nuovi argomenti), который содержит его рассказ "Январь Пьера " (PierТs January). В этот же период происходит целый ряд рекламных конференций по "Проекту до 25 " в разных городах Италии. В этом же году Тонделли начинает работу над своим романом "Раздельные комнаты ".

"Раздельные комнаты " (Camere separate), который знаменует настоящий переворот в творчестве писателя. В нем звучит тема смерти, горя от потери товарища; религиозность, мать, родина, путешествия, дружба Ц все это составляет тематическую схему этого произведения, чувственного и глубоко личного. Тонделли в 1989 году работает с режиссером Лучано Маннуцци (Luciano Mannuzzi), пробуя написать различные версии сценария к фильму, который выйдет в 1992 году под названием "Итальянская суббота " (Sabato Italiano). Вместе с Алайном Элканном и Элизабетой Рэйзи они создают новый литературный журнал "Панта " (Panta), первый номер которого увидел свет в 1990 году в издательстве "Бомпиани". По работе с этим журналом Тонделли отправляется в поездку в Грасс, на Лазурный берег, по следам писателя Фредерика Прокоша, у которого он хотел взять интервью. Однако внезапно он узнает о смерти писателя. Тем не менее он продолжает свое путешествие и собирает богатый фотоматериал для иллюстрации одной из своих книг. В этом путешествии Тонделли встречается с критиком Фульвио Панцери, и они обсуждают возможную публикацию работы "Новая итальянская проза Италии " (Nuova narrativa italiana). Тонделли также встречается и с писателем и критиком Джорджо Бертелли по поводу публикации своей новой книги, которую пишет по материалам своей поездки.

Все в том же году в антологии издательского дома Леонардо (Leonardo) "Песни " (Canzoni) писатель публикует свою повесть "Сорокопятка на десять лет " (Quarantacinque giri per dieci anni). В этой антологии также представлены работы Паландри, Манфреди, Лодоли, Ван Стратен (Palandri, Manfredi, Lodoli, Van Straten).

Вместе с Фульвио Панцери он начинает работу над проектом "Постмодернистский уикэнд " (Un weekend postmoderno), в котором хочет объединить свои литературные, журналистские, философские работы 80-х годов. И уже летом 1990 года в издательстве Бомпиани выходит первая книга проекта. В это время Тонделли готовит третью книгу "Проекта до 25 " - "Пэйпеганг "╗ (Papergang), которая увидит свет в издательстве "Трансэуропа " (Transeuropa) и в которой представлены рассказы Сильвии Баллестры, Гвидо Конти, Раффаэллы Венаруччи, Джузеппе Куликкья, Алессандро Комольо и Фредиано Тавано, Анджелики Риганату, Андреа Дзанардо (Silvia Ballestra, Guido Conti, Raffaella Venarucci, Giuseppe Culicchia, Alessandro Comoglio e Frediano Tavano, Angelica Riganatou, Andrea Zanardo).

друзьями, пишет лишь короткие наброски новой книги "Святые мессы " (Sante messe), которую ему так и не удастся издать. Пересматривает также некоторые из своих ранних работ для переиздания. Становится более близким к религии католицизма. Умер Пьер Витторио Тонделли 16 декабря 1991 года и похоронен на кладбище в Каноло, небольшом округе Корреджо.