Приглашаем посетить сайт

Логиш С. В.: Сборник статей по истории Итальянской литературы
Джузеппе Понтиджа

GIUSEPPE PONTIGGIA – ДЖУЗЕППЕ ПОНТИДЖА
(Комо, 1934 – Милан, 2003)
 

Итальянский писатель. Родился в г. Комо. В 1956 г. начал сотрудничать с авангардистским журналом «Вери», которым руководил известный литературовед, теоретик искусства, философ Лучано Анчески. Писательскую карьеру Понтижа начинает в 1959 г. автобиографической повестью «Смерть в банке» («La morte in banca»). В середине 60-х гг. начинает сотрудничать с издательством «Адельфи» и публикует в нем роман «Искусство фуги» («L’arte della fuga»), а также с крупнейшим издательским домом «Мондадори», в котором курирует, начиная с 1961 г., серию «Альманах зеркала». Роман «Искусство фуги» сближает писателя с неоавангардом, с характерными для него непривычными вербальными конструкциями. В дальнейшем Понтиджа возвращается в русло традиции, его повествовательному стилю присуща ирония, часто проявляющаяся на фоне экзистенциального разочарования и одиночества. Подтверждением тому служат роман «Невидимый игрок» («Il giocatore invisibile», 1978) – история бурной полемики на страницах журнала, посвященного античной филологии, и повесть «Луч тени» («Il raggio d’ombra», 1983) – рассказ о подпольной коммунистической ячейке, которую в 1927 г. выдал фашистским властям провокатор.

«Большой вечер» («La grande sera», 1989, отмеченный премией «Strega») и «Жизнеописания незамечательных людей» («Vite di uomini non illustri», 1993, получивший премию «Super Flaiano» в 1994 г.) – это биографии обычных людей, написанные в стиле полицейского отчета и представленные в том же ключе, в котором обычно создаются жизнеописания знаменитостей. Особенность писательского стиля заключается в том, что в тексте очевидны аллюзии и связи с различными пластами языка, которые использовались его персонажами, в соединении с языковым фоном соответствующей эпохи.

«Рожденные дважды» («Nati due volte», 2000, Премия «Campiello» 2001) писатель рассматривает сложную тему взаимоотношений отцов и детей в несколько непривычном ракурсе: сын главного героя – инвалид, которому нужна постоянная помощь.

«Первое лицо» («Prima persona», 2002) – это собрание статей по вопросам культуры, опубликованных раннее на страницах газеты «Il Sole 24 Ore».

Понтиджа также является автором многочисленных эссе и критических работ о творчестве как античных, так и современных авторов (Пиндар, Лукан, Саллюстий, Борхес, Гадда), - они вышли в 1984 г. В сборнике под названием «Сад Гесперид» («Il giardino delle Esperidi»). Кроме этого, стоит упомянуть его книги эссе «Неподвижные пески» («Le sabbie immobili», 1991), «Летающий остров» («L'isola volante», 1995), «Современники будущего» («I contemporanei del futuro», 1998), представляющие собой значительную часть творческого наследия писателя.

– постоянный поиск собственного художественного языка, который приводит писателя к пересмотру ранее написанных произведений («Луч тени» - 2-е изд., 1988; «Искусство фуги» - 2-е изд., 1990; «Большой вечер» - 2-е, дополн. изд., 1995).

Умер Джузеппе Понтиджа в Милане 27 июня 2003 г.