Приглашаем посетить сайт

Логиш С. В.: Сборник статей по истории Итальянской литературы
Альберто Савинио

ALBERTO SAVINIO – АЛЬБЕРТО САВИНИО
(Афины, 1891 – Рим, 1952)
 

Итальянский писатель, художник, композитор. Наст. имя Андреа Де Кирико. Брат известного художника Джорджо Де Кирико. Детство провел в Греции, затем продолжил свое образование в Мюнхене, в 1910 г. переехал в Париж, где вскоре вошел в круг авангардистов, завязал дружеские отношения с Аполлинером. В 1914 г. основал музыкальное движение «сенсеризма» («искреннизма»), разрабатывавшее «негармоничной» музыки. В этот период, отмеченный наиболее значительным влиянием авангардизма, Савинио создает музыкальное сочинение «Альбом 1914» («Album 1914», 1914). В том же году пишет драматическую поэму «Песнопения в мертвом ми» («Les chants de la mi mort», по аналогии с ми-минор, ми-бемоль и т. д.) и сочиняет к ней музыку. Это произведение откроет онирическую, сновиденческую и гротескную тематику, которая будет широко использована во всем его творчестве. В 1916 г. В журнале «Ла Воче» опубликован «Гермафродит» («Hermaphrodito»), своего рода фантастический дневник, в котором чередуются проза и стихотворные тексты на итальянском и французском языках.

В эти годы Савинио переезжает в Феррару, где поддерживает контакты с итальянскими дадаистами и присутствует при рождении метафизической живописи Карра и своего брата Джорджо Де Кирико; он также участвует в деятельности журнала «Пластические ценности»

ключе. В 1931 г. Он возвращается в Италию и основывает художественный журнал «Колонна», с которым сотрудничали живописцы так наз. «римской школы».

В этот период выходят самые значительные литературные произведения Савинио-писателя: сборник рассказов «Влюбленный Ахилл» («Achille innamorato», 1938), путевые заметки «Я тебе говорю, Клио» («Dico a te, Clio», 1939), книга воспоминаний «Детство Нивазио Дольчемаре» («Infanzia di Nivasio Dolcemare», 1941), ставшая своего рода реминисценцией «Трагедии детства» («Tragedia dell'infanzia»), написанной еще в 1920 г.

«Омнибус», ведя раздел театральной хроники (эти материалы выйдут под заглавием «Римские заметки» - «Palchetti romani» только в 1982 г., а также с газетой «Ла Стампа» (с 1934 по 1940 гг.) – его статьи и заметки будут опубликованы в 1977 г. под названием «Сторожевая башня» («Torre di guardia») – именно так называлась рубрика, которую вел писатель, не оставляя при этом живописи. Рубрика, которую вел Савинио в «Ла Стампа» в разгар фашизма, содержала множество интересных материалов, часть которых будет в 40-е годы использована писателем для создания его «личной» «Новой энциклопедии» («Nuova enciclopedia», опубл. в 1977 г.). Наряду с принятым в то время восхвалением фашизма Савинио удается говорить и о гражданственности, и о своих моральных и эстетических ценностях, - позднее они найдут отражение в ряде его работ на политическую тематику, собранных под общим названием «Судьба Европы» («Sorte dell'Europa»). Писатель утверждает, что необходимо «любить наше горькое время» («amare l'amaro nostro tempo»), взращивать гражданственность, которой будут обладать люди, «когда привыкнут думать» («quando si sarebbero abituati a pensare»). Что касается сюрреализма, то его необходимо усваивать «мелкими дозами», иначе не избежать отторжения и скуки; Савинио превозносит диснеевского «сюрреалиста» Микки-Мауса как «самое человеческое из всех поэтических созданий» («la più umana tra tutte le creature poetiche»).

В 1942 г. Савинио публикует книгу «воображаемых биографий» под названием «Поведайте, люди, вашу историю» («Narrate, uomini, la vostra storia»), а в 1943 г. выходят сборник эссе «Я слушаю твое сердце, город» («Ascolto il tuo cuore, città») и книга рассказов «Дом под названием «Жизнь» («Casa "La Vita"»); в 1945-м – сборник «Вся жизнь» («Tutta la vita»), своеобразный итог и синтез всех тем, к которым писатель обращался: фантастических воспоминаний, экзистенциальной аллегории, проблем литературного творчества, нередко решавшихся в игровом ключе. В его стилистике смешивались классическая строгость, каламбур и сюрреалистическая изобретательность, что придавало его произведениям неповторимость на фоне всей итальянской прозы 20 века.

Кроме этого, стоит отметить театральные произведения писателя и сборники эссе, посвященные музыке, которые были опубликованы посмертно: «Музыкальная шкатулка» («"Scatola sonora"»), в котором были собраны критические статьи о музыке, и «Механическое сновидение» («Il sogno meccanico»), сборник рецензий и набросков о кино.

«Капитан Улисс» («Capitan Ulisse», 1934), «Алкеста Самуила» («Alcesti di Samuele», 1949), «Эмма Б. вдова Иокаста» («Emma B. vedova Giocasta», 1949), а также балетов «Вдовый Орфей» («Orfeo vedovo», 1950) и «Жизнь человека» («Vita dell'uomo», 1951).