Приглашаем посетить сайт

И.Л. Лапин, В.В. Здольников, С.В. Лапунов: Зарубежная литература 20 века
Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебно-методическое пособие представляет собой всего лишь компендиум истории зарубежной литературы XX в., ориентированный на учебную программу университета и никоим образом не претендует на рассмотрение всей сложности и разнонаправленности общемирового движения искусства слова на рубеже второго-третьего тысячелетий. Рассчитанное в первую очередь на оказание помощи в самостоятельной работе студентов, подготовке к зачетам и экзаменам, оно сконцентрировано только на том, что особенно важно как для приобретения необходимых знаний по академическим курсам, так и для выработки профессиональных навыков постижения закономерностей литературного процесса. Предлагаемые разделы пособия – это и определенная периодизация литературы столетия, и вариант распределения учебного материала по трем завершающим изучение предмета семестрам.

В открывающем книгу разделе очерчена литература первой трети XX в., хотя представленные здесь явления, и в этом проблема любой периодизации, редко замыкаются рамками тридцатилетия. Поэтому нелишне смотрятся напоминания, где и как они перекликаются с прошлым и задают тон будущему. И если на поверхности уже с первых лет двадцатый век был вызывающе резок в своем отрицании опыта предшественников, глубинное движение его художественной культуры осуществлялось в сложной взаимоувязанности традиции и новаторства, наследования и ниспровержения. Бескомпромиссные манифесты, хлесткие лозунги, шокирующие творческие находки авангардистов, вопреки их ожиданиям, вовсе не убивали классику. Модерну приходилось соседствовать с показавшими себя не в меньшей степени оригинальными и современными достижениями художников на путях, проложенных классицизмом, романтизмом, реализмом, натурализмом, символизмом. Первая мировая война, октябрьская революция в России коренным образом изменили геополитическую карту Европы, где рушились империи, появлялись новые и возрождались разрушенные государства. Обостряющееся противостояние социально-экономических систем, ускорение научно-технического прогресса, возрастающая агрессивность фашистской и потребительской идеологий делали для западной интеллигенции особенно трудным выбор своей позиции, вели к метаниям между позитивизмом, марксизмом, фрейдизмом, целым рядом других, ранее маргинальных научно-философских концепций. В литературе эта ситуация обозначилась все более явным водоразделом между теми, кто пугал нарастающей волной дегуманизации искусства и человека, фактически капитулируя перед ней, и писателями, активно вставшими на защиту гуманистических перспектив общества.

–50-х годов, с одной стороны, показывает дальнейшее развитие наметившихся в начале века тенденций, с другой – прослеживает специфику художественных поисков накануне, по ходу и после второй мировой войны. Фашистская агрессия, безальтернативно сделавшая вооруженное противостояние основным способом защиты человеческой цивилизации, для большинства писателей сделала борьбу их судьбой. Движение сопротивления, фронт, партизанские будни требовали реального гражданского мужества, равного владения штыком и пером, умения выжить и достойно умереть. Резкая политизация, публицистичность литературы этого периода естественно сочетаются с углубленным психологизмом, постановкой острейших социально-этических проблем.

–XXI веков, сконцентрирован на характеристике как общих и наиболее резонансных для этого времени художественных течений, так и творчества виднейших авторов отдельных стран. Мир, некоторое время двуполярный, затем как бы оказавшийся во власти одной сверхдержавы, сегодня все увереннее демонстрирует многовекторность интересов и путей развития, возрастающее влияние коллективных решений ООН, стран Движения неприсоединения, самодостаточных региональных организаций. Усиление поликультурного начала современного искусства ощущается и в динамике освоения литературами наиболее заметных художественных открытий, и в постоянно нарастающем количестве переводов, и в востребованности творчества писателей буквально всех континентов. Характерное для этих десятилетий выдвижение на авансцену постмодернистских поисков, во многом обостривших поляризацию элитарной и массовой культуры и литературы, не подменило и не обеднило разнонаправленность современного искусства, его гуманизирующую суть.

основой пособия является сопоставительный подход, взвешенная соотнесенность мировоззренческих, культурологических, исторических и поэтологических критериев анализа. Намеренно не модернизируя свои подходы, не замыкаясь в рамках методологии какой-либо одной научной школы, авторы максимально учитывают современные историко-теоретические наработки искусствознания и литературоведения. Во всех случаях реализуется принципиальная установка – обозначить вклад литературы в гуманизацию человека и общества, компактно и системно представить современную западную словесность, углубленному знакомству с которой должны помочь учебники и учебные пособия из предлагаемой в конце каждого раздела библиографии.


И. Л. Лапин