Приглашаем посетить сайт

Логиш С. В.: Сборник статей по истории Итальянской литературы
Альберто Моравиа

ALBERTO MORAVIA – АЛЬБЕРТО МОРАВИА
(Рим, 1907 - Рим, 1990)

Итальянский писатель. Наст. фамилия Пинкерле (Моравиа – фамилия бабушки по отцовской линии). Родился 28 ноября 1907 г. в Риме, в состоятельной семье. Отец, Карло Пинкерле Моравиа, венецианского происхождения, был архитектором и художником; мать, Джина де Марсанич, происходила из Анконы. Альберто был третьим ребенком в семье (старше его были сестры Адриана и Элена, а младший брат Гастоне родился в 1914 г.). Детство, по его собственным словам, «было обычным, хотя и одиноким».

В девятилетнем возрасте будущий писатель заболевает костным туберкулезом, от которого излечится только к 17 годам, сохранив при этом некоторую хромоту. Болезнь окажет очень существенное влияние на формирование личности подростка. Пять лет он вынужден провести в постели, два из которых – в санатории в Кортина д'Ампеццо на севере Италии. Учеба его в эти годы носила бессистемный характер, и аттестат об окончании гимназии остался на всю жизнь единственным документом об образовании писателя. Читает он очень много, преимущественно классику и крупнейших писателей девятнадцатого и начала двадцатого века (Гольдони, Шекспира, Мольера, Леопарди, Достоевского, Малларме, Джойса), пишет стихи на итальянском и французском языках, изучает немецкий.

«Равнодушные» («Gli indifferenti»), который выйдет из печати в 1929 г. и будет иметь большой успех. Здоровье писателя все еще остается хрупким, и он вынужден жить в горной местности, переезжая с места на место. В этот период Моравиа знакомится с современными писателями (Коррадо Альваро, Массимо Бонтемпелли), сотрудничает с журналом «Двадцатый век» («Il Novecento»), в котором в 1927 г. печатается его новелла «Уставшая куртизанка» («Cortigiana stanca»).

Благодаря успеху своего первого романа, Моравиа становится известным в литературных и журналистских кругах, все более тесно сотрудничает с литературными журналами. В 1930 г. знакомится с Беренсоном и дает ему на прочтение свой первый роман.

Официальными властями фашистской Италии роман «Равнодушные» был воспринят негативно, ситуация становится все более напряженной, и Моравиа, боясь преследований, начинает много путешествовать, публикуя путевые заметки о своих поездках в газете «Ла Стампа», которой в то время руководил известный писатель Курцио Малапарте. Некоторое время Моравиа живет в Англии, где знакомится с Э. М. Форстером, Г. Уэллсом, У. Б. Йейтсом; в Париже посещает салон княгини ди Бассано (кузины Т. С. Элиота) и завязывает знакомство с Л. -П. Фаргом, Ж. Жионо, П. Валери.

В 1933 г. становится одним из основателей журнала «Характеры» («Caratteri»), которого вышло всего лишь четыре номера, и журнала «Сегодня» («Oggi»). В 1935 г. выходит его второй роман "Неоправданные амбиции" («Le ambizioni sbagliate»), который подвергся цензуре со стороны официальных властей. В том же году Моравиа уезжает из Италии, в которой жизнь становится все сложнее. В 1935-36 гг. он живет в США, где, по приглашению Джузеппе Преццолини, руководит культурным центром «Итальянский дом» при Колумбийском университете. Здесь Моравиа читает лекции о творчестве крупнейших итальянских авторов И. Ньево, А. Мандзони, Дж. Верга, А. Фогаццаро, Г. Д'Аннунцио. Проведя еще некоторое время в Мексике, писатель возвращается в Италию и в 1937 г. выпускает сборник новелл «Обман» («L'imbroglio»), с которого начнется его длительное сотрудничество с издательством «Бомпьяни».

Если не считать еще поездок в Китай в 1936 г. и в Грецию в 1938-м, период с 1933 по 1943 гг., по признанию самого Моравиа (еврея по отцовской линии), был самым худшим в его жизни.

сатирических и сюрреалистических рассказов «Мечты лентяя» («I sogni del pigro», 1940) и роман «Маскарад» («La mascherata», 1941). Однако роман уже при втором издании изымается властями, и Моравиа не может больше писать под своим настоящим именем, он вынужден взять псевдоним – и он пишет под именем Псевдо (Pseudo), таким образом подписываясь под статьями в журнале «Перспективы», которым руководит Курцио Малапарте.

В 1941 г. писатель женится на Эльзе Моранте, с которой познакомился в 1936 г., долгое время живет на Капри и пишет роман «Агостино» («Agostino»), который с успехом выходит в 1944 г. В последние годы фашизма писатель вынужден скрываться, так как его имя фигурирует в списках полиции в числе «неблагонадежных».

После высадки союзников в сентябре 1943 г. Моравиа вместе с женой скрываются в городке Фонди, в Чочарии, и на основе увиденного там и пережитого Моравиа напишет один из самых известных своих романов «Чочара» («La ciociara», 1957). В 1944 г., во время немецкой оккупации, выходит рассказы из сборника «Эпидемия» («L'epidemia») и эссе «Надежда, или Христианство и коммунизм» («La Speranza, ovvero Cristianesimo e Comunismo»). После освобождения Италии он возвращается в Рим и начинает активно работать как на литературном, так и на журналистском поприще. В частности, для газеты «Коррьере делла сера» Моравиа будет писать до последних дней жизни.

В послевоенные годы его литературное творчество переживает расцвет, к его произведениям часто обращается кинематограф. После выхода романа «Римлянка» («La romana», 1947) выходят повести «Неподчинение» («La disubbidienza», 1948), «Супружеская любовь и другие рассказы» («L’amore coniugale e altri racconti», 1949) и роман «Конформист» («Il conformista», 1951). Книги Моравиа переводят за рубежом, на основе его произведений снимают фильмы («Провинциалка» - «La provinciale», 1952, реж. Марио Солдати; «Римлянка», 1954, реж. Луиджи Дзампа; «Римские рассказы» - «Racconti romani”, 1955, реж. Джанни Франчолини; «Чочара», 1960, реж. Витторио де Сика; «Агостино и утрата невинности» - «Agostino e la perdita dell’innocenza», 1962, реж. Мауро Болоньини; «Презрение» - «Il disprezzo», 1963, реж. Жан-Люк Годар; “Скука” – “La noia”, 1963, реж. Дамиано Дамиани; «Равнодушные», 1964, реж. Франческо Мазелли; «Конформист», 1970, реж. Бернардо Бертолуччи; «Я и он» - «Io e lui», 1973, реж. Лучано Сальче, и т. д. Последний фильм «Внимание» («L’attenzione») был снят в 1985 г. режиссером Джованни Солдати. Кроме того, Моравиа работал над сценариями фильмов для таких режиссеров, как Ренато Кастеллани, Альберто Латтуада и др.

В 1952 г., когда за сборник «Рассказы» («I racconti») ему присуждается самая престижная литературная премия Италии «La Strega», Ватикан включает все его произведения в «Индекс запрещенных книг».

«Новые аргументы» («Nuovi argomenti»), на страницах которого будут публиковаться Жан-Поль Сартр, Элио Витторини, Итало Кальвино, Эудженио Монтале, Франко Фортини и Пальмиро Тольятти. Моравиа будет руководить журналом до последних дней: в начале с Альберто Кароччи, с 1966 г. к ним добавится П. П. Пазолини, затем Аттилио Бертоллуччи и Энцо Сичилиано; с 1982 г. вместе с ним во главе издания будут стоять Энцо Сичилиано и Леонардо Шаша.

В 1954 г. выходят сборник «Римские рассказы» («I racconti romani») и роман «Презрение» («Il disprezzo»). В первой половине 50-х Моравиа пишет многочисленные предисловия к произведениям итальянских авторов, а в 1957 г. начинает сотрудничать с журналом «Эспрессо», в котором будет вести рубрику и кино. В это же время писатель все больше интересуется театром и пишет пьесы «Маскарад» и «Беатриче Ченчи». В 1958 г., впервые посетив Советский Союз, выпускает эссе «Месяц в СССР» («Un mese in URSS»).

После выхода в 1959 г. сборника «Новые римские рассказы» («Nuovi racconti romani»), а в 1960 г. романа «Скука» («La noia», лит. премия «Виареджо» за 1961 г.), литературная карьера писателя находится на вершине славы, а сам Моравиа признан ведущей фигурой литературных кругов Рима. В последующие годы его мнение о событиях культурной, общественной либо политической жизни будет считаться одним из самых авторитетных.

В апреле 1962 г. Моравиа расстается с Эльзой Моранте; его новой спутницей становится молодая писательница Дача Мараини. В этом же году выходят эссе «Мысль об Индии» («Un’idea dell’India»), написанное после поездки в эту страну в 1961 г. вместе с Моранте и Пазолини, и первый из задуманных трех сборник рассказов «Робот» («L'automa»), главная тема которых – отчуждение человека в современном мире. В 1967 г. выйдет второй сборник «Вещь есть вещь» («Una cosa è una cosa»), а в 1970-м третий – «Рай» («Il paradiso»). В 1963 г. в сборнике под заглавием «Человек как завершение и другие эссе» («L'uomo come fine e altri saggi») Моравиа объединяет очерки и эссе различной тематики, написанные с 1941 по начало 60-х гг. Вступив в полемику с неоавангардной «Группой 63», в 1965 г. публикует свой экспериментальный «роман в романе» «Внимание» («L'attenzione»).

Начиная с 1966 г., когда по случаю Туринского Фестиваля современного театра была поставлена его пьеса «Мир таков, каков он есть» («Il mondo è quello che è»), Моравиа все большее внимания уделяет драматургии. Вместе с Дачей Мараини и Энцо Сичилиано он основывает театральную антрепризу «Дикобраз», которая размещается в театре на виа Бельсиана в Риме. Там ставятся пьесы «Интервью» («Intervista») самого Моравиа, “Обычная семья» Д. Мараини, «Чашка» Э. Сичилиано, а также произведения К. Э. Гадды, Вилкока, Стриндберга, Паризе. Театральный эксперимент прервется в 1968 г. из-за отсутствия финансовых средств. В 1967 г., в журнале «Новые аргументы», писатель излагает свои взгляды на современный театр в эссе «Болтовня в театре» («La chiacchiera a teatro»). в том же году, вместе с Д. Мараини, совершает поездку в Японию, Корею и Китай, а его репортажи для «Коррьере делла сера» выйдут отдельной книгой под заглавием «Культурная революция в Китае» («La rivoluzione culturale in Cina») в 1968 г., - как раз тогда, когда писателя неоднократно критиковали радикально настроенные студенты.

«Бог Курт» («Il dio Kurt», 1968) и «Жизнь есть игра» («La vita è gioco», 1969). В 1971 г. выходит отмеченный влиянием фрейдизма и ставший скандально известным роман «Я и он» («Io e lui”) и критическое эссе «Поэзия и роман» («Poesia e romanzo»), а в 1972 г. писатель отправляется в длительные поездки в Африку, результатом которых станет книга «Из какого ты племени?» («A quale tribù appartieni?», 1972; позже на африканскую тематику Моравиа напишет еще две книги: «Письма из Сахары» - «Lettere dal Sahara», 1981, и «Африканские прогулки» - «Passeggiate africane», 1987, основанные на материалах, собранных писателем во время работы в Африке в качестве специального корреспондента газеты «Коррьере делла сера»).

В 1973 г. выходит его новый сборник рассказов «Другая жизнь» («Un’altra vita») , а в 1976-м – еще один, под заглавием «М-да» («Boh»). В 1978 г. опубликован его новый роман «Внутренняя жизнь» («La vita interiore»), ставший итогом семилетнего труда.

В 1982 г. выходит новый роман «1934» и собрание сказок «Истории из доисторических времен» («Storie della Preistoria»), а писатель в очередной раз отправляется в Японию и останавливается в Хиросиме. Для журнала «Эспрессо» он готовит три журналистских расследования об атомной бомбе. Этой же проблематике – а именно соотношению между гуманитарной культурой и наукой – посвящен новый роман Моравиа «Человек, который смотрит» («L’uomo che guarda», 1985).

В 1983 г. выходит сборник рассказов «Вещь» («La cosa»), посвященный Кармен Ллера, новой спутнице жизни Моравиа, испанке, почти на 47 лет моложе писателя. Он женится на ней в 1986 г.. вызвав множество кривотолков.

«Европейский дневник» газеты «Коррьере делла сера». Во второй половине 80-х гг. выходят его сборники пьес и эссе «Ангел информации» («L’angelo dell’informazione», 1986), «Атомная зима» («L’inverno nucleare», 1986), «Поездка в Рим» («Il viaggio a Roma», 1987), «Вилла по пятницам» («La villa del venerdì», 1990). Выходят два тома его «Собрания сочинений», охватывающих соответственно периоды с 1927 по 1947 гг. и с 1948 по 1968 гг. В 1990 г., вместе с журналистом Аленом Элканном, пишет автобиографию, озаглавленную «Жизнь Моравиа» («Vita di Moravia»).

«Ромильдо» («Romildo», 1993) и «Пропавшие рассказы» («Racconti dispersi», 2000).

Жанровое и тематическое многообразие творчества Моравиа обеспечило писателю одно из самых значительных мест в истории итальянской литературы 20 века. Для многих представителей культуры и интеллигенции, начиная с шестидесятых годов, он стал своего рода «точкой отсчета», эталоном в оценке тех или иных оценок культурной жизни, благодаря во многом своей политической и гражданской позиции, организаторским способностям, умению адекватно оценивать и влиять на ход литературного процесса. Критическая оценка его произведений превратила его в одного из крупнейших представителей неореализма, которым вряд ли возможно описать всю совокупность его творчества, поскольку, если верно утверждение, что определенные положения марксизма, на которые опирается его творчество, дает писателю возможность провести критический анализ буржуазии, с другой стороны, верно и то, что на Моравиа влияет и теория психоанализа Фрейда, на основе которой он подчеркивает искаженные стороны мировосприятия, основанного только на сексе и власти денег.

„неудобного” интеллектуала, всегда имевшего свою точку зрения и умевшего ее отстаивать. Тем не менее, его без сомнения плодотворная, но неоднородная творческая карьера только частично оправдывает его международное признание как писателя, во многих аспектах спорного и повторяющегося.

В своих произведениях Моравиа использует большое количество выразительных форм, широко экспериментируя в очень разных по характеру романах и рассказах, причем эти формы и средства выражения могут варьировать от сюрреализма до неореализма, дополняя собственно прозаическое творчество эссеистикой, в которой изображались исторические события современности, изменения идеалов и нравов общества. Все это не значит, однако, что писателю всегда удавалось достигать той художественной высоты, на которую он поднялся в своем первом романе „Равнодушные”.