Приглашаем посетить сайт

Логиш С. В.: Сборник статей по истории Итальянской литературы
Марино Моретти

MARINO MORETTI - МАРИНО МОРЕТТИ
(1885 - 1979)

Елена Жуковская

Итальянский поэт и писатель. Родился в г. Чезенатико (провинция Форли) в 1885 и умер там же в 1979 в возрасте 94 лет. Прожил большую часть своей скромной, но трудной жизни в родном городе, однако частыми были его пребывания во Флоренции, в молодости путешествовал по европейским странам (Голландия и Франция). Активный журналист (более 30 лет сотрудничал с газетой "Коррьере делла сэра" (Corriere della sera), писавший как поэзию, так и прозу, Моретти всегда жил уединенно, поддерживая немногочисленные, но крепкие дружеские отношения. Среди его самых близких друзей можно назвать Альдо Палаццески (Aldo Palazzeschi), с которым Моретти познакомился еще в молодости, когда они вместе посещали театральное училище во Флоренции.

"Братство" (Fraternita) вышел в 1905 году. Из четырех следующих сборников поэзии более удачными были "Стихи, написанные карандашом" (Poesie scritte col lapis, 1910) и "Повседневная поэзия" (Poesie di tutti i giorni, 1911). Сами названия поэтических книг Моретти указывают на простоту отношения автора к поэзии, за что критиками он был сразу причислен к течению "сумеречников". Из пяти сборников, написанных в молодости, впоследствии были составлены две антологии его поэзии: "Стихи 1905 - 1916" (1919) и "Стихи, написанные карандашом" (1949). Казалось, что весь энтузиазм Моретти был исчерпан в молодые годы, однако уже в преклонном 90-м возрасте поэт издает четыре новых сборника, близких по стилисике, в форме дневника. Они появились с 1969 по 1974 годы: "Последнее лето" (LТultima estate), "Три года и один день" (Tre anni e un giorno), "Беднота" (Le poverazze) и"Дневник без дат" (Diario senza le date).

"Страна недоразумений" (Il paese degli equivoci), "Мошенники" (I lestofanti), а также роман, которым Моретти дебютировал, - "Субботнее солнце" (Il sole del sabato). Среди самых известных его романов, которые отличаются простым, но суховатым стилем, можно назвать "Андреана" (LТAndreana), "Вдова Фьораванти" (La vedova Fioravanti), "Комната молодоженов" (La camera degli sposi). К мемуарному наследию относятся книги "Счастливое время" (Il tempo felice), "Улица Лауры" (Via Laura) и "Причуды Паццо Пацци" (I grilli di Pazzo Pazzi).

Поэтическое творчество Моретти хронологически разделяется на два периода. В молодости (с 1905 по 1916) его поэзия находилась под влиянием "сумеречников", была близка их простоте и внешне непритязательному поэтическому языку. Доминирующими стали стихотворения, посвященные предметам и персонажам повседневной реальности. Как и большинство поэтических текстов"сумеречников", поэзия Моретти наполнена детальными описаниями предметов повседневности, блеклого пейзажа, нередко "пейзажа-вспоминания", обрывками услышанных разговоров и т. п. Ощущается также влияние Джованни Пасколи, с которым Моретти связывает не только единство некоторых тем (например, сильная привязанность к образу матери), но и лексический выбор, характеризующийся сознательной непритязательностью лексического материала. Язык незамысловат и прост. Сам Моретти часто называл свою поэзию "поэзией-прозой".

Пасколи.

Возврат к поэтическому творчеству в последние годы жизни, после длительного перерыва, вызвал большой интерес у многих критиков. Публикуя в 1966 свое "Полное собрание стихотворений" (Tutte le poesie), Моретти добавляет в него уникальный "Дневник без дат": стихи в форме дневника, в которых превалирует иронический тон эпиграммы. Форма дневника и жанр эпиграммы - основные особенности позднего Моретти. Превалирующие тема его последних книг - это размышления над старостью и над неизбежностью смерти.