Приглашаем посетить сайт

Логиш С. В.: Сборник статей по истории Итальянской литературы
Андреа Дзандзотто

ANDREA ZANZOTTO - АНДРЕА ДЗАНДЗОТТО
(Пьеве-ди-Солиго, Тревизо, 1921)
 

Итальянский поэт и писатель. Родился в Пьеве-ди-Солиго, в провинции Тревизо, где проживает и по сей день. Окончил филологический факультет Падуанского университета в 1942 году, и в послевоенные годы некоторое время жил во Франции и в Швейцарии. После возвращения в Италию посвятил себя преподавательской деятельности.

«За пейзажем» (Dietro il paesaggio, 1951), " IX эклог" ("IX Ecloghe", 1962), «Галатей в лесу» (Il galateo in bosco, 1978), «Фосфены» (Fosfeni, 1983) и «Язык» (Idioma, 1986). Стоит упомянуть сборники прозы «На плокогорье» (Sull’altopiano, 1964), «Рассказы и проза» (Racconti e prose, 1990), эссе «Фантазии приближения» (Fantasie d’avvicinamento, 1991) и многочисленные критические очерки о современных поэтах.

к общей картине итальянской поэзии середины и второй половины 20 в.

Поэзия Дзандзотто, плод его своеобразного поэтического таланта, развивается в направлении, в целом стоящем в стороне от авангардистских течений, - от них его отделяют и возраст, и время вхождения в литературу; тем не менее он приходит к решениям, близким к авангарду, особенно в плане исследования языка, который постоянно усложняется многоязычием, - в нем соседствуют латынь и венецианский диалект, иностранные языки и неологизмы. Стремление к тому, чтобы изучать собственную технику поэтического выражения, а затем изменять ее и продемонстрировать в новой форме, - вот точки пересечения творчества Дзандзото и неоавангарда, однако различия в их поэтике остаются все же глубокими, как в плане выражения, так и на уровне теоретических принципов.

Во-первых, нарушение правил и законов языка у Дзандзотто являются результатом возврата, хотя и искаженного и доведенного до крайности, к традиционным литературным схемам, а не полному их отрицанию, как это свойственно поэзии неоавангарда; кроме того, Дзандзотто пытается по-своему подходит к проблеме соотношения поэтического «Я» и языка. Он рассматривает «дробление» поэтического субъекта не как стилевой прием, а как характеристику внутреннего мира, продолжая при этом настойчиво верить в возможность восстановить смысл реальности и аутентичности поэтического языка через возврат к истокам, к диалекту и родной земле. В произведениях творческой зрелости Дзандзотто применяет все более абстрактную художественную форму, которая разрушает любую ранее установленную схему, используя широкие языковые возможности, охватывающие жанровое и стилевое многообразие, постоянно выступая против дегуманизации современного общества. Его язык развивается фактически в полной независимости от значений, им выражаемых, и именно перед ним поэт ставит цель защищать те немногие остатки смысла, которые еще присутствуют в мире.