Приглашаем посетить сайт

И.Л. Лапин, В.В. Здольников, С.В. Лапунов: Зарубежная литература 20 века
Литература Италии (раздел второй)

Литература Италии

Эпоха «черного двадцатилетия» Муссолини и участие Италии в развязывании второй мировой войны стали серьезным испытанием для итальянской литературы. Крах фашистского режима, дискредитация монархии, приведшая к провозглашению Италии республикой (июнь 1946 г.) повлияли и на культурную жизнь. Для итальянской литературы послевоенные годы стали временем как осмысления недавнего прошлого, так и размышлений о новых путях развития. Результатом поиска творческого вдохновения стало осознание необходимости обратиться к реалистической традиции после продолжительного увлечения модернизмом. Свидетельством возврата итальянской литературы к действительности стало возникновение неореализма, оказавшего многолетнее влияние как на культуру этой страны, так и на мировой культурный процесс. Поскольку неореализм возник в кинематографе, а затем распространил свои принципы на другие виды искусства (так, классик неореалистического кино Ф. Феллини начал свой творческий путь как литератор и сценарист), основополагающие принципы неореализма в кино и литературе, несмотря на отсутствие эстетических деклараций и манифестов, стали общими:

– злободневность сюжетов: жизнь послевоенной Италии, повседневные житейские драмы – поиски работы, хлеба и крова;

– автобиографизм, являющийся методологической основой неореализма (через него прошли все авторы): произведение – это «лирический документ», в котором автор изображает «воспитание чувств» человека своей эпохи;

– пространство и время в произведении предстают идентичными реальным;

– интерес к «малым вещам» сочетается с интересом к «маленьким людям»: персонажи подбираются по принципу социальной типичности: если типаж оказывался выразительным, автор буквально «прикипал» к не-му;

– отказ от символов, ассоциаций, стилевой «красивости», использование жаргона и диалекта.

творчество Васко Пратолини (1913–1991). Ведущие мотивы его произведений, основанных на автобиографическом материале, – семейная хроника и тема антифашистского Сопротивления.

Сюжетной основой романа «Повесть о бедных влюбленных» (1947, опубл. в 1956) стали воспоминания о жизни рабочих окраин Флоренции в конце 20-х – начале 30-х годов, в том числе и о фашистском терроре (события «ночи Апокалипсиса» осени 1925 г. ). Главным героем романа становится целый рабочий квартал, жизнь которого типична для подобных районов любого итальянского города. Улица становится коллективным героем, в жизни которого есть как светлые, так и темные стороны. Несмотря на то, что здесь живут очень разные по образу жизни, моральным принципам и политическим убеждениям люди, жизнелюбие и сплоченность жителей-тружеников дают им нравственное превосходство как над живущими в богатых кварталах, так и над отвергнувшими все моральные принципы фашистами. Нравственную правоту «улицы» в романе подтверждают судьбы четырех девушек с виа дель Корно («ангелы-хранители») и кузнеца Коррадо – коммуниста, антифашиста, любимца бедноты.

–1990). Типичный персонаж произведений сборника «Римские рассказы» (1953) – бедный парень, ведущий безуспешную борьбу за существование. Этот простодушный, честный и религиозный неудачник не может добиться счастья честным путем, а попытки что-нибудь «выкинуть» (украсть, ограбить, побить) обречены на неудачу. Но «неудачников» Моравиа нельзя назвать преступниками: их «преступления» либо остаются в мечтах, либо превращаются в комедию («Хулиган поневоле», «Воры в церкви», «Гроза Рима»). Еще один ведущий мотив «Римских рассказов» (как, например, в рассказе «Друзья познаются в беде») – одиночество современного горожанина, обреченного жить сегодняшним днем, без перспективы.