Приглашаем посетить сайт

И.Л. Лапин, В.В. Здольников, С.В. Лапунов: Зарубежная литература 20 века
ХХ век. Раздел первый

ХХ ВЕК. РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Характер литературного процесса на Западе в первой трети ХХ века определяется развитием тех тенденций, что зародились в последней трети ХIХ века, и новых, обусловленных бурными событиями, которыми отличен век следующий буквально с первых лет своего рождения. Мировая война, социалистическая революция в России – здесь в первом ряду и по своей глобальности и по влиянию на культурную ситуацию во всем мире. Кризис духа, христианской веры, культуры так или иначе охватил всю Европу, «она не узнает себя больше», как писал Поль Валери в эссе «Кризис духа» (1919 год). Этот кризис означал историческое банкротство Просветительства с его философией истории как непрерывного движения вперед прогресса, направляемого разумом. Не случайно появление в эти годы книги О. Шпенглера «Закат Европы» (1818–1922 гг.), очень пессимистичной относительно и ее будущего и перспектив цивилизации. Его осознание, поиски путей преодоления определяют культурологические доминанты первой трети века.

Резко активизировались и традиционалистское и модернистское направления в искусстве и литературе. Первое, не отказываясь от общей социально-критической направленности своего творчества, перешло к поискам новой тематики и новых героев. Следуя лозунгу Анри Барбюса «истина революционна», художники-традиционалисты на путях революционного преобразования общества в соответствии с социалистическим идеалом прежде всего видели возможности дальнейшего развития европейской цивилизации, движения литературы к новым достижениям и открытиям.

В русле традиционной эстетики реализма на Западе повсеместно складывается литература социалистической ориентации. К ней по критическому пафосу, по силе отрицания старых ценностей объективно примыкает литература «потерянного поколения», имеющая также интернациональный характер. Она усилила в то же время трагизм мироощущения, когда старые ценности рухнули, а новые не появились, мотивы одиночества и стоицизма перед лицом враждебного индивидууму мира.

поисков, отказ от предшествующей традиции – на путях «тотального освобождения духа». Они в своих концепциях творчества и личности опирались на последние достижения идеалистической философии (интуитивизм А. Бергсона) и психологии (психоанализ З. Фрейда).

– время равноправного соревнования традиционализма и модернизма, где оппонентам предстояло доказывать творческими успехами свое право быть в авангарде духовного развития цивилизации.