Приглашаем посетить сайт

Логиш С. В.: Сборник статей по истории Итальянской литературы
Дарио Фо

DARIO FO – ДАРИО ФО
(Сан-Джано, Варезе, 1926)

Итальянский комедиограф, режиссер, актер. Родился в городке Сан-Джано, вблизи Варезе. Учился в Академии изящных искусств «Брера» в Милане, поступил на архитектурный факультет Политехнического института, однако не окончил его. В 1952 г. познакомился с журналистом Франко Паренти, который вводит его в среду телевизионной журналистики на Итальянском радио и телевидении (RAI). Там Фо создает, ведет и участвует в качестве актера в сатирической передаче «Poer nano»; в 1953 г. выходит его спектакль «Пальцем в глаз» («Il dito nell'occhio »), а годом позже «Связать здоровых» ("Sani da legare").

В кино является одним из авторов сценария и исполнителем одной из ролей в фильме Карло Лидзани «Чокнутый» («Lo svitato», 1955). В 1957-58 гг. ставит для своей жены – актрисы Франки Раме – спектакли «Воры, манекены и обнаженные женщины» («Ladri, manichini e donne nude») и «Последняя комедия» («Comica finale»).

«Архангелы не играют в триггер» («Gli arcangeli non giocano a flipper», 1959), «У него было два пистолета с белыми и черными глазами» («Aveva due pistole con gli occhi bianchi e neri», 1960), «Кто украдет ступню, будет удачлив в любви» («Chi ruba un piede è fortunato in amore», 1961), «Изабелла, три каравеллы и врун» («Isabella, tre caravelle e un cacciaballe», 1963), «Седьмой ворует поменьше» («Settimo ruba un po' meno», 1964), «Виноват всегда черт» («La colpa è sempre del diavolo», 1965), «Дама на выброс» («La signora è da buttare», 1967.)

В 1963 г., во время самого популярного в то время конкурса эстрадной песни «Канцониссима», Фо вместе с Раме показывают ряд небольших театральных сцен, в которых высмеивают ошибки политической системы и режима, после чего их произведения подвергаются жесткой цензуре. Они вынуждены уйти с государственного телевидения, и их изгнание будет продолжаться более двадцати лет.

«Я размышляю и пою» («Ci ragiono e canto»), составленная на основе итальянского музыкального фольклора. Двумя годами позже рождается независимый театральный коллектив, который на протяжении многих лет будет гастролировать по Италии, следуя по иным маршрутам, чем официальный театр. В эти годы Фо ставит спектакли «Большая пантомима со знаменами, мелкими и средними куклами» («Grande pantomima con bandiere e pupazzi piccoli e medi», 1968), «Рабочий знает 300 слов, хозяин 1000, потому он и хозяин» («L'operaio conosce 300 parole, il padrone 1000, per questo lui è il padrone», 1969), «Свяжи меня, я все равно все разобью» («Legami pure, tanto io spacco tutto lo stesso», 1969), знаменитую «Мистерию-буф» («Mistero buffo», 1969) – монолог, основанный на так наз. «грамло» (grammelot), своеобразном языке, построенном на смешении современных звуков и архаичных фонем падуанских диалектов.

К 70-м гг. относятся спектакли Фо «Случайная смерть анархиста» («Morte accidentale di un anarchico», 1970), «Тук-тук, кто там? Полиция» («Pum pum, chi è? La Polizia», 1972), «Народная война в Чили» («Guerra di popolo in Cile», 1973), за который Фо был арестован во время гастролей в Сассари, на Сардинии. Затем, в осажденном здании Палаццо Либерти, поставлены «Платить не надо, платить не надо» («Non si paga, non si paga», 1974), «Похищенный Фанфани» («Il Fanfani rapito», 1975), «Мамина марихуана всегда самая лучшая» («La marijuana della mamma è sempre la più bella», 1976). В те же годы начинается активная работа драматурга за рубежом. В 1979 г. театр «Ла Скала» приглашает его поставить балет «История солдата» на музыку И. Стравинского.

Из пьес последующих лет стоит вспомнить спектакли "Открытый брак" ("Coppia aperta", 1983), «Бог их сотворяет, а потом убивает» («Dio li fa e poi li accoppa», 1984), "Конец света -2" ("La fine del mondo 2", 1985), "Папа римский и колдунья" ("Il Papa e la strega", 1989), «Мама! Санкюлоты!» («Mamma! I Sanculotti!», 1993), «Черт с женской грудью» («Il diavolo con le zinne», 1997).