Приглашаем посетить сайт

И.Л. Лапин, В.В. Здольников, С.В. Лапунов: Зарубежная литература 20 века
Литература Франции (раздел второй)

Литература Франции

Начиная с 30-х годов французская литература особенно политизируется. Неудачная попытка фашистского путча 6 февраля 1934 г. была воспринята левыми силами как сигнал к объединению перед лицом новой угрозы. Под влиянием этих событий была создана Ассоциация революционных писателей и художников Франции, почетным председателем которой был

Р. Роллан. Эстетической платформой объединения стала борьба за сохранение национальных традиций в искусстве и пропаганда соцреализма. Победа на выборах 1936г. партий, составлявших антифашистский Народный Фронт, позволила французским литераторам левой ориентации стать инициаторами и активными участниками Первого Международного конгресса в защиту культуры (Париж, июнь 1935 г.), на котором было объявлено о создании Международной ассоциации писателей в защиту культуры. В ее состав вошло 18 французских литераторов во главе с А. Барбюсом и Р. Ролланом.

«невмешательства». Политика «умиротворения» Третьего Рейха, символом которой стал Мюнхенский сговор, привела к позорному поражению Франции летом 1940 г. К чести французской литературы, немногие писатели присоединились к коллаборационистам. Некоторые, как Роллан, продолжили повседневную работу, игнорируя оккупантов и их пособников. Большинство известных литераторов приняло участие в движении Сопротивления.

«личность и история», «интеллигенция и революция». Так, Р. Роллан посвящает этим проблемам заключительные главы «Очарованной души», а также заключительную пьесу «Театра революции» – драму «Робеспьер». Проблема «личность и история» стала ведущей в творчестве еще одного ведущего французского прозаика-традиционалиста – Роже Мартена дю Гара (1881–1958, Нобелевская премия 1937 г.). Как и Роллан, молодым человеком он прочитал «Войну и мир». В дальнейшем чтение Толстого, Роллана, а также историческое образование сделали для писателя невозможным представление о человеке вне связи с семьей, обществом, временем. Тема эстафеты поколений в общественном развитии возникает уже в первых романах «Становление» (1909) и «Жан Баруа» (1913). Герой последнего определяет смысл жизни отдельного человека и его поколения как долг перед историей: «Наше понимание истины неизбежно будет превзойдено. Но это не может лишить нас мужества. Долг каждого поколения – идти к истине до последнего доступного ему предела и держаться найденной правды так, как если бы она была абсолютной истиной. Без этого не может быть развития человечества».

«Семья Тибо» (1922–1940), начатой писателем как классический семейный роман и превратившейся в летопись истории начала ХХ века. Созданный под впечатлением недавно завершившейся войны, роман расставляет новые акценты в традиционном конфликте поколений – противостоянии Оскара Тибо, главы буржуазного клана, и его младшего сына Жака. В характере Тибо-старшего семейное и общественное слито воедино. Как человек Тибо хорош – и даже бунтующий сын признает это. Но Тибо-человек подавляется Тибо-чиновником, который, опасаясь забвения, всеми способами стремится утвердить свою власть: в семье, обществе (пример – бюст самому себе в созданной им же колонии). Но получая власть над людьми, Тибо-старший сам попадает под эту власть. Так он вступает на путь смешения собственного блага и того блага, во имя которого действует. Перед читателем Тибо-отец предстает уже поддавшимся этому искушению. Но в момент главного испытания семейное начало оказывается сильнее чиновничьего. Перед смертью он предстает настолько иным, что это поражает даже его сына-врача. Кроме того, перед лицом смерти отца все члены семьи, в том числе и Жак, осознают себя принадлежащими одному роду, они отыскивают друг друга и самих себя. Прежде всего это относится к образам Антуана и Жака.

Главные герои романа, представляющие молодое поколение, воплощают основные типы молодого человека, сложившиеся в художественной литературе: Антуан – тип «прагматика», Жак – «романтика», Даниэль де Фонтанен, друг Жака, – «имморалиста». Отвергая модель поведения, основанную на отказе от морали (свидетельство тому – дальнейшая судьба Даниэля), автор сосредоточивает внимание на судьбах Антуана и Жака. Жак Тибо – «бунтарь» в традиционно романтическом духе (ощущение непризнанной исключительности, «неправильная» внешность, жажда побега). Всю свою жизнь он бросает решительное «нет» желающим его подчинить. Но когда грянувшая мировая война все расставляет на свои места и заставляет сделать однозначный выбор, с Жака исчезает налет романтической загадочности. Увлеченный идеей революции, Жак отдает ей свою жизнь. Но его гибель оказывается прекрасной и нелепой одновременно. В реальной истории индивидуальное романтическое самопожертвование бесплодно. Подвиг Жака оказался не нужен тем, ради кого он был совершен.

– прежде всего практик. В полной мере его характер раскрывается в эпизодах, связанных с врачебной деятельностью. Он терпит внутреннее крушение там, где в нем побеждает жажда внешнего блеска, и побеждает там, где он врач и ученый. Лучшие свои качества Антуан демонстрирует там, где действует. Война также заставляет его сделать жизненный выбор: отказаться от позиции «над схваткой». И пусть смерть Антуана лишена эффектности, но не все умирает вместе с ним. Записывая до конца все проявления своей болезни, он стремится принести пользу науке. В последние дни жизни Антуан пересматривает свои прежние принципы, отвергая мораль, согласно которой «хорошо все, что помогает мне утверждать себя». Лишь пересмотрев прежнюю систему ценностей (и во многом признав правоту брата!), Антуан получает право давать сыну Жака советы, как «стать настоящим человеком».

– начало нового периода творчества Луи Арагона (1897–1982). В период активной общественно-политической деятельности (руководство Ассоциацией революционных писателей и художников, активное сотрудничество с коммунистическими изданиями) происходит формирование новых эстетических воззрений писателя. После решения Первого съезда советских писателей Арагон заявил о «безусловном приятии» соцреализма при условии сохранения и развития национальных литературных традиций: «Я думаю, что подражание советским книгам ни в коем случае не является путем реализма во Франции... Социалистический реализм обретет в каждой стране всеобщую ценность только в том случае, если погрузит свои корни в конкретную национальную действительность...» К середине 30-х годов расширяется творческий диапазон писателя – возникает замысел цикла романов о французском обществе первой половины

«Реальный мир». За два десятилетия было создано пять романов: «Базельские колокола» (1934), «Богатые кварталы» (1936), «Пассажиры империала» (1941–1942), «Орельен» (1944), «Коммунисты» (1949–1951, окончательная редакция – 1967–1968). В цикле представлена картина жизни Франции с начала ХХ века до второй мировой войны. Ориентируясь на традиции соцреализма, Арагон активно включает в повествование идеологическое начало. Особое место в цикле занимает роман-эпопея «Коммунисты». Через фигуру центрального героя – коммуниста Армана Барбентана – решается проблема соотношения понятий «партия» и «Франция». Все решает 1940 год – главные герои включаются в движение Сопротивления.

Раздумьями о прошлом, настоящем и будущем Франции наполнен исторический роман «Страстная неделя» (1958). Действие романа разворачивается в переломную для Франции эпоху «Ста дней». Главный герой – молодой художник Теодор Жерико (лицо реальное) – поставлен перед выбором: с кем быть? Выбирать приходится между тремя силами: Бурбонами, которые ищут защиты за чужими штыками; Наполеоном, рвущимся к Парижу и по-прежнему популярным; и народом, которому одинаково плохо и при Бурбонах, и при Бонапарте. При этом выбор Жерико-гражданина неотделим от выбора Жерико-художника: определить место в истории своей страны для Арагона значит и определить свой путь в искусстве.

«Реальном мире»), посвященными судьбе нации в настоящем и будущем. С их помощью автор прочерчивает идеологическую магистраль романа: от взятия Бастилии – до 1848 г., затем – к 1871 г., и наконец – к движению Сопротивления.

С традициями французского реализма органически связано творчество Франсуа Мориака (1885–1950, Нобелевская премия 1952 г.). В историю французской литературы он вошел как исследователь нравов своего поколения, передавший процесс распада провинциальной буржуазии. Выросший в католической семье, Мориак стремился преподать своему читателю и урок христианской добродетели.

французскими реалистами ХIХ века темы опираются на одну такую же старую проверенную идею: «Не будет ничего, если не будет Бога». Актуальность связи этой идеи с вопросами современности в том, что в романах Мориака представлено общество после «смерти Бога». «Бог умер» – а значит утрачены основы нравственности, возможность разграничить добро и зло. И не найдена иная шкала нравственных оценок, кроме чистого меркантилизма.

«Тереза Дескейру» (1927), «Клубок змей» (1932), «Дорога в никуда» (1939). «Тереза Дескейру» – исследование преступного сознания. Терезу обвиняют в попытке отравить мужа. Но автора волнует не детективная интрига, а то, как провинциальная буржуазная среда толкнула героиню на преступление. Семья Терезы, как и всякая буржуазная семья, создана не по любви, а лишь ради выгоды. Еще одной постоянной метафорой семьи становится «золотая клетка», при этом существование женщины в клетке-семье становится нормой. Из такого противоестественного положения Тереза хочет вырваться столь же противоестественным способом.

«Клубке змей» попыток убийства нет. Но их заменяет атмосфера ненависти внутри семьи, где все ее члены отравляют друг друга ядом лжи и лицемерия. Помыслы каждого вертятся вокруг сейфа с ценными бумагами, вокруг наследства. Каждый член семьи ненавидит другого, а все вместе – главу семейства. Клубок змей – не только символ буржуазной семьи, в него превратилось и сердце главного героя. Перед лицом смерти он осознает и себя частью большого «клубка», поэтому не пытается выставить себя жертвой окружающей его подлости. В финале Мориак заставляет героя обратиться к Богу, чтобы убить «клубок змей» в его сердце. Впрочем, такой финал сильнее подчеркивает бессмысленность жизни ради денег.

В отличие от своих современников Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944) как в жизни, так и в творчестве принципиально не желал участвовать в политических кампаниях. В то же время на протяжении всего творческого пути он воспевал радость труда, взаимопонимание людей, высокие моральные качества человека. Биография Экзюпери-писателя неотделима от биографии Экзюпери-летчика. Поступив в 1921 г. на службу в военно-воздушные силы, Экзюпери до конца жизни остался верен небу: в мирное время он был почтовым летчиком, в годы Второй мировой войны служил в разведывательной авиации. Возможность летать означала для Экзюпери возможность действовать: в 1937 г. на собственном самолете в качестве журналиста он прибыл в Испанию; после оккупации Франции, угнав самолет, с несколькими десятками «непримиримых» присоединился к де Голлю; с 1943 г. летал в разведывательной эскадрилье «Сражающейся Франции». 31 июля 1944 г. он был сбит во время выполнения задания.

– как своей, так и товарищей. Для всех его произведений, посвященных авиации, – повестях «Южный почтовый» (1928), «Ночной полет» (1932) и романе «Планета людей» (1939) – характерен один и тот же круг проблем. Время вхождения Экзюпери в литературу – это время, когда человек еще только начинал осваивать «пятый океан». Однако изображение писателем работы летчика избавлено от ложноромантических представлений о героизме как игре со смертью. Жизнь пилота – тяжелый труд, но в то же время радостный и вдохновенный, ведь почтовый летчик соединяет других людей, а значит, чувствует свою ответственность перед ними. По убеждению писателя, жизнь одного человека имеет цену лишь как частица жизни всего человечества и лишь в той мере, в какой человек занят во всеобщей трудовой деятельности.

Бесспорно и художественное значение написанной Экзюпери в 1943 г. аллегорической сказки «Маленький принц», в которой раздумья современного человека переплетены с фольклорными образами (принц, влюбленный в Розу; мудрый Лис), лиризм переплетен с социальной сатирой. Но прежде всего это «сказка для взрослых», проникнутая тоской по подлинной красоте и искренности человеческих взаимоотношений, какие доводится испытать только в детстве.