Приглашаем посетить сайт

И.Л. Лапин, В.В. Здольников, С.В. Лапунов: Зарубежная литература 20 века
Контрольные вопросы (раздел третий)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Основные вехи социально-политического и литературного развития мира в завершающем сорокалетии ХХ в. Всплеск гражданской и художественной активности народов всех континентов.

2. Романтизм и реализм в новую эпоху. Своеобразие актуализаций их поэтики в различных странах и у отдельных авторов.

3. Постмодернизм в соотнесении с предшествующим и текущим литературным процессом. Определяющие мировоззренческие и творческие установки.

4. Магический реализм: взаимопроникновение факта, чуда и гротеска. Европейские и латиноамериканские основы, вариативность художественных решений.

5. Экзистенциализм как философское и художественное направление. Важнейшие принципы, тенденции, авторы.

6. Театр абсурда – художественный вызов унификации, выхолащиванию, алогичности действительности. Отказ от сценической иллюзии реальности, бездействующие и безликие персонажи.

7. «Новый роман», его исходная противопоставленность классическому. Шозизм и тропизм: своеобразие демонстраций овеществления человека, подсознательных коллизий его психики, «мира неподлинности».

8. Структуралистские принципы самодостаточности текста, структурно-семиотической дешифровки его кода. Деконструкция, «открытое тело» у постструктуралистов.

9. Симультанизм как литературное движение и художественная слагаемая формирующегося синергетического, нелинейного мировосприятия.

10. Важнейшие течения литературы Франции, их увязанность с классическими, авангардистскими и поставангардистскими парадигмами.

11. Реалистическое видение мира, острая постановка проблем современной действительности в романе А. Лану «Когда море отступает».

12. Изобличение фашизма, его глубинных корней в мещанстве, мастерство повествования Р. Мерля в романе «Смерть – мое ремесло». Антиутопия «Мадрапур».

13. Жизненные и художественные установки Ж. П. Сартра. Экзистенциальная драма «Затворники Альтоны»: центральные персонажи, коллизии, идеи.

14. «Посторонний» в творческом наследии А. Камю. Своеобразие композиции, экзистенциальная парадигма повести.

15. Художественные решения А. Камю в «Чуме» и экзистенциализм. Гуманизм писателя.

16. «Театр абсурда» и драма С. Беккета «В ожидании Годо». Специфика ее персонажей, коллизии, языка.

17. Пьесы Э. Ионеско «Лысая певица», «Носороги». Художественная абстракция, эксцентрический гротеск как основа сатиры «театра абсурда».

18. Н. Саррот и «новый роман». Характер реализации этого течения в романе А. Роб-Грийе «В лабиринте».

19. Структурализм в художественных исканиях французской литературы. Постструктурализм.

20. Контрасты современной цивилизации, поэтика постмодернизма и симультанизма в романах М. Уэльбека «Элементарные частицы», «Платформа».

– Восток в романе Дай Сы-цзе «Комплекс Ди».

22. Литература Великобритании, ее видные авторы. Социально-критические и психологические тенденции в прозе и драматургии, обновление традиционных жанров.

23. Возрождение общественного значения театра, движение «рассерженной молодежи» и пьеса Дж. Осборна «Оглянись во гневе».

24. Драматургия Г. Пинтера и его пьеса «Предательство». Опыт национальной сатиры, «театр абсурда» и чеховская традиция в его творчестве.

25. «Ключ от двери» А. Силлитоу в контексте английской «рабочей» литературы. Сильные и слабые ее стороны.

26. Экзистенциально-психологическое начало прозы А. Мёрдок. Проблема искусства в романе «Черный принц».

27. Современное сознание в интерпретации Дж. Фаулза. «Женщина французского лейтенанта» и эстетика интертекстуальности.

28. Немецкая литература, общенациональное и разделенное в ней. Важнейшие авторы и проблематика.

29. Социально-политическая и нравственная проблематика в творчестве Г. Бёлля. Изображение жизненной клоунады в романе «Глазами клоуна».

30. Недавняя история и современность, проблемы выбора и «преодоления прошлого» в романе «Урок немецкого» З. Ленца.

31. Утверждение необходимости кардинальных трансформаций общества, важности личностного фактора при выборе их направленности в романе Э. Штриттматтера «Оле Бинкоп».

32. Коллизия социального и нравственного в романе М. В. Шульца «Мы не пыль на ветру». Характеры центральных персонажей.

33. Традиции немецкой сатиры, ироикомическая амбивалентность произведений Г. Грасса. Роман «Собачьи годы».

35. Движение битников и мотив «великого американского путешествия» в творчестве Д. Керуака. Автобиографическая основа романа «На дороге».

36. Человек, книга и живая природа в гуманистической фантастике Р. Брэдбери. Критика технократической цивилизации в романе «451° по Фаренгейту».

37. Изобличение тоталитаризма, роботизации личности в сатирико-фантастических произведениях К. Воннегута. Роман «Колыбель для кошки»: трагикомическое и «черноюмористическое» начала, религиозно-философская проблематика.

38. Острое неприятие духовной унификации, противопоставление ей гуманистического начала в повести Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

«Кентавр» Дж. Апдайка: драматическое видение «среднего американца», проблематики молодежи и школы.

40. Латинская Америка в социально-политических и художественных процессах современности. «Бум» латиноамериканского романа, его виднейшие авторы.

41. Творческий портрет Х. Л. Борхеса. Рассказы писателя и постмодернизм.

42. «Глубокие реки» Х. М. Аргедаса и индихенизм. Природа и человек, местное и общенациональное, элементы мифомышления в романе.

«Лавки чудес» Ж. Амаду. Автор и его герои в романе.

«Смерть Артемио Круса».

45. Реальность чудесная и конкретная в романе Г. Гарсии Маркеса «Сто лет одиночества». Мастерство художественной иронии.

46. Художественный мир «Города и псов», «Зеленого дома» М. Варгаса Льосы, смысловая нагрузка симультанной поэтики.